понедельник, 22 августа 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #67 - PRINCE VALIANT COLLECTION VOL 1-12



SUNDAY'S SHELFPORN #67 - PRINCE VALIANT COLLECTION VOL 1-12

Пришло время рассказать что же побудило меня написать биографию Хэла Фостера, автора Prince Valiant. Сейчас вы можете почитать о том, какой след в истории комиксов он оставил и насколько интересную жизнь прожил (часть раз, часть два). В статье я подробно рассказал почему его самый известный стрип PRINCE VALIANT был таким, каким был - исполинским приключением, длящимся до сих пор, каскадом великолепных иллюстраций и натуралистичной прозы. Ограничения, накладываемые блогом и, собственно, самой целью статьи не позволили мне чуть подробнее осветить сам стрип, а он, поверьте, является весьма интересной темой для разговора. 

Итак, PRINCE VALIANT от Fantagraphics. Стрип Фостера уже был полностью опубликован издательством в восьмидесятые годы в пятидесяти томах в мягкой обложке. Новые технологии и возможность использовать для сканов оригинальный арт позволили Fantagraphics куда лучше поработать над качеством репродукции, поэтому было решено начать выпуск новой линейки изданий. В этот раз ими стали харды нестандартного формата. Первое впечатление после того, как полистаешь такой том - "Я хочу, чтобы все комиксы в мире выходили в таком виде". Необычный формат обусловлен необходимостью показать стрип во всем его великолепии. Все двенадцать имеющихся у меня томов по размерам здорово превосходят те же абсолюты, при этом оставаясь и более дешевыми, и более качественными книгами (средняя цена одного тома составляет 30 долларов). Стрипы напечатаны на очень плотной кремовой бумаге. Качество репродукции стрипа, которому скоро исполнится восемьдесят лет заставляет пустить скупую слезу радости. Арт сканировался прямо с оригинальных иллюстраций, плюс над ним еще здорово поколдовали ретушеры, подправив мелкие недочеты. Отдельный повод для гордости Fantagraphics - правильная передача цвета. До этого большая часть изданий в мире выходила с покраской, отличной от той, которую задумал сам Фостер. И хотя ценители жалуются, что новый "Принц" несколько ярче, чем нужно, нельзя отрицать того, что теперь арт выглядит именно таким, каким его задумал и исполнил сам автор. Я замечу, что мне новая покраска нравится куда больше: стрип не выглядит искусственным "пластиковым" (как было с репринтами марвеловского CONAN от Dark Horse, к примеру), в нем сохранена узнаваемая палитра, все цвета находятся строго на своих местах и не "съезжают" даже на миллиметр. С учетом того, насколько детализированный и реалистичный это стрип, такое качество репродукции не может не удивлять.

Покупая коллекцию репринтов, я не надеялся на какие-то бонусы. Fantagraphics же включили в каждый том от десяти до двадцати страниц бонусных материалов, причем в них включены как эссе от ветеранов комикс-индустрии или статьи личного биографа Хэла Фостера и автора его биографии Брайана Кейна (не опубликованные больше нигде), так и оригинальный арт художника, его картины, архивные фото и прочее. О самых вкусных бонусах я расскажу по ходу обзора изданий. 

На фото ниже - все двенадцать имеющихся у меня томов. До конца этого года должен выйти четырнадцатый том, а года через-два три можно будет собрать весь ран Фостера-художника. После этого в течение еще пяти лет можно будет ждать репринты стрипов PRINCE VALIANT, к которым он написал сценарий, нарисованные Джоном Каленом Мерфи. 













На фото ниже -сравнение издания с абсолютом, делюксом и обычным хардом.



Сравнение габаритов с другого ракурса. 



Первый том. Следует помнить, что Fantagraphics всегда допечатывают издания PRINCE VALIANT, поэтому переплачивать за них нет смысла. Несколько месяцев назад именно первый том ушел в oop, а цена на него поднялась до 90 долларов. Издательство мигом отреагировало на проблему, напечатав дополнительный тираж. 




Статья-предисловие к первому тому, написанная Брайаном Кейном. Тут же опубликовано архивное фото Хэла и Хелен Фостер. В этой статье кратко рассказывается как Фостер стал автором стрипа, принесшего ему всемирную известность и почет.


За ним следует интервью с Фостером. 



А вот уже сам стрип. Первые страницы его напоминают о другом комиксе Фостера, TARZAN, своим стилем и строгой панельной стекой. Фостеру потребовалось всего девятнадцать недель на то, чтобы наделить новый свой стрип уникальным стилем.




