четверг, 13 октября 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #72 - KING OF THE COMICS: 100 YEARS OF KING FEATURES


SUNDAY'S SHELFPORN #72 - KING OF THE COMICS: 100 YEARS OF KING FEATURES

Издательство IDW сейчас владеет самым лучшим импринтом, публикующим старые газетные стрипы. Library of American Comics выпускает как сборники ежедневных и воскресных стрипов, неизменно пользующиеся успехом у публики, так и просто очень крутые тома по истории комиксов, завоевывающие награды на престижных конкурсах. Так их ALEX TOTH Trilogy все еще остается Эверестом иллюстрированной биографии, "шампань"-издания FLASH GORDON или POLLY AND HER PALS в принципе не имеют конкурентов в плане качества, а недавно вышедший том об истории синдиката Уильяма Рэндольфа Херста по совместительству является одной из лучших концентрирующихся на газетных стрипах книг в истории. 

Почему так вышло? Дело в том, что King Features - синдикат медиа-магната и большого поклонника комиксов Херста - был домом для лучших стрипов в индустрии. Конечно, до того, как стать монополистом на бурно развивающемся рынке газетной периодики, он имел конкурентов (синдикат Пулицера, к примеру), но миллиардер Херст быстро доказал, что деньги и уважение значат больше, чем просто деньги. Он не переманивал талантливых авторов у конкурентов. Он давал художникам понять, что значит быть ценными кадрами. Его покровительство ныне обрело некий мифический флер: якобы он чуть ли не за каждым шагом своих фаворитов следил, опекал их и превозносил. На деле это все, конечно, преувеличение. Херст был бизнесменом с железной хваткой, и, так уж получилось, любил комиксы. Видел их как нечто большее, чем чтиво для малограмотных, недо-искусство. Он нещадно прессовал всех, кто ставал у него на пути, вел жестокую борьбу за влияние и точно знал, сколько кто и что стоит. И вместе с этим он действительно ценил художников и картунистов, работающих на него. Ценил их вклад в развитие его бизнеса, понимал их творческие амбиции, платил им как никто другой. Многим известно, что он отказывался урезать зарплату Джорджу Херриману даже после того, как тот сам об этом просил. Его также характеризует менее мелодраматичный (и, возможно, выдуманный),  но более житейский эпизод с правами на публикацию стрипа Мильтона Каниффа. Канифф, будучи суперзвездой, предложил магнату сотрудничество на своих условиях, считавшимися возмутительными (Канифф требовал полного контроля над производством и владении всеми правами на стрип). Херст художника молча выслушал, затем подумал, а потом сказал "Ты чертов дорогостоящий сукин сын", после чего вышел из комнаты. Канифф запустил STEVE CANYON под эгидой King Features в том же году.

King публиковали лучшие скрипы в истории. Если составить топ-100 лучших стрипов всех времен, от шестидесяти до восьмидесяти позиций займут в нем производимые именно этим синдикатом комиксы. Неудивительно, что история синдиката неразрывное связана с историей комиксов как таковых. На самом деле идея придумать комиксы принадлежит главе синдиката и коллеге Херста. Тот однажды подумал, что сборники стрипов можно продавать в виде небольших буклетов. Первыми комиксами были сборники BLONDIE и прочих популярных стрипов, которые читала вся страна.

К 1940 году на синдикат Херста работали все или почти все лучшие авторы в индустрии. Многие серии, включая стартовавшие в позапрошлом столетии, синдикат публикует до сих пор. Портфолио King можно только позавидовать. 

За создание книги ответственны ветераны историки, каждый из которых сам когда-то написал как минимум по одной прекрасной самостоятельной книге на эту тему. Эссе о синдикате составили мой любимец Брайан Уокер, крайне респектабельный дуэт редакторов в лице Брюса Кенвелла и Дина Малейни, и Пол Тами. Лучше о комиксах рассказывал только покойный Билл Блэкбирд и Ричард Маршалл. С иллюстрациями повезло еще больше: все образцы арта хранились у профессиональных коллекционеров, были отсканированы в высочайшем разрешении и напечатаны на наиболее подходящей для стрипов бумаге. 

