понедельник, 10 октября 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #70 - NORMAN ROCKWELL: 332 MAGAZINE COVERS



SUNDAY'S SHELFPORN #70 - NORMAN ROCKWELL: 332 MAGAZINE COVERS

Купленный за гроши сборник обложек SATURADY EVENING POST кисти Нормана Роквелла превзошел все мои самые смелые ожидания. Купил я это чудо на Ebay за 14.99$ плюс доставка, особо не рассматривая фото издания на странице с лотом. Само издание было выпущено в 1979 году, да и экземпляр я брал с рук, так что я заранее морально приготовился получить именно то, что заказывал - старую книгу о Роквелле, хранимую кем-то дома почти сорок лет. Когда том добрался до меня два месяца спустя (под видом гуманитарной помощи для детей одной из церковных школ), я, осмотрев и ощупав его, долгое время пребывал в растерянности. Что-то явно было не так. Эта книга весит пять с лишним кило, габаритами (а также качеством полиграфии) может померяться с изданиями энциклопедий от TASCHEN, склеена на совесть, полностью лишена каких либо недостатков за исключением легко поправимых. У моей копии была сильно загрязнена суперобложка, но после аккуратной очистки грязи спиртом и она стала выглядеть как новая. И вот это все стоит всего пятнадцать баксов? Начав искать информацию об издании, я обнаружил, что этот том выпускался в двух форматах: премиум и так называемом tiny folio. TF был компактным, а премиум покупали люди вроде меня, имеющие возможность хранить это чудовище на специально построенных для него полках. Я проверил лот еще раз, стремясь выяснить, не продешевил ли продавец, продав мне больший по формату том. Нет, книга была заявлена именно такой. Отчаявшись понять почему издание не стоит в пять-шесть раз дороже, я смиренно поблагодарил судьбу за сей подарок.

О том, кто такой Норман Роквелл  пространно рассказывать, думаю, смысла нет? По-настоящему народный художник, обожаемый миллионами простых американцев, он в течение полувека рисовал лучшие обложки в истории современной журнальной иллюстрации, создавал иконические образы и транслировал через свой арт дух, настроение и эмоции целой нации. Критики его не любили, считая реалистичный стиль изображения Роквелла примитивом, однако самому художнику до них дела не было. Да и зачем ему было считаться с чьим-то мнением, когда Роквелл мог почитать о себе в крупнейших газетах и журналах страны, наперебой расхваливающие его мастрество. Роквелл творил для народа, а тот отвечал ему безграничной любовью - такие отношения выстроились между художником и его аудиторией, сохраняясь вплоть до самой смерти самого уважаемого иллюстратора Америки.

На фото ниже - равнение габаритов издания с абсолютом, делюксом и обычным хардом. 


Сравнение габаритов с другого ракурса.



На обложке тома есть такое вот тиснение. Обратите внимание на суперобложку: такие широченные поля как правило оставляют только создатели кастом-изданий.

Огромный плюс издания - матовая, а не глянцевая бумага. Она очень качественная сама по себе, но не это главное. Мне кажется, что она идейно лучше подходит для трансляции заложенных в арт Роквелла идей. Это арт Джозефа Лейендекера просто обязан печататься на глянцевой белее снега бумаге, будучи безупречно эстетичным произведением коммерческого искусства. Арт Роквелла был приземленным в том плане, что героями его картины были обычные люди, он живописал обыденность. Такой арт лучше печатать на подходящей ему обычной бумаге, лишенной ненужного лоска. 


Оглавление.



Как и в случае с биографией Лейендекера, я был удивлен, увидев в этой книге текст. Ничто в названии "332 COVERS" не намекает на наличие аналитического текста в книге. И тем приятнее было обнаружить в начале тома крупное эссе, посвященное творчеству Роквелла и его рабочим методам.




Фотография самого Роквелла в студии.



Частью вступления является необычайно интересное исследование творческого процесса художника. Здесь есть целая секция фото, показывающих как тщательно Роквелл планировал свои картины. Посмотрите на фото внизу: на ней изображены набросок и законченный арт. На этом скетче еще видны некоторые элементы, которые позже Роквелл пожелал убрать (свастика), но вообще он просто рисовал практически готовые картины карандашом.



Детализация... Роквел был известным реалистом. Последователем его в комиксах является, например, Алекс Росс. И все же в комиксах такого качества арт никогда не появится. Этот кусок картины запросто можно принять за фотографию, так достоверно художник передает текстуру предметов, рисует тени и работает с цветом. А ведь это даже не пример из его позднего творчества!



Еще несколько примеров скетчей. На этот раз в цвете.





А это уже пример того, как Роквелл доводил собственную задумку до совершенства. Ему долго не удавалось правильно изобразить эмоции на лице женщины на портрете, поэтому он раз за разом перерисовывал его пока не был удовлетворен результатом.




Процесс создания панорамы. 



Светло-оливковая бумага означает, что вводная часть осталась позади. А мы начинаем путешествие по миру картин Роквелла.



Первые обложки для SEP. В книге кратко описана каждая из них. Каждая обложка датирована. 



