среда, 9 марта 2016 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 144 - ISSUE 144


YEAR OF THE AARDVARK, DAY 144

 ISSUE 144 – MELMOTH FIVE

В плохо освещенном номере отеля находятся двое мужчин. Один, находясь в полузабытье, лежит на кровати, накрытый одеялом. Его восковая кожа блестит, он что-то бормочет во сне. Второй мужчина сидит за письменным столом, глядя на лист бумаги перед собой. Наконец он берет в руки перо, обмакивает конец его в чернильницу и начинает писать.

«Мой дорогой Робби.
Сегодня я имел честь беседовать с владельцем отеля «Эльзас». Вчера врачи обсудили состояние Оскара, и пришли к выводу, что надежды на его выздоровление нет. Такер просил, чтобы послали за тобой (я думаю, ему неизвестно, что ты покинул Айст). Я сказал владельцу отеля, что увижусь с Такером и напишу тебе, но владелец хочет, чтобы ты связался с ним и сообщил, за кем следует посылать в случае, если Оскару станет хуже. Естественно, что в нынешнем своем состоянии Оскар находится на пределе сил или даже умирает, поэтому я не знаю, за кем посылать. Кто-то должен позаботиться о его последних делах, включая, конечно, касающиеся бизнеса.  Я свяжусь с Такером завтра».

Он останавливается. Прислушивается к аритмичному дыханию лежащего на кровати. Придвигает лампу поближе, продолжает.

«Что же касается Оскара, то он, разумеется, ничего о диагнозах врачей не знает. Его разум блуждает, он почти все время спит. Сегодня Оскар поприветствовал меня, и мы недолго вели беседу, но вскоре он опять скользнул в небытие, его речь стала путаной. Врачи боятся, что его болезнь может дойти до мозга».

Он вновь прерывает письмо. Трет переносицу, о чем-то задумывается. За его спиной тени от светильника растут и увеличиваются, заполоняют всю комнату, склоняются над больным, точно стража.

---

В противовес прошлому выпуску, посвященному созерцанию поэта в его последние дни, этот посвящен мелочам, происходящим в  остальном мире. Я все пытаюсь понять, нарочно ли Сим старается так писать свой комикс, или это вижу в нем то, чего нет. Но меня демонстрация Дейвом довольно забавных сцен из жизни обитателей «Дино» наталкивает на размышления о смерти в частном ее понимании и глобальном. Для Оскара, полностью ослабевшего от морфия, смерть, возможно, уже кажется чем-то, что стоит приветствовать. Для окружения поэта, особенно Реджи, кончина Оскара кажется тяжелейшим эмоциональным испытанием (вскоре он даже начнет жаловаться на начинающие усиливаться боли, вызванные стрессом) – всепоглощающим актом бдения над человеком, чье тело все еще сопротивляется смерти, но разум уже угасает. Все, что можно пережить в момент, когда глядишь на человека, которые еще не умер, но точно умрет, Реджи переживет. Для остальных же героев смерть поэта не значит ничего. Они не знают о нем. Они не слышали о нем. В их жизнях происходит что-то другое, не связанное с актом смерти. Серебас знакомится с новой официанткой, нанятой Дино. Дорис, так зовут девушку, пытается завязать с трубкозубом знакомство. Ей это даже удается, что вызывает у Дорис улыбку. Это ли не метафора самой жизни? В одно и то же мгновение могут происходить в ней такие полярные по своей эмоциональной окраске действа, как акт бдения над умирающим другом и легкий флирт.

Есть что-то философское в демонстрации нам мрачных кадров комнаты отеля, где сгустилась атмосфера болезни, сочетающимися с привычным легким нарративом CEREBUS. Словно Сим показывает, что как бы ни был велик Оскар, его смерть для мира в целом не будет иметь значения. Это словно еще один подтекст MELMOTH. Арк, поднимающий темы наследия, взаимоотношений, любви, утраты, смирения и прочих, теперь становится еще сложнее, ведь в него добавляются рассуждения о метафизике. Изображая нам в деталях последние дни Мельмота, Сим словно пытается найти ответ на вопрос: «Что такое смерть?».

MELMOTH становится все сложнее читать. Все больше чужая работа воспринимается сквозь призму своих собственных ощущений, к которым примешиваются обуревающие тебя непростые чувства. Но это ли не показатель качества сценариев Сима?


Продолжение «Года трубкозуба» читайте завтра…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...