воскресенье, 3 апреля 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #61 - WILL EISNER'S THE SPIRIT ARCHIVES COLLECTION






SUNDAY'S SHELFPORN #61 - WILL EISNER'S THE SPIRIT ARCHIVES COLLECTION

Сгодня большой день. Время рассказать об изданиях самого важного стрипа в истории комиксов. Если кто читал мою статью о PRINCE VALIANT, вы можете помнить, что я назвал стрип Фостера самым влиятельным в истории. Это утверждение верно, но с комиксами ведь творчество Фостера имело мало общего. Это были полноценные иллюстрации, совершенно не похожие на привычные упрощенные комиксы, нарисованные в манере картунистов. Однако, именно стрип Уилла Айснера по праву можно считать "Библией" комиксов - все, чем богат медиум, все, что он может предоставить читателю, все, что в силах совершить художник, рассказывая историю в картинках, есть в THE SPIRIT. Фостер служил вдохновением всем художникам, творящим после него. Айснер создал стрип, который считают эпохальным все творцы в медиуме, рожденные после 1950 года. Стрип Айснера попередил свое время на десятилетия. Приемы сторителлинга, используемые Айснером, революционизировали жанр. За те десять лет, что комиксы как жанр развивались в сороковые годы прошлого века, никто не двигал их вперед быстрее, чем это делал Айснер. Он превратил газетное приложение в шедевр, пересобрав заново все, что до этого было известно о производств комиксов и стрипов. Стиль Айснера изменялся с течением времени, и точно так же менялся и THE SPIRIT. С 1945 по 1952 год Айснер делал один из величайших шедевров в жанре, шлифуя свои навыки художника и рассказчика. Алан Мур в предисловии к первому тому полного собрания THE SPIRIT сказал об Айснере: "Никого, равного ему не было, и в свои самые пессимистичные времена я думаю, что уже не будет". 

Я планирую подробно рассказать о стрипе и интересной жизни Уилла Айснера в отдельной статье, а сейчас давайте посмотрим, как же выглядит переиздание самого крупного проекта художника. На фото ниже вы можете видеть всю коллекцию: 26 официальных томов, в которых собран весь материал, созданный Айснером. Dark Horse выпустили еще один комплментарный том, но он не является полноценным продолжением коллекции, хоть и содержит очень интересную серию самостоятельных комиксов.

Мне несказанно повезло, когда в этом году вдруг обнаружилось, что я забыл заказать отправку в Украину большой посылки с комиксами, хранившуюся на складе в Джерси. Склад затопило, а мне была выплачена компенсация, на которую я и купил этот сет, выиграв его на Ebay за смешные 450 долларов. Цена сета за последние три года никогда не опускалась ниже 900 долларов, а сам сет продавали не так уж много коллекционеров. Бывшим домом для собрания сочинений THE SPIRIT была Тарзана, Калифорния. Хозяин книг заботился о них - все тома пришли ко мне, упакованные в самодельные суперобложки из бумаги и пластика. Мне они так понравились, что я даже не стал снимать их, так и оставив книги стоять на полках в привычных "одежках".

В этот раз сравнения размеров не будет. Все книги - стандартного размера хардкаверы. У всех томов очень плотная кремовая бумага и шикарная полиграфия. THE SPIRIT был очень ярким комиксов, и DC отлично сохранили его краски, взяв за основу для переиздания слегка подредактированные оригиналы, выпускаемые Kitchen Sink Press в семидесятых годах. Репринты Kitchen Sink вседа были на высоте, но часть их была черно-белыми. DС издало весь стрип в цвете, причем даже ранние выпуски отреставрировали с тщанием. Никаких нареканий к изданиям у меня нет, разве что жалко, что арту Айснера иногда бывает тесно в таком формате: THE SPIRIT все таки выходил в Artist Edition, а печатался в газетах в еще большем формате. Но это все мелочи. 

Итак, давайте глянем, как выглядят тома THE SPIRIT Archives. На фото ниже - обложки всех томов. Каждая из них - splash-page, открывающий свою историю оригинальной публикации стрипа. Айснер возвел искусство крупных, атмосферных и красивеших рисунков на всю страницу в абсолют, сделав их неотъемлемой частью THE SPIRIT.