На фото ниже - сравнение книги с делюксом и обычным хардом.


Фото книги с другого ракурса. Почти все книги о стрипах размерами превосходят делюксы, а многие еще и "абсолюты". 



Неоспоримый плюс этой книги - с нее можно начать знакомство с историей американских комиксов. Небольшие эссе здесь в достаточной степени информативны, а обилие примеров арта и качество их репродукции безмерно радует. Весь спектр стрипов от юмористических до сюрреалистических здесь представлен в полном объеме. О каждом значимом авторе сказано кратко, но по существу. Воскресные выпуски легко читаются, ежедневные, кажется, только вчера кто-то вырезал из газеты и отсканировал. Ретушь арта, возможно, проводилась, хотя я не особо заметил, присутствует ли она вообще. Передача оригинальной цветовой палитры (больная тема для всех, интересующихся стрипами) здесь безупречная. 





Happy Hooligan - один из первых коммерчески успешных комиксов. Милый стрип о выпивохе, носящем вместо головного убора жестянку из под супа. 


Эссе об истории синдиката написаны разными людьми, и при этом общий стиль повествования сохраняется на протяжение всей книги. Команда авторов, имеющая за плечами огромный опыт публикации, сработалась идеально. 



Yellow Kid. Персонаж Hogan's Alley и первый герой комиксов. 



Крупный план иллюстрации. Пользуясь случаем, в последний раз хвалю IDW за проделанную работу. 




После каждого эссе идут примеры стрипов, упомянутых в нем. Всего рассказано о ста пятидесяти сериях. На фото внизу кадры из самого старого комикса в мире Katzenjammer Kids, выходящего до сих пор.




Скрипы сгруппированы по категориям: смешные, революционные, комедийные, slice-of-life.



Огромное количество сопутствующих материалов дополняет рассказы. Здесь напечатаны архивные фото художников, промо-материалы, вырезки из газет, чисто трендовые вещи, вроде бумажных куколок и еще миллион всяких мелочей.





Что интересно, King Features сразу начал обогащаться талантами. На фото внизу: гиперпопулярный BRINGING UP THE FATHER Джорджа МакМануса. Это стрип обожали за его неповторимую атмосферу семейной комедии и безупречный рисунок в стиле арт-нуво. Стрип длился девяносто лет, а ту его часть, что создал МакМанус, считают классикой жанра.



Джордж Херриман. Лучший стрип в истории также публиковался King. 








POLLY AND HER PALS, начавшийся довольно невинно, быстро стал полем для экспериментов для его создателя Клиффа Стерретта. Художник в значительной мере повлиял на развитие кубизма в двадцатом веке. Некоторые утверждают, что только Пикассо сделал для этого направления изобразительного искусства больше.



Кроме бесценных сведений о стрипах, из книги можно почерпнуть еще много чего. Это история нации, отраженная в одном конкретном жанре. В двадцатые годы, например, выходил стрип под названием DUMB DORA, и никто, включая женщин, на такое название не реагировал. Стрип, кстати, был очень классным, породив кучу подражателей.





На странице внизу сразу два иконически изображения: кадр из FLASH GORDON Раймонда и "сендвич Дагвуда". Дагвудом звали мужа героини из BLONDIE (читательская аудитория до 100000000 человек), а сендвичи он готовил, состоящие из арахисового масла, спагетти, бобов, хлеба, лакрицы и других продуктов, периодически пропуская адскую смесь через мясорубку и поедая "сендвич" ложкой. Неудивительно, что рецепт блюда от Чика Янга, автора стрипа, стал мемом.






А это THIMBLE THEATRE. В этом скрипе в какой-то момент появился колоритный герой-моряк с непропорциональными предплечьями и тягой к поеданию шпината. Да, этот тот самый стрип, который представил миру Попая!