Здесь мы видим отход от правил, которых Хэл придерживался, рисуя TARZAN. Фигуры стали чуть крупнее, а виртуальная "камера" подъехала к изображаемым сценам чуть ближе, давая полюбоваться на мелкие детали. Панелей уже не двенадцать.




На фото внизу правая страница является первой, в которой чувствуется дух перемен. За нее Хэл выиграл свой первый приз. PRINCE VALIANT очень быстро эволюционировал, но нигде эта разница не вида лучше, чем между 18 и 19 страницами.



Изображенный Фостером Камелот.




Фостер был мастером композиции и одним из двух художников, рисующих все в стиле "нестилизованный реализм". Композиционный талант его можно оценить на странице, где принц Вэлиант сигает с замковой стены в пруд - такой эффект "опасности прыжка" и "высоты" был достигнут созданием вертикальной панели и хирургически точным расположением на ней самого Вэла.



Фостер тратил на создание одной страницы от 50 до 60 часов в неделю. Как итог - вот такими кадрами стрип баловал читателя первые три года на регулярной основе. 




PRINCE VALIANT пленил меня своей живостью. Рецензенты и критики часто говорят о таланте Хэла художника, но мало кто упоминал насколько интенсивным является стрип. Посмотрите на страницу внизу. Смекалке Вэла и его умению повернуть исход боя вспять можно завидовать. 



К слову о сценарном мастерсве Фостера. Львиная доля выходящих в тридцатые годы комиксов и стрипов устарела безнадежно. Они могут выглядеть привлекательно, но читать их без улыбки не получается. Только не PRINCE VALIANT. Сама проза Фостера стилистически безупречна. Он, конечно, экономит на описаниях и прочем, но его слог и стиль находятся абсолютно вне времени. Поскольку в стрипе между действиями, показанными на соседних панелях могут проходить месяцы (!), целью Фостера было обрамить иллюстрацию точной фразой или предложением. Как пример, я взял этот кадр из первого тома. Просто посмотрите как одним предложением Фостер описывает влюбленность Вэла и девушки, как естественно звучит фраза, начисто лишенная мелодраматизма. И я не шучу - весь стрип так и написан. В дальнейшем Вэл станет еще и семьянином (первым в истории стрипов), а описания битв станут перемежаться первоклассными социальными комментариями, бытовым юмором и прочим. 




Самая известная панель из PRINCE VALIANT - битва на мосту.



Как, скажите мне, можно не влюбиться в это чудо? Посмотрите на композицию панели и передачу динамики. И это в стрипе, где соблюдены все пропорции, а герои подчас выглядят так реально, что кажется, будто вместо арта здесь - ротоскопированные фото.




Отличительной чертой Фостера было изображение масштабных сцен. PRINCE VALIANT буквально ими напичкан. Что еще интереснее, Фостер никогда не рисовал персонажей стрипа одинаковыми. Посмотрите на любую из приведенных ниже фотографий, на любой кадр с битвой, в которой участвуют сотни человек. Все персонажи нарисованы по-разному. У них разные лица, каждый из них запечатлен в иной позе. 





В конце первого тома Ким Томпсон как раз рассказывает о судьбе цветных репринтов стрипа.



Второй том.




Открывается он эссе Марка Шульца о том, можно ли считать Фостера картунистом. На этот счет давно введутся споры, но Шульц склоняется к тому, что Фостер был больше, чем просто иллюстратором.




Вот этот разворот меня просто добил. Даже современники художника признавали его величие (над чем сам Хэл часто смеялся), и вы можете самостоятельно оценить почему. PRINCE VALIANT был эпичен, как голливудские блокбастеры и написан, как хороший исторический роман. Ощущение грандиозности происходящего никогда полностью не выветривалось из него, даже когда читатель наблюдал за мирными уединенными сценами.







Каждая из панелей стрипа была плодом тщательной планировки. 




А это хороший пример изображения Фостером смеси разных эмоций на лице героя. 





Еще одно качество художника, о котором недостаточно много людей упоминает. Фостер умел рисовать отдельные панели такими законченными, что они напоминали постеры. Посмотрите на панель внизу и мысленно замените подпись на титры.




Редкий для стрима пример splash-page. Сфотографировал я ее для того, чтобы рассказать о подходе Фостера к изображению анатомии. Настолько естественные позы героев у него получаются потому, что он огромное внимание уделял отрисовке рук и кистей рук героев, говоря, что жесты могут быть выразительнее любой эмоции. Посмотрите на протянутые руки великана - они сообщают нам, что он и печален, и словно бы находится в недоумении относительно сложившейся ситуации. Спокойствие же позе принца придают его расслабленные кисти и пальцы, едва смыкающиеся на луке. 