Все двадцать шесть томов серии обычно покупают либо коллекционеры, которые терпеть не могут прорехи в нумерации, либо поклонники Айснера. Я отношусь сразу к двум категориям, но постараюсь дать толковые рекомендации к покупке людям, не желающим брать сразу весь сет.

К сожалению, сэкономить на покупке THE SPIRIT - дело сложное. DC не допечатывает отдельные тома, поэтому часть серии стала настоящим сокровищем и коллекционной редкостью. Если около двадцати двух книг еще можно купить по сменой цене от 15 до 25 долларов, то двенадцатый, тринадцатый и особенно четырнадцатый том стоят до 250 долларов за штуку и почти никогда не продаются. Что еще хуже, именно эти тома я бы рекомендовал купить в первую очередь. 

Ну что же, давайте начнем. Все тома выполнены в едином оформлении. Открываются они указанием, какие стрипы и за какой период в них напечатаны. 



Далее с первого по седьмой том идут вводные статьи от самых разных авторов, включая мастодонтов, вроде Алана Мура, Френка Миллера, Дейва Гиббонса и прочих. Также среди авторов есть биографы Айснера, владеющие редкими архивными фото и рассказывающие о разных периодах жизни картуниста. Все эти статьи очень интересны и помогают лучше понять, что же стояло за радикальным изменением концепции THE SPIRIT и его визуальной эволюции. 



Статья Алана Мура.



THE SPIRIT был инновативным шестнадцатистраничным газетным приложением. Восемь страниц занимали истории о Дэнни Кольте, сражающемся с криминальным миром в обличье Спирита, восемь - сопутствующие стрипы, создаваемые под надзором Уилла.  Первым стрипом идет ориджин героя.



Первые четыре тома некоторые предпочитают пропустить, ссылаясь на архаичность историй и местами непривлекательный арт. Я же не рекомендую этого делать. Айснер конечно, звезд с неба тогда не хватал, но и был двадцатилетним парнем, а не суперзвездой. Свой шарм у ранних историй о Спирите есть. Они, порой, откровенно дурацкие (посвященные поискам робота-убийцы или разумного орангутанга), зато феноменально плотные. Айснер фаршировал каждую панель нарративом и действом, причем последнее заставляет дышать реже, когда его видишь. THE SPIRIT пропитан кинетикой. Местные драки занимает почетное место в музее комикс-экшена. И да, если вы решите не читать первые тома, пропустите начало возникновения всех отношений между героями.



Отсюда и далее на снимках будут запечатлены по большей части только splash-page. Это не значит, что мне нечего было снимать. Стрип вообще трудно не фотографировать целиком, настолько он хорош. Просто примеров в таком случае набралось бы слишком много.

Айснер помимо всего прочего был мастером стилизации. Его хорроры в рамках серии феноменальны. На фото ниже вы можете видеть, как он умело создает жуткую атмосферу. Дэнни Кольт, кстати, живет на кладбище, так что местные виды украшают множество страниц ранних стрипов.



Дочь местного комиссара полиции - одна из многочисленных поклонниц Кольта.



Рождественский выпуск. В каждом или почти каждом томе есть свой рождественский выпуск, последний, выходящий в году. Позднее Айснер также стал делать специальные выпуски к Хэллоуину.



Второй том.



Интро Дэйва Гиббонса.



Своего лого у серии никогда не было. Издатель напирал на Айснера с просьбой все таки создать единый логотип, но тот отказался, заново рисуя название комикса каждую неделю.






Уже в первый год существования серии Айснер начал экспериментировать с подачей материала. Отказ от панелей, отказ от captions, внедрение заглавной страницы - все это былов THE SPIRIT с самого начала.





Первый кавер, выполненный в "архитектурном стиле". Позднее Айснер создаст около сотни крутейших обложек, на которых название стрипа будет нарисовано в необычной манере. Чаще всего оно было замаскировано под видом физических объектов, существующих в комиксе.








Интро Френка Миллера.



Оцените покраску. Семьдесят лет прошло с тех пор, как THE SPIRIT продавался на новостных стендах. На мой взгляд, работа реставраторами проделана колоссальная. 







