понедельник, 8 февраля 2016 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 114 - ISSUE 114


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 114

 ISSUE 114 – JAKA’S STORY 1 – PROLOGUE

… Это история Джаки…

Старая нянюшка рывком одергивает тяжелые шторы, позволяя золотистым лучам утреннего солнца проникнуть в комнату сквозь богато декорированное окно.
- Проснись и пой. Проснись и пой, Джака…

Джака просыпается. Она садится, поправляет растрепанные волосы и пытается разбудить своего мужа. Рик сонно бурчит что-то нечленораздельное. Джака накидывает на плечи покрывало, ежиться от царящего в доме холода. Она решает принять ванну...

Будучи ребенком, Джака водные процедуры не жаловала. Каждое утро нянюшка мыла племянницу лорда Джулиуса, пока та принюхивалась к запаху ароматических масел, добавленных в воду, и остерегалась заполняющего всю комнату пара…

Рик все еще спит. Джака спрашивает, будет ли он принимать ванну. Рик вновь что-то произносит, но натянутое поверх головы одеяло песочного цвета приглушает его слова.
Когда, наконец, он просыпается, Джака уже приготовила завтрак…

На завтрак всегда была каша. Нянюшка слыхом не слыхивала о таких понятиях, как «эстетический вид», «баланс витаминов» или «идеальная консистенция», поэтому ее стряпня на вкус и вид напоминала цемент…

Рик пребывал в прекрасном настроении. Как всегда. Он попытался рассмешить ее, затем улыбнулся. Джака задала ему вопрос:
-       Когда ты подыщешь себе работу?
Он вновь завел уже знакомый рассказ на тему «сейчас уже достаточно поздно, а хорошие работы разбирают первыми». Не говоря ни слова, она вышла из комнаты…

Время, которое ей давали провести с самой собой наедине, запомнилось Джаке как самое счастливое. Она брала свою куклу, Мисси (пожертвованную девочке кем-то из прислуги), выходила во двор и играла в небольшом парке, примыкающем к имению. Под кронами деревьев, роняющих огромные желтые листья (и в зависимости от времени года желуди или каштаны), ей было уютно и спокойно. Тревога и печаль не покидали ее сердце, но Мисси скрашивала одиночество девочки как могла. Мать Джаки умерла когда девочке был год…

Рик постучал в дверь комнаты Джаки.
-      - Джака? Я пойду поищу работу…
Не дождавшись ответа, он спустился по скрипучей лестнице вниз. Хлопнула дверь. Дом окутала тишина…

Итак, «История Джаки»… Дейв Сим вдохновлялся великим комиксом LOVE AND ROCKETS при создании этого арка. Любовная мелодрама братьев Эрнандез помогла Симу создать сюжет, отличительной чертой которого был гуманизм. Сим в вводном слове поведал, почему именно о Джаке пойдет речь. Потому что она – единственный не карикатурный персонаж в серии, любящая заботливая, тихая. И еще потому что ей не нужно что-то материальное или духовное, что жаждут все остальные герои. Ее не прельщает золото или власть. Она просто живет своей жизнью, которая неразрывно переплетена с жизнью Серебаса.

Во время публикации JAKA’S STORY формат комикса претерпел изменения. Отныне номера разделялись на привычные комиксные страницы, чей сюжет относился к пост-Восхождению Серебаса (то есть развивался сюжет CEREBUS), и полноценные иллюстрации, сопровождающиеся рассказом о жизни Джаки (эта сюжетная линия происходила в прошлом). Сегменты чередовались друг с другом, порождая нелинейный нарратив высшего качества. Комиксу пошло на пользу слияние с прозой.

Кстаи о прозе. Сопроводительный текст был написан в стиле «цветастой» прозы. Я думаю, будет только лучше, если я сразу выдам вам автора этого текста. Им является герой комикса, являющийся пародией на Оскара Уайльда. Сим в очередной раз заимствует из реального мира прототипы для своего комикса, но в этот раз от писателя Уайльда был взят не только образ, а еще и стиль письма.

Факт: Дейву Симу не удалось доподлинно скопировать стиль изложения классика английской литературы. Тоже факт: сама проза, написанная Симом, от этого хуже не стала. С введением красочных описаний, длительных разъяснений, трогательных житейских моментов, памятных флэшбеков и прочего, воздействие комикса на читателя усилилось в разы. Номер теперь банально дольше читается, ведь Сим не скупится на текст, выдавая до 2000 слов в номере. Закономерно Джака теперь выглядит самым проработанным персонажем, ведь ее личности уделяется теперь так много внимания. В этом номере Сим пишет о ее детстве, и мы сразу узнаем о маленькой Джаке, племяннице лорда Джулиуса, массу фактов, подать которые в ином виде, кроме как текстовом описании, невозможно. Проза Сима хороша: видно, что он не сразу начал писать о Джаке в тот месяц, когда следовало сдавать первый выпуск арка. Вероятно, тренировался он давно, а теперь стремительно осваивал новый для себя способ подачи информации. Не без погрешностей (обилие скобок утомляет), но Сим прекрасно, завораживающе и просто мастерски описывает происходящие с девочкой события. Он довольно бесхитростно, на первый взгляд, распределяет текст в номере: сколько бы слов ни было на странице, все они относятся к нарисованной им и Герхардом иллюстрации. Иногда ему хватает пары абзацев, иногда, как в случае с разворотом в этом номере, Сим умудряется впихнуть в две страниц не только крупный рисунок, но и крошечный рассказ.

В то же время события в жизни взрослой Джаки тоже весьма интересны. Сим показывает контраст между детством ребенка и жизнью танцовщицы, вышедшей замуж  не за того человека, который мил ее сердцу. Рик, муж Джаки, выписан недостойным ее лентяем. Семейный быт стремительно разрушает веру Джаки в себя и свое будущее. Рассказ о жизни Джаки в настоящем полон скорее намеков, чем типовых сцен «действия/реакция на действие». Гляньте как забавно Сим передает настроение Джаки, раздосадованной мужем! Она даже не находится в кадре, а все, что она чувствует, понятно и нам.

 Арт же разделенным надвое не выглядит. Наоборот, нарисованные в едином стиле сцены и панели «сшивают» иллюстрированную новеллу и комикс. У линии «прошлого» даже есть собственное художественное решение: лицо нянюшки в номере вынесено за кадр, либо же заменено головой Мисси – куклы Джаки. То ли Джака просто забыла как выглядела ее сиделка, то ли с этим связаны какие-то эмоциональные переживания.

Настроение в серии тоже практические моментально сменилось. После космических пейзажей и губительно красивых панорам Айста мы  окунаемся в рутину, неприглядную и невыразительную. Сим степенно рисует одно действие за другим в цепочке, не выбрасывая лишние. Подчеркивая обыденность. Здесь есть свой конфликт, но даже он обозначен не как всепоглощающая сила природы (вспомните выпуск с убиением Транка и сравните его темп, манеру подачи и стиль с этим номером), а как обычная ссора, случавшаяся, надо полагать, уже не раз.


Завтра начнется история Джаки. оставайтесь с нами, если хотите услышать ее целиком…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...