Сцена охоты. Фостер обожал охоту и рыбалку, и его герой разделял его интересы. 






Еще одна фантастическая панель. Чаще всего Фостер изображал в кадре один или два (как здесь, например) источника освещения, которые и придавали картине объем. 



Третий том.




География путешествий принца была обширной. В этом томе он исследует Африку и много скитается в поисках своей будущей жены.












Вот этой страницы у Fantagraphics не было. Ее одолжили у немецких коллег, издавших PRINCE VALIANT в середине восьмидесятых годов.





Первые три года Фостер рисовал наиболее детальные панели во всей серии. Меня всегда забавляло, что он в каждой гипер-прорисованной панораме оставляет "белые пятна" - словно случайно забытые места, не покрытые краской и лишенные деталей. Здесь это трон короля. Причем рядом с ним стоит полностью прорисованный столик. Это не ошибка художника, Фостер таким образом добивался ощущения передачи устного рассказа. Когда мы что-то пересказываем, мы часто опускаем детали, неравномерно выдаем информацию. PRINCE VALIANT кажется рассказанным бардом древним сказом, наполовину скрытым белесой пеленой истории.



Еще один классный бонусный материал. На этот раз посвященный цензурированию стрипа. Эти издания отличаются полным отсутствием цензуры, а вот в старых томах от Fantagraphics она, как выясняется, присутствовала. 





Четвертый том начинается со статьи, посвященной стрипу-врезке MEDIVAL CASTLE, печатающейся в течение 1944-45 годов под PRINCE VALIANT. Во время Второй мировой газетные синдикаты испытывали недостаток в бумаге, поэтому любой стрип мог быть сокращен. Фостера также заставили изменить структуру стрипа, а позже, после смерти главы King Features Уильяма Херста, она изменится еще раз. 





Умению Фостера рисовать воду завидовали абсолютно все. Даже Карл Баркс. 





С этой страницы стрип обрел свой логотип, не менявшийся потом в течение долгих десятилетий. 










А вот фото редкой украденной картины Фостера и история о том, как так вышло, что ее похитили.




Пятый том. Отличнейшее эссе Крэга Рассела о том, что отличает арт Фостера от арта Кирби (читай всего комикс-арта). 




Учитывая масштаб приключений принца Вэлианта, можно подумать, будто его странствия не были "линейными". Удивительно, но это не так. Весть стрип является цепочкой историй, связанным между собой сюжетом. При желании можно проследить как любой сюжетный цикл (а они у Фостера, бывало, достигали семидесяти пяти страниц) был связан с предыдущим, он - с предшествующим и так далее вплоть до первого появления Вэла. Крупные сюжетные арки здесь перемежаются с небольшими зарисовками на несколько страниц, часто повествующих о том, как принц достиг новой локации или познакомился с новыми героями.




Костя, если ты это читаешь: вот с этой страницы я взял картинку для аватара паблика VK. Всем остальным: моделью для Алеты, возлюбленной Вэла, послужила жена Хэла Фостера. Именно ее черты моментально узнаются в лице сказочной красавицы.





Феноменальный кадр, один из лучших во всей саге. 




Тут, кстати, видно насколько приключения Хэла сменили тон, стоит только глянуть на кадр внизу, на тот, где лицо Алеты скрывает неудобный шлем. 





Визуально, впрочем, это все еще был шедевр. 



В пятом томе были опубликованы множество иллюстраций, нарисованных Фостером в то время, когда он работал в рекламной компании.





Шестой том посвящен памяти Рэя Брэдбери.



Это рассказ о тех днях, когда Хэл еще не был картунистом, а промышлял золотодобычей. 








Когда Крэг Рассел говорил о том, что арт Фостера это антикомикс, он забыл упомянуть тот факт, что главный герой PRINCE VALIANT является антиподом любого супергероя. Главный герой постоянно меняется в отличие от архетипичных супергероев. Вэл обладает взрывным темпераментом, но учится контролировать свой нрав. Превращается из мальчика в мужа, и вместе с этим меняются его суждения. Фостер подчеркнул реалистичность своего героя, часто переодевая его, никогда не заставляя подолгу носить одну и ту же одежду. В супергероике костюм персонажа - его облик, он составляет единое целое с его сущностью. У Вэла действительно есть свой узнаваемый синий костюм, который он редко когда носил, предпочитая подбирать одежду по случаю. А на фото ниже Вэл еще и показан отпустившим бороду, заметно старшим (хотя по сюжету ему еще и тридцати лет не исполнилось).