Пятый том. Его и все тома до одиннадцатого включительно некоторые предпочитают не покупать. Дело в том, что уже в начале 1942 года Уилл Айснер был призван для прохождения военной службы, и был вынужден воевать во Второй мировой. Поскольку единственным требованием Айснера перед началом работы над стрипом был полный контроль над серией и сохранение всех прав на нее, он нанял команду сценаристов/художников себе на замену, а сам отбыл на фронт. В пятом и шестом томах напечатаны всего двадцать историй, созданный Айснером. 








Сценарии для THE SPIRIT в период с 1942 по 1945 годы писал по большей части Жуль Файфер, а рисовали стрип несколько художников. Если поначалу копирование стиля Уилла Айснера еще помогало продажам комикса, то довольно быстро новые авторы столкнулись с кризисом идей.



В томах с 6 по 11 публикуются в качестве предисловий рассказы о службе Уилла Айснера. Это было интереснейшее время для художника. Я оставлю себе возможность рассказать об этом периоде жизни Уилла в другой раз. Разве что можно упомянуть, что предприимчивый Айснер на фронте не прекратил заниматься любимым делом, а сделал карьеру, по сравнению с которой его заслуги начинающего картуниста просто блекли. Подалуй, пожелай он того, к комиксам Айснеру после 1945 года можно было не возвращаться, занимаясь только коммерческими заказами.








Портфолио Айснера времен его службы. Таких качественных репродукций его арта сейчас не достать.








Стрип в отсутсвии своего идеолога ни в коем случае не выродился. Наоборот, тиражи его росли, а истории становились все интереснее. Дэнни Кольт стал больше путешествовать и перестал ограничиваться ролью борца с преступностью. Айснер задал это направление развития героя, но Файфер довел его до совершенства.









Художники старались сохранитьь дух серии и общую кинематографичность THE SPIRIT.













Том двенадцатый. Прямо на обложке у него указано - "Возвращение Уилла Айснера". Айснер действительно вновь заступал на пост создателя стрипа. Он остлужил, а по возвращении в Америку решил продолжить работать над THE SPIRIT.



Сразу же в глаза бросался изменившийся стиль Айснера. Уилл научился массе приемов и отточил свой стиль, работая над госзаказами. И без того красивый стрип стал умопомрачительным. 



Новый splash-page были какими-то запредельно чудесными. Они сами по себе - парад человеческой фантазии. 



Да и сам арт стал в разы красивее. Увеличились панели. Куда лучше стали проработаны персонажи. Увеличилась детализация. Айснер мастерски изображал анатомию и выражения лиц. Стрип напоминал раскадровки мультфильма Диснея.



Знаменитый "резиновый" splash-page. Классика комиксов.



Было введено множество новых героев, а каст персонажей расширился в разы. THE SPIRIT обзавелся внушительным количеством роковых женщин, ставших противницами/любовным интересом главного героя. Сэнд Сериф, Пи'гель и прочие - Айснер рисовал роскошных красавиц как никто другой.




Редчайший четырнадцатый том. 







Тома с двенадцатого по двадцать третий - "золотой век" THE SPIRIT. Если какие тома коллекции и стоит покупать, так это эти. В них видна эволюция Айснера как рассказчика. Знакомые с творчеством отца "графического романа" люди, как правило, в курсе, что Айснер - мастер диалога и драмы, этакий Артур Миллер от мира комиксов. Это чистая правда, такой талант писать живые диалоги мало кому достается. И если поздние произведения Уилла полны гуманизма, наблюдений за человеческой природой и настоящей, надрывной драмы, то THE SPIRIT демонстрирует иные грани Айснера-сочинителя. Стрип действительно смешной. Здесь и диалоги юморные, и мораль и сценки - все забавное, отлично выписанное, нестареющее.


Также это время-  пик художественной мощи Айснера. Просто посмотрите на страницы внизу. 





Гениальность идей, которые закладывал в стрип Айснер, порой давлела над их воплощением. Были истории, ставшие интерпретациями шекспировских пьес. Были POV-рассказы, где все панели изображали взгляд преступника. Инновации захлестывали THE SPIRIT. В шестнадцатом томе, например, был опубликован один из известнейших стрипов - People Below, чей открывающий кадр стал иконическим.












