суббота, 6 февраля 2016 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 111 - ISSUE 111


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 111

 ISSUE 111 – BASE TRANQUILLITY

…Путешествие Серебаса продолжается…

Значительная часть заключительного выпуска CHURCH AND STATE – фантазия Дейва Сима на тему конца света. Он начинает издалека. Судья рассказывает Серебасу о том как спустя шесть тысячелетий спустя на Эстаркионе, который к тому времени будет называться Земля, будут править две державы. Они поставят себе цель покорить Луну. Они соорудят космические корабли из металла и стекла и отправят их в космос. Они будут переживать неудачи, но не отступятся. И вот, однажды, нога человека ступит на эту необитаемую планету. И люди будут осматривать ее, бурить, красть ее фрагменты. Возвращаться снова и снова. Осквернять ее. А после им надоест. Луна будет казаться им куском безжизненного камня. Они так и не узнают ее секрет. Ее форма, ее тело – частицы самой Терим. Люди развяжут кровавую войну и уничтожат все живое в нашей солнечной системе. Так, единственным свидетелем зарождения и смерти всего сущего вновь окажется Луна…

Это уже напоминает конвульсии, честно. Вместо попытки выстроить стройную концовку, Сим все еще развивает собственный сюжет, хотя его уже давно пора было заканчивать. Сюжетно финал серии – ад. Повествование скачет от бессмыслицы к истокам возникновения жизни на Земле, а затем, почему-то, к трагическому финалу. Такое впечатление, что Серебас заглянул на огонек в комикс-версию «Гипероина». Концовка совершенно не подходит к выпущенным ранее номерам и выглядит убого. Свести воедино все, что хотел сказать Сим не получается. В его теории полно дыр, а логика подводит его в самых очевидных случаях. Он вновь возвращается к проблеме полов, неловко, словно аматор. Луна у него символизирует женщину, а мужчину символизируют мужчины с Земли, бурящие ее тело… Для того чтобы символизм работал, он должен быть доходчивым и легкочитаемым. Метафора же Сима выглядит ассиметричной. До этого Свет символизировал женщину, так? А Вакуум – мужчину? Теперь Сим изо всех сил пытается нарисовать в нашем воображении картину изнасилования женщины мужчиной (Судья очень тщательно подбирает слова, ошибиться насчет посыла автора невозможно), но персонаж женщина у него присутствует, а мужчина вдруг из метафоры стал настоящим мужчиной. Я не пойму здешнюю связь частей сценария друг с другом.

Едем дальше. Что-то мне подсказывает, что Луна и ее женская сущность в дальнейшем вновь сыграют важную роль в арке под названием MOTHERS AND DAUGHTERS. Если я прав, то финал CHURCH AND STATE – это не финал, а завязка следующего арка, то есть история восхождения Серебаса на престол Церкви оборвалась на полуслове где-то в момент, когда он выпрыгнул в окно. Если же я не прав, то, в сущности, арк CHURCH AND STATE закончился нонсенсом, растянувшимся на сто страниц.  Нас подло обманули, лишив длиннющий сюжет сколько-нибудь тактильного финала.

Я честно предпринял попытку вписать WALKING ON THE MOON в серию, но отчаянно потерпел поражение.  Я отказываюсь признавать, что мне должно быть понятно, как все это космо-барахло соотносится с основным сюжетом. Серебас должен был поговорить с Богом. Он этого не сделал. Вместо этого он встретился с сущностью, похожей на Бога, но это вылилось в ничто.

А все потому что под самый конец выпуска Судья выдал нам истинную концовку серии. Он сказал, что во время, проведенное Серебасом на Луне, Кирин захватила Айст. Его паства убита. Его золото похищено. Серебасу осталось жить всего несколько лет, после чего он умрет в одиночестве. Сцена, следующая за этим откровением, показывает нам трубкозуба, вернувшегося на Эстаркион и смотрящего на ужасающие разрушения, нанесенные городу армией Кирин.

Вот это действительно выглядит как нужный серии конец. Если оставить все на своих местах и окинуть весь арк взглядом, то события в нем развиваются следующим образом: после HIGH SOCIETY и до прыжка в окно серия развивается последовательно, затем автором берется пауза, заполняемая бредом, а затем идет кажущаяся реальной концовка. Так серия выглядит цельной. У нее брешь в борту размером с Австралию, но так хотя бы CEREBUS остается читабелен. Из комикса выкинули (или не придумали изначально, что еще хуже) важнейшую сцену, на которую давались намеки годами. Честно, я бы предпочел более подходящую комиксам схватку. Обычный бой между Серебасом и кем-угодно. В таком случае весь пафос финала хотя бы сохранился и был оправдан.

Концовку арка критики сочли провальной. Якобы для комикс-индустрии, где битвы галактического масштаба считаются нормой, простой перенос места действия и смещение нарратива в сторону философии и теологии, оказался не настолько мощным, каким его планировал Сим. Отчасти я согласен. Симу хотелось, чтобы его финал был интеллектуальным. По-настоящему шокирующим своей глубиной. Это в жанре, где антигерой, поедающий планеты был нормой. Сим ошибся не столько с методом донесения до читателей своей истории, сколько с формой. Комиксы – не место для уж очень специфических историй. Лишь сейчас, в 2010-х годах отдельные авторы учатся писать и рисовать свои комиксы соразмерными в плане эмоционального отклика с книгами, фильмами, даже музыкой. CEREBUS, издаваемый в 90-е годы, должен был на 99% окончиться экстремально брутальным финалом. Все так делали и все ждали от всех некоей усредненности в выборе выразительных средств. Отправлять героя на Луну и заставлять того слушать монолог, касающийся религии, философии, теологии, мироздания, равноправия, утопии и прочего не додумался никто. Это все еще было время кармашков на бедрах и наплечников с шипами, мускулов размером с голову и простейших фраз. Сим с его парадом поверхностно затронутых тонких материй выглядел среди всего этого необычайно странно. В провале финала также можно обвинить и «лоскутность» теорий Дейва. Из них сторонний читатель никогда не составит цельную картину CEREBUS. Автор комикса просто не смог взять под контроль столь стремительно разрастающийся сюжет, расползающийся по швам с каждым добавлением Дейвом новых мотивов, тем, слоев и значений.

Вот так закончился CHURCH AND STATE. Не идеально, но за одну попытку дуэта хотя бы попытаться создать нечто подобное я ставлю Герхарду и Симу 3 с минусом.

По идее, после такого финала нас должен ждать экшен, верно? Компенсация за потерю времени и развитие сюжета, усложнившего в разы, так? Нет.

Арк, который в некоем роде продолжит CHURCH AND STATE, называется MOTHERS AND DAUGHTERS и начнется он только спустя сорок (!) выпусков. Все это время Серебас будет занимать минимальное место в сюжете, а целых два крупных арка, JAKA’S STORY и MELMOTH будут посвящены экспериментам в визуальном и художественном плане. Это не так ужасно, как звучит. Историю Джаки называют пиком серии почти все. Хотите узнать почему? Уже послезавтра мы начинаем погружение в пятую книгу CEREBUS. Почему не завтра? Мне еще предстоит рассказать о первом в серии сдвоенном номере, отделяющим арки друг от друга.


И в заключение: мне путешествие, а не финал было наградой. CHURCH AND STATE дарят немало приятных моментов, затмить которые неудачной концовке просто не под силу…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...