четверг, 28 января 2016 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 102 - ISSUE 102


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 102

 ISSUE 102 – THE FINAL ASCENTION

…Путешествие Серебаса продолжается…

Как только Серебас с зажатой в руке сферой пробивает стекло церкви, пророчество начинает сбываться. Поначалу кажется, будто века бездействия наложили на него свой отпечаток. Но вскоре все меняется. Медленно шестеренки времени и пространства начинают двигаться, сбрасывая ржавчину и вспоминая каково это – быть активными. Черная гора начинает расти. С ужасающим звуком, похожим на десятки одновременно происходящих землетрясений, она устремляется в небеса. Каменная крошка начинает падать на ничего не подозревающие о конце света дома в пригороде Айста.
По всему Эстаркиону проходит дрожь. Пророчество искривляет этот трепещущий мир – знамения рока начинают происходить одновременно. Реальность стонет, будто загарпуненное животное, содрогается, безумствует. В одном из сел Борелии рождается на свет двухголовый теленок. Верховный знахарь падает перед ним на колени и провозглашает это полуслепое существо богом. Бран Мак Маффин, в чьей груди все еще торчит кинжал, начинает произносить что-то мертвыми губами, но мертвая плоть одеревенела и слова, исторгаемые горлом, рождаются едва слышимым свистом. Застигнутое штормом судно отчаянно сопротивляется невесть откуда взявшимся волнам. Одну из мачт поражает молния, раскраивающая крепкое дерево на части. Капитан корабля отдает последние приказы: его опыт подсказывает ему, что и он, и его мечущаяся среди горящих обломков команда никогда больше не ступят на берег.
Башня все растет, приобретая сходство с толстой швейной иглой черного цвета, воткнутой в пышущую растительностью равнину Фельды. Скорость подъёма, наконец, превышает скорость звука, и башня, издав низкий рев, отрывается от земли. Миллионы тонн камня и один маленький, держащийся за скалу трубкозуб, покидают Эстаркион…

У серии никогда не было проблем с самоидентификацией, разве что первые ее выпуски направили CEREBUS в нужное русло. Вот и сейчас происходящее на страницах сто второго выпуска напоминает инди-блокбастер, уникальный жанр, несвойственный комиксам. От помпезных боевиков здесь есть разве что масштаб. Авторский же подход Сима чувствуется в тоне повествования и демонстрации Восхождения как такового.

Диалогов и captions в выпуске нет. Подзаголовок, вынесенный на обложку номера, даже гласит: «Внезапное возвращение мелодраматического рассказчика». Невидимый рассказчик и правда отдувается за всех персонажей в комиксе, описывая нам все происходящие события. Сим передает ощущение скатывающегося в бездну непонятно чего мира через череду простых, в одну панель сцен. Их героями становятся все, чья жизнь была связана с существованием Серебаса – Джака, Медведь, мистер Блекли. Каждый из них переживает Восхождение по-своему, но объединяет их весьма пессимистичный тон. Сим был скуп на точные описания Восхождения как процесса, равно как и его последствий. Видимо, герои Эстаркиона куда больше знают о нем и, следовательно, полнее нас, читателей, ощущают , что готовит им внезапно сбывшееся чудо.

Весь выпуск к тому же буквально «вертиться». Рисунок на каждой странице-развороте повернут относительно другой на 45 градусов. Этот художественный прием придает еще больше оборотов разогнавшемуся сюжету, а также подчеркивает значимость самого пророчества. После него мир Эстаркиона уже не будет прежним, он буквально встал на голову.

Как известно, самые цельные произведения создают авторы-одиночки, выполняющие как можно больше функций разом если того требует их ремесло. Применительно к комиксам это значит, что сценарист/художник проекта, при условии, что он мастер своего дела, сделает свою работу куда более качественной, нежели авторская команда, состоящая из нескольких человек. Сим прекрасно пользуется своим правом творца: его сопроводительный текст написан хорошо, но, что еще лучше, слова не дублирую то, что мы видим в рисунке, а дополняют арт. Комбинация действительно драматического нарратива и феерического арта чрезвычайно хорошо оформлена. За весь выпуск только конечный кадр полностью затмевает собой текст. Зато какой это кадр! Циклопическая гора парит над городом, который раскинулся перед нашим взором. Умопомрачительное зрелище!


Что ожидает нас завтра? Не берусь сказать. Восхождение начато, и все, что мы можем сделать, следовать его пути...

