воскресенье, 9 октября 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #69 - J.C. LEYENDECKER: AMERICAN IMAGIST



SUNDAY'S SHELFPORN #69  - J.C. LEYENDECKER: AMERICAN IMAGIST

Не так давно специализирующееся на выпуске очень классных изданий комиксов издательство ABRAMS подарило миру такой вот чудесный том. Это биография Джозефа Кристиана Лейендекера, выдающегося американского иллюстратора. Купить книгу меня сподвигло желание чуть лучше познакомиться с творчеством художника, оказавшего колоссальное влияние на мир комиксов. Сам Лейендекер никогда стрипов не рисовал, будучи первоклассным иллюстратором, специализирующимся на создании броской рекламы и обложек для модных журналов. И все же его имя то и дело всплывает в интервью с Хэлом Фостером или, например, Алексом Реймондом. Фостер, бывший мастером реалистичного стиля изображения, и сам лет десять своей жизни посеявший созданию рекламных постеров, боготворил Лейендекера. Да что там Фостер! Норман Роквелл считал своим учителем именно Лейендекера, подражая ему на ранних этапах своей карьеры. 

В тридцатые годы прошлого века обычному автору газетных стрипов не на что было ориентироваться, кроме как на рекламу или произведения живописи. Мастера, вроде Мильтона Каниффа предпочитали второе. Художники реалисты же старательно копировали наработки Лейендекера, бывшего звездой как в своей профессии, так и за ее пределами.

Копировать было что. Стиль Лейендекера был безупречен. Молодой художник необычайно быстро сумел развить свой собственный стиль рисования, ставший иконически. Лейендекер был феноменальным дизайнером и планировщиком, обладая при этом запредельным чувством стиля. Его работы отличают реализм в деталях и потрясающая композиция, шик и лоск, чувственность и красота. 

ABRAMS издали довольно крупный том в необычном формате. Он и выше, и шире обычного делюкса, но при этом издатели комиксов могут только мечтать о том, что их продукция когда нибудь будет издаваться настолько качественно. Книга, несмотря на небольшую толщину, стоит дорого, но, поверьте, придраться к качеству как репродукций, так и бумаги невозможно. У меня в коллекции наберется не более пяти книг, в которых глянец был бы настолько хорош. 

На фото ниже - сравнение габаритов издания с делюксом и обычным хардом.

Сравнение габаритов с другого ракурса.


А вот сам том без суперобложки. 




К счастью, единственный объемный труд о Лейендекере не оказался просто набором репродукций его арта. Это полноценная биография, написанная весьма компетентными авторами, иногда, впрочем, перегибающими палку относительно демонстрации величия художника. Это, пожалуй, единственный минус издания. Дуэт авторов зачем-то задался целью доказать миру, что Лейендекер был лучше Роквелла, совершив при этом все мысленные ошибки. Даже мне при одном взгляде на арт Роквела ясно, что Лейендекер безусловно на него повлиял, но только в начале карьеры, когда молодой Роквелл еще не обзавелся редчайшим умением рисовать душевные полотна и все еще искал себя. В остальном же это два совершенно разных художника. За вычетом этого книга очень хороша. О сложной жизни художника рассказано много, а все ключевые моменты жизни Лейендекера описаны.



Итак, посмотрите на сам арт для начала. Все верно, такой в начале прошлого века выглядела обычная реклама. Рекламный бизнес в Америке всегда процветал, поэтому неудивительно, что Лейендекер сумел не только закрепиться на рынке, но и стать миллионером. Он был действительно богат и, как и положено молодому человеку, живущему в рокочущих двадцатых, обожал закатывать вечеринки, да и вообще был светской личностью. Стиль его жизни прекрасно описал в "Великом Гэтсби" Скотт Фицджеральд.



Это как раз фрагмент рассказа о взаимоотношениях двух великих художников. Справа на странице арт Роквелла.



Сделать имя у Лейендекера получилось на серии заказов фирмы по производству воротничков Arrow Collar. Именно для этой серии художник придумал персонажа Arrow Collar Man - стильного молодого человека, очень привлекательного и по-мужски чувственного, обожающего следить за собой, всегда элегантного. 




