вторник, 26 января 2016 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 100 - ISSUE 100


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 100

 ISSUE 100 – ENDGAME

…Путешествие Серебаса продолжается…

Пока Серебас и Пауерс решают как правильно поступить с Асторией, белая голубка летит, пересекая Эстаркион. Она плавно парит над густыми лесами, украсившими горы как изумрудная щетина. Над лоскутным одеялом из пшеничных полей, волнующихся и подрагивающих от порывов ветра. Над спящими городами из камня, дерева и стекла. Она оставляет позади порт, посматривая с интересом на большие пришвартованные торговые корабли, кивающие ей мачтами. На мачтах этих сидят другие птицы - чайки, бекасы, провожая ее безразличным взглядом.
Голубка добирается до пункта назначения. Инстинкт приказывает ей снизиться и сесть на окно громадного черного особняка. Там ее встречает женщина, закутанная в скрывающее почти все тело робу. Служанка протягивает руку, гладит птицу и аккуратно снимает с ее лапки привязанное послание. Читает его. А затем спешно удаляется. Она входит в верховную залу, которую занимает их лидер.
Кирин сидит в сделанном из дуба кресле. Он творит чудеса. Выслушав донесение служанки, он погружается в долгие, как вечность, размышления…

Да! Мы, наконец, видим Кирина. Почти восемьдесят выпусков спустя первого упоминания персонажа Сим таки развил собственные идеи до такой степени, что мог наделить их обличием. Кирин показан как колоссальное существо (за счет ракурсов в основном), умеющее пользоваться магией. Он, как мы видим, имеет достаточную власть для противостояния Серебасу. У него есть свой орден, состоящий исключительно из женщин. В силу дизайна робы служанок и слуг Кирина, в голову невольно закрадывается мысль об «исламских корнях» религии Кирина. Одеяние женщин напоминает хиджаб, закрывая носительницу с головы до пят. Впрочем, суть веры Тарима разительно отличается от ислама – властью в ней наделены только женщины, а не мужчины.

Самое интересное поджидает нас в конце номера. Чтобы помучить вас еще чуть-чуть, я сделаю небольшой пересказ последних выпусков для  тех, кто не совсем понимает, что тут у нас происходит. Итак, Асторию судят за убийство духовного лица, но сама она, совершив грех, парадоксально стала равным льву Серри, отобрав у него, таким образом, титул по праву. Это значит, что вынести ей приговор может только Серебас, который в этом выпуске «умывает руки» - проводит процедуру, символизирующую его отказ от вмешательства в ситуацию. Сам трубкозуб все еще не может прийти в себя после экстраординарной картины второго подобного ему существа. Это и приводит нас к концовке сотого выпуска. Кирин, пусть его лицо и скрыто тканью, несомненно, является третьим трубкозубом Эстаркиона! Пророчество Вайсхопта оказалось правдивым.

Сценарий последних номеров несколько затянут и хаотичен, но в умении подобрать правильный темп Симу не откажешь. Изобличение Кирин (имя не склоняется) подано с размахом и подобающей толикой мистицизма. Выходит, одной из ключевых фигур в выдуманном мире Эстаркион является существо похожее на нашего протагониста. Удивительное совпадение. Дейв, даже не успев толком показать лицо лидера киринистов, уже начинает потихоньку «строить» его характер. Кирин властен, спокоен, умиротворен, отрешен – все эти качества буквально образуют кокон, окружающий его персону. Точно так же, как религиозные лидеры в нашем мире кажутся некоторым из нас наместниками господа на Земле, будучи харизматичными лидерами по натуре, и в силу специфики своей работы выглядящие и ведущие себя не как простые смертные, Кирин ничем не уступает им в умении произвести впечатление. К тому же он пользуется магией, да так эффектно, что хочется узнать, а насколько именно простирается эти его способности.

Сцены с Кирином оформлены иначе, чем остальные. Сим и Герхард разработали специального дизайна «рамку», опоясывающую панели на странице. Выглядит рамка изящно, сочетая в себе простой религиозный символизм и художественную утонченность.

На этом рассказ о комиксе на сегодня закончен. Если вас не интересует внутренняя «кухня» проекта, тогда смело прекращайте чтение. Я жду вас завтра, мы посмотрим на окончание Восхождения. Всех остальных прошу проследовать за мной. Работая для Comicstrade над MAD ABOUT MAD, я часто выезжал на велосипедные прогулки, позволяя разуму переключиться на темы, не связанные с написанием статьи. В один прекрасный день я ехал по безлюдному загородному шоссе, а в голове моей вертелись обрывки идей. Уже тогда мне было понятно, что рассказ о MAD  займет куда больше места, чем предполагалось. Как следствие этой мысли возникла другая: «А что способно заставить меня написать еще большую по объемам рецензию?». Уже давно я подбирался к серии  Дева Сима CEREBUS, но в связи с загруженностью на работе и окружающей комикс «легенде» о сверхсложности повествования, браться за чтение чего-то подобного не хотелось. Но две мысли немедленно совокупились, породив третью. Идея проекта оформилась за каких-то пару секунд. Уже по приезде домой я знал, что нужно будет делать и как именно стоит начать создавать цикл. Я поделился мыслью со Стасом Куприяновым, который и поддержал идею проекта с энтузиазмом.

