среда, 3 августа 2016 г.

THE INCAL


THE INCAL

  Непролазная, пышно цветущая шизофрения, никогда бы не добившаяся статуса культового и влиятельного произведения, будь она нарисована другим художником. Настолько абсурдной и абстрактной фантастики я еще не читал. Чем дальше сюжет удаляется от достаточно простого, но эффективного детективного расследования, с которого начинается первый том серии, тем сложнее становится за ним следить. Финал INCAL запросто мог быть заменен абсолютно любой последовательностью кадров, и все равно читатель разницы не почувствовал, ибо вместо нормальной вменяемой концовки здесь запечатлено посредственное откровение, которое никого, кроме самого Ходоровски, не заинтересует.

  Конечно, гнобить Ходоровски за плохой сценарий, это все равно что проклинать небо за то, что оно синее. Этот человек планировал снять одиннадцатичасовой фильм по «Дюне» Френка Герберта, а также наваял с десяток псевдо-философских трактатов, не имеющим культурной или художественной ценности. Нужно просто помнить, что когда нормальные сценаристы всегда помнят о своем читателе, стараются, чтобы ему было легко, интересно и увлекательно следить за сюжетом комикса, Ходоровски просто извергает потоки плохо стыкующихся с собой слов.

  В INCAL есть сцена, отлично иллюстрирующая мое отношение к сценарию серии. В ней космический корабль уничтожает черное космическое яйцо, после чего герои заявляют, что яйцо распалось на тысячи яиц поменьше, созданных из темной материи и неразрушимых. Как можно противоречить себе в пределах одной страницы? Как можно не понимать свое собственное произведение? Условности могут существовать в любом комиксе, но так нелепо возводить их на пути у героев только ради попытки драматизировать сцену еще нужно уметь. Ходоровски, впрочем, без тени смущения описывает погружающий в летаргический сон кристальный лес, который усыпляет героев, стоит только коснуться им одного из местных растений, а затем сразу же демонстрирует проламывающийся сквозь кристальную чащу танк, нагло игнорирующий вышеуказанное правило и никак не воздействующий на убегающих персонажей.
 
 Это, в принципе, и есть весь INCAL. Красивый аттракцион с правилами, не подчиняющимися логике. Логике повествования, к примеру: двое персонажей влюбляются друг в друга по велению сценариста, хотя «химии» между ними показано не было, а в паре они смотрятся как носорог с воздушным шаром. Или сценарной логике: здесь очень много времени описываются эпизоды, не имеющие отношения к рассказываемой истории (последняя треть серии). Ходоровски полагается на фантазию там, где следовало бы обойтись без нее. Впрочем, как я уже заметил, он просто не умеет писать связно, отчего серия кажется фрагментарной, запутанной, раздираемой внутренними противоречиями.

  А как вам сам Инкал, спрашиваю я тех из вас, кто осилил таки комикс? Сможете двумя предложениями описать то, чем он по задумке Ходо являлся? Вот именно. Помимо того, что он был чистым макгаффином, относительно сущности которого у сценариста не было ни малейшего представления, сам Инкал еще и описан как нечто эфемерное. Такого стоит избегать, если не хочешь, чтобы читатель понял, что герои двести страниц гонялись за пустышкой-фантазией, придуманной увлекающимся философией человеком.

  Главным же недостатком повествования является без преувеличения чудовищный язык Ходоровски. Сложно вообразить себе более откровенную эгоцентричную мастурбацию на тему «посмотрите, насколько богат мой внутренний мир». Здесь употребляются фразы, вроде «мега-демагог», от которых веет претенциозностью. Здесь автор, недостаточно хорошо разбирающийся в философии, теологии, эзотерике и прочей лабуде, изучением которой может заниматься только имеющий много свободного времени на руках человек, пытается неловко посвятить нас в таинство мироздания. Только вот откровения Ходоровски кажутся яркими, но пустыми, обрывочными, сильно отличающимися от трактатов на схожие темы, у которых имеется серьезный базис, не позволяющий относится к ним как к пустословию.

   Иными словами, Ходоровски неубедителен. Поверить в мир INCAL легко. Поверить в мироустройство INCAL невозможно – настолько хаотичная вселенная просто не может существовать, да и не должна. Почему не должна? Любой выдуманный (комиксный) мир существует с одной целью – развлечь собой читателя. Мир INCAL очень и очень скучен.