 






Айснер практически всегда предпочитал каждую неделю рассказывать новые истории, но со временем начал создавать больше арки, в которых действие стрипов перетекало из одного в другой.





В девятнадцатом томе опубликовано очень классное эссе о позднем этапе творчества Айснера. 



Обратите внимание на сочетание цветных и черно-белых элементов на странице. Это также заслуга Айснера.





История игрушечного пулемета, выполненная в виде книги для детей. Это еще не самый удачный пример креативного подхода Айснера к созданию стрипов.




Но как бы не был гениален Айснер, необходимость очень много работать наложила на него свой отпечаток. Да, ему помогали художники, вроде Джо Куберта и ассистенты, печатающее сценарий вместо него. И все равно THE SPIRIT начал сдавать. Понемногу, но некоторые истории ухудшались. Повторялись, становились менее индивидуальными. Айснер искал способы вернуть жизнь в свое творение...




Сказанное в абзаце выше верно только в контексте всего комикса. Выходящие стрипы, если не знать о существовании их предшественников, все еще были высочайшего класса. 





Интро Дарвина Кука.




















Двадцать четвертый том. Айснер окончательно решил отойти от дел, но перед этим нанял самого Уолли Вуда для создания эпического путешествия Дэнни Кольта на Луну. Невероятно одаренный, Вуд создал самый красивый в истории THE SPIRIT рассказ.







Вуд был звездой EC Comics, рисовавший, в основном, истории-космооперы, ужасы и детективы. Чисто технически художников, равных Вуду тогда было мало, а сейчас и вообще нет. На его стиль повлияли Хэл Фостер и Алекс Реймонд, а сам Джек Кирби восхищался мастерством Вуда.






Двадцать четвертый том к приобретению также необязателен. Он включает в себя все ежедневные стрипы THE SPIRIT, издаваемые с 1941 по 1943 год.



Всего их было около тысячи и все напечатаны в хорошем разрешении. Их также рисовал и писал Уилл Айснер, так что я не вижу причин не читать их. Это практически ничем не уступающие воскресным стрипам рассказы, только с поправкой на специфику.







Том двадцать шестой. Самый интересный. Самый красивый. Самый обязательный. В него вошли все бонусные материалы, созданные Айснером после окончания публикации THE SPIRIT в 1952 году.  



Сценарий Айснера.



Полноценные стрипы.



Переиздавать стрип начало издательство Kitchen Sink, ставшее домом родным для THE SPIRIT. Все наследие Айснера издавалось в виде синглов, вмещающих по нескольку оригинальных стрипов.



Айснер самолично рисовал обложки к кадому номеру репринтов, создав по ходу одни из своих лучших картин.



Дорогущее портфолио художника с десятью рисунками.



Все они напечатаны здесь. Это полноценные иллюстрации, шикарно раскрашенные амим Айснером. Само протфолио, кстати, все еще можно купить на Ebay.



Моя любимая обложка - на фото слева. Вы только посмотрите на эти ракурсы! Нет, вы толко посмотрите на перспективу! И такой арт Айснер создавал часто.



Скетчи обложек.



Репринты классических историй, созданных Уиллом после 1945 года, Kitchen Sink издавало в виде отдельной серии. Специально для нее Айснер рисовал красивейшие wrap-around обложки. Их уникальность - максимально правильное задействование пространства - передняя и задняя обложки создавали единую картину, но были совершенно разными по отдельности. Все такие каверы напечатаны в этом томе.






Каверы к остальной части серии.



Самый разный арт от Айснера. На фото - поздравительная открытка от автора THE SPIRIT в честь юбилея публикации SUPERMAN.




Постеры и рекламные памфлеты.






Чествование BATMAN.




Рукотворные вкладыши к лимитированным подписным изданиям Айснера.




Коллаборация Айснера с Майклом Чабоном - автором "Союза еврейских полисменов", "Приключений Кавалера и Клея" и большого фаната комиксов.



Финальный скетч.




Вот так. Собрание THE SPIRIT Archives - однозначно, удачное приобретение. Если вы любите творчество Айснера или просто хорошие комиксы, берите не глядя. Самые искренние рекомендации.















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...