вторник, 26 апреля 2016 г.

MOTHERLESS OVEN


MOTHERLESS OVEN

Кто бы мог подумать… Модернистский комикс, написанный практически неизвестным британским автором, оказывается чтивом настолько интересным, что пробуждает меня из творческой комы. О нем хочется говорить, его хочется советовать и ставить в пример как образец идеального фантастического произведения. Жанрово MOTHERLESS OVEN к "чистой" фантастике относится только частично. Это контролируемая автором фантасмагоря – путешествие сквозь мир, чьи правила неизвестны, манящи и непредсказуемы.

MOTHERLESS OVEN разворачивается в мире, похожем на наш. И под этим я подразумеваю непохожем на наш практически ничем. В нем не родители «делают» детей. Дети мастерят родителей – причудливые механизмы, наделенные душой и разумом. Здесь с неба ниспадает на землю дождь из ножей, а ветер смеется над тобой. Школы охраняют львы. Все мелкие бытовые приборы зовутся богами и обладают душой. Ни у кого нет дней рождения, только День Смерти, ведомый заранее. За две недели до Дня Смерти главный герой встречает имеющую кучу секретов девушку. Затем от него сбегает отец, перерезав цепи, сдерживающие его. Главный герой, девушка Вера и ее друг путешествуют через весь город к заводу, именуемому Motherless Oven в поисках отца и ответов на многочисленные вопросы. Заводу, который производит детей. Заводу, стоящему у черты, за которой ничего нет, только тьма и деревья, и мифы, бродящие среди опавшей листвы…

Фабула комикса кажется нарочито странной, запутанной, зыбкой. При этом комикс читается влет, содержит массу интеллектуальных метафор и аллегорий, очень неплохо нарисован и настолько необычен, что его просто не с чем сравнить. Мир MOTHERLESS OVEN интригует с каждым сюжетным нововведением. Столь футуристического и глубоко нездорового общества в комиксах редко встретишь. Столь самобытного – почти никогда. Создатель комикса, Роб Дэвис, используя относительно простой и линейный сценарий, умудряется создать не просто вещь забавную. Его комментарии относительно социальных аспектов жизни, спрятанные среди отлично написанных диалогов, являются главным поводом к прочтению. MOTHERLESS OVEN рассказывает о многом, но центральной темой является «коммуникация». Точнее, проблемы, связанные с коммуникацией. Применяя нехитрый реверсивный подход и заменяя взрослых детьми, Роб поднимает важные вопросы, касающиеся семьи, отцов и детей, связи между родителями и их отпрысками. Если не сильно отвлекаться на диковинных существ и концепты, которым бы позавидовал Грант Моррисон, комикс Дэвиса сумеет поведать нам о достаточно депрессивных, но неотвратимых вещах. О том, как дети, вырастая, забывают своих родителей. О том, что стоит больше времени уделять общению с детьми, ибо время, отведенное на совместное общение, уйдет безвозвратно. Это комикс о преемственности. О восприятии мира. О становлении себя (герои ищут свой путь в чужом и странном мире). О страхе расти и развиваться.

Столь тонких аллегорий и грамотной работы со сценарием совершенно не ждешь от автора, поэтому MOTHERLESS OVEN становится откровением. Комикс часто ругают за высоченный порог вхождения и клиффхэнгеры такого масштаба, что они, наверно, снятся в эротических фантазиях Брайану Вону. Однако, при этом история главных действующих лиц проста и интересна. Очень интересна, пожалуй. Сюжетных недосказанностей действительно много, но это тот случай, когда их раскрытие повредит волшебной атмосфере чудной сказки. Поражает концовка MOTHERLESS OVEN: она написана так, чтобы вызвать острый приступ меланхолии и желание узнать, что же станет дальше. Только после прочтения комикса я узнал, что Роб задумал комикс как первую часть трилогии, и в последующих выпусках мы таки узнаем ответы на все вопросы. Но самое интересное, что и без них MOTHERLESS OVEN выглядит законченной. Сотканной из странных сцен, значение которых ведомо только главным персонажам, атмосферных диалогом и местного эпоса, густого и насыщенного. Описывая конец своего главного романа (также не имеющего приемлемой концовки), Дэвид Фостер Уоллес так говорил о его финале: «Сюжет все же заканчивается, только за пределами книги». Так и сюжет первого тома этого комикса, кажется, вполне имеет приличное и нравящееся публике окончание. Только оно неизвестно никому. 

Слоев и смыслов, заложенных в комикс, множество. Дэвис не скатывается в абстракцию, четко дозируя информацию и не нарушая утвержденных им же правил, отчего, читая, не возникает ощущения блуждания, невозможности понять замысел творца. Не имея возможности в полной мере узнать о развитии главной сюжетной линии, любуешься самой структурой комикса. Мастерством автора, его умением оперировать сложными понятиями, языком, четкостью осознания того, что нужно читателю в данный момент – гонка со львами или душевное откровение. 

Дэвис нарисовал свой комикс, будучи верным всем канонам жанра. Это поразительно, но MOTHERLESS OVEN непохожа визуально на то, что должно рисовать вам воображение, учуяв словосочетание «контролируемая фантасмагория». Комикс очень строг в плане композиции и панельной сетки. Никаких излишеств, разворотов, косых линий и прочего баловства. Странно, но от вида четкой панельной сетки ощущение странности происходящего только усиливается. Сумасшествие становится нормой. 

Сравнивать творение Дэвиса с обычными комиксами, значит сознательно унизить последние, не дав им даже шанса проявить себя. Мейнстрим в большинстве своем тем и привлекателен, что он прост и доступен, но вместе с этим ограничен. MOTHERLESS OVEN возвышается над простыми комиксами, являясь чем-то большим, чем-то невероятным, чем-то уникальным. Дэвис словно создал новый жанр или изобрел новый цвет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

CASA MARAVILLA - PART I, CHAPTER 1 (cont.)

ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (продолжение) Funnies Inc . работало в две смены, стремясь удовлетворить потребности читателей, но...