  Вы все еще здесь? Чего вы ждете?

  А, про Мёбиуса, небось, рассказ.

  Ладно, о нем ниже.

  Еще ниже.

  А вот и не будет здесь рассказа о Мёбиусе. В лучших традициях INCAL то, о чем стоит сказать из текста изымается. Ощущаете теперь, каково это потратить на чтение свое драгоценное время, но так и не прочитать самого главного.

  А тут я еще и ложную надежду могу дать – глядите, мол, рецензия не заканчивается, там еще место внизу есть.

  Но нет. Рассказа о Мёбиусе действительно не будет. Зато вот вам трижды повторенное «Мега-демагог» (мега-демагог, мега-демагог, мега-демагог), чтобы вы прочувствовали на себе мое несуществующее интеллектуальное превосходство.  

  Ладно, ладно. Вы же не подумали, что я позволю себе поступить так непрофессионально?


  Итак, Мёбиус здесь хо…

3 комментария:

  1. не уловил, в чём противоречие с чёрным космическим яйцом. вот встречает на своём пути храбрый герой лужу мазута и хочет от неё избавиться. берёт здоровенную такую кувалду, и со всей силы - херась! тысяча брызг во все стороны. уничтожилась лужа?

    с кристальным лесом тоже не понял, в чём проблема. в танке вообще-то не было человека, герой там превратился в робота, поэтому сон на него не подействовал. остальных героев из дрёмы вывела, насколько помню, птица, нарушившая гармонию мелодии, а дальше танк заехал в лес, и от него мало что осталось, одна какофония битого стекла.

    вообще, я согласен, что "Инкал" написан не очень-то связно, его ощутимо болтает из стороны в сторону, но это вполне можно было бы ожидать от произведения, которое автор писал семь лет. я лично не уверен, что это недостаток, где серия начинается детективом, а дальше расцветает эпичная фантасмагория. всё течёт, всё развивается, видоизменяется. современные серии тоже так себя ведут, и без всякого философствования ("Королевы крыс" сразу же приходят в голову).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я поясню насчет примеров. Нельзя разбить на части неуничтожимый предмет. В комиксе именно так все и обставлено: яйцо уничтожается, а потом нам сообщают, что его части нельзя разбить. Это противоречит законам логики. Аналогичная ситуация с танком - нам говорят, что ото сна героев пробудило "безумие танка", что само по себе идиотизм. Но если герои впали в сон, зацепив ветку в лесу, то почему они не засыпают, когда танк давит деревья? Этому нет объяснения.

      Видоизменения бывают разные. Современные серии плавно меняются. Инкал преобразился столь радикально, что когда читаешь его в сборнике, почти не веришь, что в начале сюжета там все было понятно.

      Удалить
    2. вы побороли мою лень, открыл само произведение. в первом же томе нам пару раз показали, что миниатюрную версию яйца нельзя уничтожить, оно разбивается на мелкие частицы, и временно (!) теряет свою силу. уже через несколько кадров первосвященник успешно собрал разбитое яйцо воедино. ровно то же самое произошло в третьем томе с полноразмерным яйцом: оно разбилось на мелкие фрагменты, которое затем снова собралось воедино. ваша претензия относится к фразе одного из героев, который заявляет, что "согласно моим сканерам, яйцо состоит из анти-материи, и его нельзя уничтожить" (стр. 6 третьего тома). не вижу тут особой проблемы, природа антиматерии неизвестна, почему бы ей не вести себя подобно материи, которая обычно разбивается максимум на атомы. ну и вообще, мало ли что там утверждает один из персонажей, "согласно" его сканерам. по сути яйцо вело себя ровно так же, как и раньше, в первом томе.

      насчёт леса я неправильно вспомнил. птица коснулась кристалла, и резонанскно-гармоническая мелодия леса усыпила героев (как старцы и предупреждали). страшный скрежет и хруст кристаллов под гусеницами танка, наоборот, всех пробудил. логично же, почему нет? мелодия исчезла, все проснулись (и текстом это поясняется, стр. 42-43 второго тома).

      Удалить

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...