Воскресные выпуски KRAZY KAT, отличающиеся запредельным градусом новизны. В книге очень хорошо прослеживается эволюция всех серий. Пермутации, происходящие со стрипом, будь то смена художника, печать в цвете или простое осовременивание, хорошо заметны, потому что редакторы книги выбрали подходящие для демонстрации перемен, произошедших с серией, примеры арта.





Новаторский RIGHT AROUND HOME был первым стрипом, использующим пространство всей страницы для создания единого кадра. О стрипе я подробнее рассказал в своей статье на Comicstrade.ru. 



Стрип о Бетти Буп был недолговечен, а жаль. Сама героиня очень комфортно чувствовала себя на комиксной странице.




FLASH GORDON. Икона стиля наравне с PRINCE VALIANT. Завораживающее космическое приключение невиданной красоты.




Последующие стрипы Реймонда также синдицировались King. На фото ниже примеры из стрипа, созданного Ремонтом вместе с отцом крутого детектива Дэшилом Хэмметом.




MANDRAKE THE MAGICAN Ли Фалька немного устарел, но арт его по прежнему заставляет обратить на себя внимание.






Все стрипы на всех страницах снабжены пояснениями, не повторяющими сказанное в эссе, а дополняющими его. 






RIP KIRBY Раймонда был эталоном стиля долгие годы. Только Эл Уильямсон в начале семидесятых годов рисовал нечто сопоставимое со стрипом Реймонда.




Портрет Каниффа на обложке TIME и NEWSWEEK. После завершении работ над TERRY AND THE PIRATES Канифф предложил свои услуги Херсту, создав STEVE CANYON - веху в истории комиксов.





На King работали и самые уважаемые и влиятельные юмористы в индустрии. Морт Уокер и Дик Браун создали каждый по одному шедевру (BEETLE BAILEY о жизни американских солдат и HAGAR THE HORRIBLE о быте викингов соответственно), и вместе работали над спин-оффом BB, названным HI AND LOIS. Все стрипы этих картунистов были безумно популярны, завоевали читательскую любовь мгновенно и продолжают выходить до сих пор. HAGAR я лично считаю комиксом равным великому PEANUTS.





SECRET ANGENT CORRIGAN, нарисованный Элом Уильямсом, по праву считается эталонным нуар детективом. Уильямсон работал над ним на удивление долго, что, учитывая его детальный стиль и график работы, не может не удивить. Позже Уильямсон будет художником безбожно красивого стрипа по "Звездным Войнам" и нарисует первый по-настоящему красивый фрагмент из огромного полотна FLASH GORDON со времен смерти Алекса Реймонда. 



Раздел, посвященный современной классике в книге занимает как раз столько места, сколько нужно. То есть не много. MUTTS и ZITS, конечно, прекрасны, это правда, но на фоне прочего наследия King они несколько блекнут.






Показатель крутости издательства на странице справа. Здесь указан список современных переизданий стрипов, о которых рассказано в книге. Причем упомянуто не только издательство IDW, а и, например, FANTAGRAPHICS, то есть команда авторов не задавалась целью просто прорекламировать своего работодателя.



Алфавитный указатель. Бесценен при работе с книгой. 



Профессионализм. Вот какое слово приходит на ум, когда читаешь или рассматриваешь это издание. Профессионализм в мелочах и действительно важных деталях. Это отлично изданная, очень информативная, интересная и увлекательная книга. В нее было вложено много усилий (один сбор информации должен был занять годы) и, к счастью, они не пропали даром. По таким показателям как доступность и качество ей почти нет равных. Да, фокус на продукции синдиката не позволил охватить иные комиксы, но даже без этого подробно рассказано почти обо всех классических стрипах. Горячо рекомендую.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

CASA MARAVILLA - PART I, CHAPTER 1 (cont.)

ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (продолжение) Funnies Inc . работало в две смены, стремясь удовлетворить потребности читателей, но...