Дети! У Вэла и Алеты их было пятеро, а PRINCE VALIANT был первым комиксом, герой которого был отцом. 




Для шестого тома издательство подготовило совсем уж неприлично крутой бонус. К статье, рассказывающей о тонкостях покраски стрипа, здесь прилагается трехстраничный постер-гармошка.



Вот он, раскрашенный Фостером вручную. Передача акварели в издании изумительная. 



Также шестой том стал единственным, на обложке которого была нарисована карта странствий героя.




Предисловие Томаса Йейтса.



В этом выпуске есть эссе, рассказывающее о влиянии Фостера на картунистов-современников. Иллюстрации, сопровождающие текст, принадлежат перу Джо Куберта и Френка Фразетты.




Грандиозен даже в мелочах - это про PRINCE VALIANT.



Дети Вэла по ходу сюжета выпростали и становились взрослее. Их ждали собственные приключения. 



При желании Хэл мог выразить при помощи рисунка любое настроение. 









Восьмой том посвящен памяти Кима Томпсона.



 Открывается он эссе Брайана Кейна.





А вот здесь видны труды ассистентов мастера. Фостер всегда рисовал кистью, а его сын и помощник часто покрывал тушью подобные панорамы, пользуясь перьевой ручкой. На конечный результат это, впрочем, не влияло. PRINCE VALIANT состоит из завораживающих пейзажей, возвеличивающих красоту природы.






Чуть выше я рассказывал о том, что Фостера по приказу синдиката пришлось сменить формат стрипа. Подробности того как и почему это случилось можно опустить, важен результат. Стрип с начала пятидесятых годов должен был быть нарисован так, чтобы у него всегда существовала "треть" - две или три нижних панели одинаковых размеров. Это сильно ограничивало творческую свободу Хэла, но тот периодически выкручивался, публикуя такие вот кадры. 









В PRINCE VALIANT присутствовали и фантастические элементы, но их роль всегда была незначительной.



А это рассказ о Silver Lady - престижнейшей награде, выигранной Фостером. 





Девятый том. 




На момент создания стрипа Фостера было 44 года. Возраст заставил его работать медленнее, но Хэл все еще отказывался сдаваться. Он как и раньше мог нарисовать ослепительной красоты панель или сиквенс. 














По популярному стрипу Хэла был снят и фильм, о чьей судьбе рассказывает это эссе.



















А вот тут Вэлу еще и бреют голову, чему он, - сюрприз, сюрприз! - совсем не рад.



С начала шестидесятых годов Фостер больше не прибегал к фото-референсам. Все, что вы видите, нарисовано им сразу без подготовки. 





Абсолютно все локации в стрипе были нарисованы Фостером на основе фотографий, сделанных им лично в путешествиях. Вот эта гора действительно где-то находится. 




Переломный момент - Вэл выбрасывает свой Фламберг, отрекаясь от него. Поющий меч был верным соратником принцу в боях с самого начала стрипа.




Еще немного примеров рекламных постеров, созданных Фостером.



















А вот и моя любимая реклама, нарисованная Хэлом. Впечатляет, не правда ли?





Вот так. Когда я прочитал первый том серии, я не мог поверить в то, что столь хороший стрип вообще когда-то существовал. Должны же были соблюдаться законы если не логики, то подлости: PRINCE VALIANT мог скатиться в пучину посредственности, быть отменен или заиметь на середине публикации существенные недостатки. Нет. Фостер не признавал компромиссов. Его стрип - памятник креативу и мастерству, эталон приключенческого рассказа, написанный и нарисованный гением, рождающимся не чаще, чем раз в поколение. Fantagraphics сделали все, чтобы наследие "принца иллюстраторов" новому читателю было продемонстрировано в наилучшем виде, и за это я благодарю их. Они не побоялись поставить на "старый" стрип, зная, что он уже давно обрел подлинное бессмертие, а значит будет интересен и современной аудитории. И они не прогадали. Посмотрите на отзывы PRINCE VALIANT на Amazon. Пять звезд. У каждого тома. Десятки рецензентов, воспевающих издательство и автора, соревнующихся друг с другом в раздаче комплиментов одному из важнейших стрипов в мире. 

Без каких либо сомнений я могу порекомендовать PRINCE VALIANT от Fantagraphics всем, кто увлекается комиксами. 
















































Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...