Для POST Роквелл создал 332 обложки в течение сорока с лишним лет. Только когда в журнале сменился редактор, поток заказов начал иссякать, однако на тот момент уже Роквелл мог себе позволить заняться чем-то иным.



Еще один неоспоримый плюс - отсутсвие логотипа издания. 




Талант Роквелла к созданию обложек, рассказывающих историю, а не просто декоративных, проявился рано. За это его, собственно, и любят. Художник поначалу очень осторожно выбирал темы для картин, предпочитая лишний раз исследовать знакомые мотивы, чем экспериментировать. И даже в этом случае исполнение одних и тех же идей было разным.




На фото ниже можно видеть, насколько сильно влиял на молодого Роквелла Лейендекер. Арт на странице справа - чистое подражание более именитому коллеге. 





Еще один "а-ля Лейендекер" кадр. Даже модель мужчины на странице слева похожа на Чарльза Бича, прототипа Arrow Collar Man. 



Вот где-то здесь можно увидеть, как Роквелл начинает отходить от правил создания коммерческого арта, фокусируешь на иных, менее броских, но более глубоких образах. Заодно он пробует создавать более детальные полотна.





О повторении идей: даже схожие по замыслу картины Роквелл рисовал по-разному. Картина на странице слева и та, которая показывает сидящего за столом мужчину (следующее фото), в сущности об одном - тяге к приключениям, - но подтекст у них разный. Мальчик переносится в мир грез с помощью книги, а мужчина за столом - покоясь на крыльях фантазии.




Для меня привлекательность арта Роквелла неразрывно будет связана с его стилем. Он придавал идеям и концепциям художника веса. Все его картины именно потому хороши, что "реальны": правдоподобны в них ситуации, герои, "реквизит". Будучи нарисованным схематически или стилизованно, все это не имело бы смысла. Роквелл рисовал какую складку на брюках или швы на шнурках, зная, что они придадут достоверности его арту, и нигде в мире журнальной иллюстрации тандем из заложенных в арт идей и их мастерского исполнения так хорошо не гармонировал.




Работать с источниками освещения в кадре Роквелл умел на очень высоком уровне. 







Необычная для Роквелла обложка - совмещенный портрет мореплавателя и ученого. 









Картина на правой странице - шедевр по части композиции и дизайна. Роквелла совершенно не сдерживал тот факт, что его картины обладали минимальным сюжетом. Он мог сделать их интересными миллионом разных способов.




С POST Роквелл сотрудничал в период с 1916 по 1963. В своих картинах, корнями уходящих в нашу обычную реальность, он был хроникером двадцатого века. Приходящая и уходящая мода, восхождение звезд кино, смена общественных и политических настроений - он рисовал портрет Америки, пока та незаметно для всех созревала, трансформируясь из молодой страны в супердержаву.





Парикмахерский квартет. Неудивительно, что многие американцы узнавали в героях картин Роквелла себя.




Один из моих любимых каверов Роквелла. Тюрьма - это состояние души.



С другой стороны часто художник любил рисовать совершенно несерьезные полотна, вроде дамы на фото внизу. Только гляньте на довольное выражение ее лица!







Когда началась Вторая Мировая война, Америка поневоле была в нее втянута. Многие художники, политики, поэты, актеры записывались в армию, уходили на фронт и воевали. Роквелл на тот момент уже был ветераном, но отреагировал на войну незамедлительно. Он написал тетралогию "Четыре свободы", а для POST придумал серию картин, отражающих судьбу простого американского военного. Героем картин Роквелла был Уилли Гиллис, проходящий службу в армии США. Роквелл рисовал Гиллиса в разных ситуациях, как боевых, так и спокойных.




Уилли Гиллис стал олицетворением американского солдата. Многие читатели POST думали, что герой картин Роквелла является настоящим человеком, а его приключения - реальными. 



Клепальщица Роза. Роквелл начал рисовать по-настоящему иронически картины, выдавая их одну за одной с завидной регулярностью. Большинство из знаменитейших работ художника было создано в военный и построенный период. 




Период фоторелизма. Роквелл все больше рисует детальные, проработанные полотна.





Картины этого периода буквально пульсируют жизнью. 






Уилли Гиллис в колледже.










Пара классических каверов: "День из жизни мальчика" и "День из жизни девочки".







Одна из самых известных картин Роквелла.









Чудесное издание. Удовольствие от просмотра картин Роквелла лично я получаю колоссальное, но понимаю, что не всякому фанату именно комиксов такая книга будет интересна. Берите ее в том случае, если вам интересна живопись внекомиксная - в таком случае точно не прогадаете. Я же воспринимаю этот том как своеобразный визуальные дневник одного из лучших художников двадцатого века. С бешеным темпом работы мне сейчас не то что читать комиксы некогда, я даже листаю их только по вечерам перед сном. И все же с тех пор как эта книга ко мне приехала, я открывал ее с полдюжины раз, снова и снова рассматривая полотна Роквелла, погружаясь в свои мысли и получая приятное наслаждение, которое у меня обычно и взывает нравящийся мне арт. О медитативных свойствах работ Роквелла я не слышал, но именно так они действуют на меня. 


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...