Моделью для Arrow Collar Man, как и для множества иных работ Лейендекера, послужил спутник жизни художника, Чарльз Бич. Что характерно, публика о сексуальной ориентации художника не знала, а женщины просто обожали рекламу воротничков и ее главную звезду. 




На самого Лейендекера наибольшее влияние оказал Альфонс Муха, что видно по вот такому арту.



Самая знаменитая реклама Arrow Collar. Как видите, по части стиля Лейендекер был недосягаем. Обладая полностью оригинальным стилем, он творил чудеса, превращая одежду в предмет искусства. 





Стиль Лейендекера стал настолько популярен, что даже породил leyendecker look - некий образ девушек, стремившихся выглядеть, как модели с рекламных постеров. 



Меня в творчестве Лейендекера привлекает не только его безупречный стиль. Полистав книгу, становится заметно, как необычно художник изображал мужчин. У Дилана Морана есть большой скетч о восприятии мира мужчинами и женщинами. Это, конечно, комедия, но своя толика правды, как мне кажется, в замечании Дилана есть. Женщины видят мужчин совсем иными, нежели сами мужчины. Они способны изобразить мужчин привлекательными, но только мужчина может сделать такое изображение глубоким. Посмотрите на любое фото из этого поста. Лейендекер рисует своих героев спокойными, исполненными достоинства джентльменами, грациозными и гибкими. Это мужская чувственность как она есть, какой ее не могут передать женщины. Модели Лейендекера не женоподобны, не жеманны, в их позах и жестах нет намека на сальности и грубость. Герой картин художника обладает невероятной силы магнетизмом, способным сводить женщин с ума, а мужчин сжимать кулаки от зависти. 

Если коротко, я никогда не видел, чтобы рисунок мужчины так излучал спокойствие и достоинство. Сейчас моделями аксессуаров для мужчин являются либо мускулистые парни с каменным лицом, либо тощие неврастеники со странной прической. Никто из них никогда не сможет одной лишь позой выразить то, что значит быть настоящим мужчиной, и что так хорошо получалось предать Лейендекеру на холсте. 



А, знаменитый grid Лейендекера! На странице справа внизу он как раз виден. Лейендекер тщательно планировал свои картины, затем рисовал их на бумаге, а потом размечал холст, на который переносил в масштабе рисунок. Однако, разметка служила не только средством для соблюдения пропорции. Многие картины художника отличает необычная композиция, копировать которую пытались авторы стрипов, используя все те приемы, что и сам художник.




А это уже каверы к Saturday Evening Post. Художник сотрудничал с изданием в течение многих лет, создав для "Пост" 322 обложки. Этот показатель превзошел только сам Роквелл. Что касается обложек, то за Лейендекером закрепилась слава "создателя дизайна современного журнала", настолько разнообразным и качественным было его творчество.




В книге полно самых разных материалов от скетчей до широченных панорамных иллюстраций.







Все обложки для SEP, созданные Лейендекером, собраны в книге. К сожалению, представлены они в масштабе более чем скромном, зато дают полюбоваться на эволюцию стиля Лейендекера. 



Одно из изобретений художника - изображение нового года в виде младенца, а года уходящего в виде старика. 



Обложки Лейендекера не были жизненными, как у Роквелла, не рассказывали интересную историю, но были именно обложками - глянцевыми кадрам неземной красоты, максимально привлекательным и запоминающимся. 





Мой любимый период в творчестве Лейендекера. Художник одно время увлекался детальным изображением викторианской моды. Моя любимая обложка напечатана на странице справа ( левая в среднем ряду).








Вообще за сорок лишним лет Лейендекер нарисовал около полутысячи обложек для разных журналов.









Вторая половина книги начисто лишена текста. Это своеобразный дорогой артбук очень высокого класса.



В конце читателя поджидает лишь небольшое эссе на тему влияния Лейендекера на современников и культуру. 






Я не прогадал, купив эту книгу. Даже будучи знакомым с изобразительным искусством очень поверхностно, я верю в то, что картина, как и песня или удачная рифмованная строка, способна вызвать в человеке переживание. И арт Лейендекера как раз провоцирует во мне эмоции. Этого, на мой взгляд, уже достаточно для покупки. 


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...