В течение последующих трех месяцев каждый день я писал о приключениях Серебаса. Сегодня я одолел треть от общего объема выпусков. Проект пока меня только радует – следить за фонтаном воображения Сима не надоедает никогда, а рисунок, кажется, эволюционирует в правильном направлении от выпуска к выпуску. Впереди у проекта еще множество преград. Начиная с MELMOTH, шестого сюжетного арка, комикс постепенно будет отдаляться от привычного нарратива «диалоги+captions» в пользу текстовых пассажей разной длинны и качества. Дальнейший арк, MOTHERS AND DAUGHTERS, вообще обещает множество преград. Я уже молчу про финальные сто выпусков, выглядящих невероятно странно и пугающе именно как материал для рецензий. Но я справляюсь.

На сегодняшний момент «Год Трубкозуба» является самой большой статьей о комиксах. Если верить счетчику слов в Word, сто один выпуск рецензий по объему превышают MAD ABOUT MAD в два с половиной раза. Это около 54 тысяч слов. Поздние выпуски требуют более глубокого анализа, да и описывать происходящее в них нужно будет более детально, но я дал себе установку не утомлять читателя совсем уж ненужными деталями. 


Спасибо, что читаете.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 99 - ISSUE 99


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 99

 ISSUE 99 – ACCURATELY INEXPLICABLE

…Путешествие Серебаса продолжается…

Cеребас спросил у нее «Что есть правда?», и она ответила. «Рождение и перерождение». Даже раскаленное железо, приложенное к телу, не могло бы заставить епископа Пауерса кричать сильнее. «Ересь!» - возопил он.
Внезапно Астория замолкает. Затем требует, чтобы Серебас прислушался. Он внемлит ее совету. И тут мир меняется.
Где они вдвоем – непонятно. Почему они здесь – тоже. Серебас больше не Серебас. Он – Астория, облаченная в церемониальный наряд жрицы церкви. На месте же, где до этого была прикована к полу она, стоит…
Трубкозуб.
Он отличается от Серебаса, отчаянно старающегося убедить себя сейчас, что все это не более чем колдовство. Трубкозуб высок, гораздо более атлетично сложен и заметно отличается внешне от карикатурного Серебаса. Неизвестный пленник обращается к нему. Его слова разносятся по всей комнате, порождая всепоглощающее эхо. Он предсказывает судьбу Астории. Серебас видит, как она горит на костре. Запах жженой древесины и еще чего-то, тошнотворный, сладкий, наполняет ноздри Серебаса…

Первым делом кавер. Это страшнейшее изображение главного героя, на морде которого пляшут все оттенки оранжевого цвета. Подобные зловещие картинки порой подсовывает сознанию мозг во сне, стараясь пробудить хозяина посреди ночи. После того как увидишь обложку 99 выпуска, в голову закрадывается мысль: «а не оставить ли мне сегодня ночник на ночь включенным?».

Большую часть письма к читателям Сим тратит на попытку отстоять свою теорию относительно власти Серебаса. Автор заявляет, что строит сюжет комикса, отталкиваясь от тезиса «Папа непогрешим». Что эпизод с изнасилованием был всего лишь попыткой раскритиковать религию. Несомненно, Сим сам в это верит. Однако попытка раскритиковать такую сложную вещь, как религия оборачивается вполне ожидаемыми трудностями. Сим на тот момент в Бога не верил, зато среди его читателей было немало католиков и христиан.  Все они дружно потом доказывали ему, что его видение «непогрешимости» не имеет ничего общего с тем, как настоящая церковь характеризует это понятие. Дейв, конечно, как обычно, признавать свои логические и фактические ошибки не захотел.

Ну, да Тарим с ним. Давно у нас не было таких выпусков. Все большую часть разговоров героев занимает теология, отчего местные диалоги напоминают выдержки из интервью с Ричардом Докинсом. По-хорошему, Сима нужно немного похвалить за его умение оперировать выдуманными комиксными религиями. Здешние откровения очень редко когда впадают в ту отупляющую абстракцию, которая и отталкивает агностиков и атеистов от религии как таковой. Логическую нить повествования потерять трудно, аргументы обоих конфликтующих сторон обоснованы, есть место драме и авторскому видению.

Но это все, конечно, меркнет на фоне грандиозного открытия. Речь идет о втором трубкозубе. Пока неясно, фантазия ли это Серебаса, вызванная наваждением или реальный персонаж, но уже само появление долговязого существа завораживает. Оказывается, Серебас не уникален! Вайсхопт был прав! Личность нового героя пока только порождает десятки вопросов, и без того копящихся с каждым номером. На часть из них Сим ответит в последующих номерах.

Герхард и Сим отлично потрудились над оформлением комикса. Большую часть номера мы следим за нелинейным повествованием – перед нами всегда разворачиваются одновременно две сцены. Самих же сцен здесь около полудюжины. Сбалансировать и правильно расставить их в нужной последовательности явно смог сам Сим, но вот сделать локации уникальными ему помог как раз напарник. Ночные пейзажи, даже уменьшенные до узкой вертикальной панели, все равно сказочно красивы. Они минималистичны и полны деталями одновременно. Бекграунды в сценах с новым героем еще лучше. Мозаичные узоры в этом выпуске одно загляденье.

Чем CEREBUS еще поражает, так это ощущением угрозы. Редко когда  доподлинно ощущаешь себя так неуютно, читая комикс. Сим смог таки заставить почувствовать приближение конца света. Пророчества, окружение, символизм, темп – комикс нагоняет жуть всеми доступными приемами. Я хочу увидеть Восхождение и боюсь его одновременно…


Завтра будет большой день. Сто выпусков рубрики, сто номеров в обнимку с отличным комиксом…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...