THE UNWRITTEN


THE UNWRITTEN

История историй и сказка сказок…

Самое ужасное в комиксе Майка Кэри и Питера Гросса – начало. Оно дает нам ложное представление о серии как о клоне Гарри Поттера. Несомненно, это не было сделано неслучайно и креативный дуэт заранее решил попытаться заманить новых читателей якобы уже знакомой историей. Минусом такого подходя является возможность пнуть самобытный UNWRITTEN побольнее за попытку паразитировании на популярной литературной серии. Но! За завесой из привычных образов и знакомых названий скрывается монументальный комикс. Уже во втором сюжетном арке UNWRITTEN меняет маскировочный костюм на фрак, стирает с лица камуфляж и расправляет плечи. Он становится очень оригинальным, стремительным, интересным – современным комиксом в лучшем его понимании. Когда же серия переваливает за половину, начинает становится понятным истинный замысел Кэри/Гросса, и с виду обычная серия превращается в левиафана – колоссальный эпик о природе вымысла, чьи амбиции невероятны. Что еще интереснее, каким-то удивительным образом Кэри умудряется обуздать ветвящийся, многослойный, отчаянно сопротивляющийся попытке его завершить сюжет, и выдать истинную концовку, достойную серии.

UNWRITTEN можно описать всего одной фразой: современный SANDMAN. Великий комикс Нила Геймана был написан давно, но если бы его автор решил создать нечто подобное в нулевых годах двадцать первого века, получилось бы что-то вроде саги Кэри/Гросса. При этом это два очень разных комикса. SANDMAN великолепно написан, богат идеями, красив, меланхоличен и преисполнен свойственной работам Геймана поэтичностью. THE UNWRITTEN концептуален, обладает идеальным ритмом современной прозы, оригинален и похож на модерновый эпос. Оба проекта роднит богатая вселенная, созданная с нуля на основе чужой интеллектуальной собственности, и высокие стандарты исполнения идей. 

Комикс Кэри начинается просто. На знакомят с персонажами, дают понять сюжетные правила и ограничения, а затем отпускают тормоза. Тайны подбрасываются с такой регулярностью, что не снилась иным детективам. Места действия сменяют друг быстрее, чем это даже, пожалуй, нужно. Темпоральные скачки во времени, заговоры мега-корпораций, намеки на существование параллельных вселенных, прыжки по мирам литературных шедевров – THE UNWRITTEN лопается от экспозиции. Только если в девяносто девяти процентов случаев автор подобного «винегрета» из смыслов, подтекстов и сюжетов оказывается приперт к стенке собственным же произведением, Кэри, накручивая интригу все выпуски до последнего (в которых масштаб комикса возрастает до абсурдных пропорций), успешно завершает свой комикс. В этом есть что-то неуловимо приятное, вознаграждающее. Даже простое путешествие по миру комикса было наградой , но когда длинное повествование в итоге имеет смысл, конец, не противоречащий логике комикса, это радует, как ничто другое. Целостность. Отсутствие брака. Завершенность. Словно ты долгое время смотришь, как жонглер все подбрасывает и подбрасывает вверх предметы, добавляя к ним опасные, вроде работающих бензопил, работает руками все быстрее, стараясь удержать в воздухе противоестественное количество объектов, а затем не режется битым стеклом или обжигается огнем факела, а, исхитрившись, завершает представление под грохот аплодисментов. 

Прелесть серии не только в ее монолитном сюжете. Кэри, играючи, выдает шикарные сценарии, а Гросс, пусть и не являясь хорошим художником, достойно их воплощает. В серии есть выпуск, оформленный в виде литературной игры. Есть целые арки-кроссоверы. Есть сказочно прекрасные филлеры, на фоне которых блекнет все живое. Талант Кэри, которым, я думал, писатель обделен, действительно виден, когда Майк пишет с полной самоотдачей. Я Кэри помнил только по вызывающему зевоту рану на HELLBLAZER, поэтому неудивительно, что я, увидев качество отдельных выпусков, обомлел. Чередующиеся стили повествования, стиль изложения, меняющийся многократно, легкость, с которой выстраиваются сложные сюжеты – почему Кэри именно за сценарную работу не был номинирован ни крупные премии меня удивляет. Это штучная работа. Нечасто мне приходится утверждать, что некий комикс написан также хорошо, как книга. Но UNWRITTEN местами не уступает STARMAN Робинсона, работам Алана Мура или того же Нила Геймана. Он не только хорош, как вымысел, но и как рассуждение о природе славы, мечтах человека, его значении и предназначении. 

К сожалению, для того, чтобы комикс был возведен в ранг классики, ему недостает художественной красоты. Гросс в лучшем случае показывает себя средним автором. Он иллюстрирует то, что Кэри написал, но не более, тогда как автор покруче мог бы стать равным сценаристу. Зато обложки у серии бесподобные, гораздо лучше соответствующие духу и букве серии.

Современная классика, так можно охарактеризовать THE UNWRITTEN. Очень надеюсь, что вскоре у кого-то хватит мастерства исполнить хоть что-то подобное, чтобы комикс Кэри/Гросса не стоял особняком, возвышаясь над большинством современных серий.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...