среда, 12 октября 2016 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #71 - MASTERS OF AMERICAN COMICS


SUNDAY'S SHELFPORN #71 - MASTERS OF AMERICAN COMICS

На тему истории американских комиксов написано около полусотни книг (это только те, которые я рекомендовал бы к прочтению). Варьируются  все попытки объять необъятное от удачных, но подкошенных финансовыми обстоятельствами (энциклопедия AMERICAN COMIC BOOK CHRONICLES от Twomorrows охватила только период в четыре десятилетия с 1950 по 1990, хотя планировалось издать около двенадцати томов), до сугубо личных, а поэтому весьма неоднозначных. Лучше всего писать о комиксах получается не у академиков, а историков, а лучшие книги на тему истории жанра создали люди, поклоняющиеся газетным стрипам. 

Я в последнее время всерьез заинтересовался стрипами, а поэтому на досуге заказал и прочел массу книг на эту тему. Обзор большинства из них ждите совсем скоро, а пока поговорим об одной конкретной. MASTERS OF AMERICAN COMICS - попытка рассказать о комиксах, концентрируясь на творчестве отдельных представителей жанра. Подобная структура присуща большинству подобных книг. И авторы, комиксы и скрипы которых отобрали для этой книги, также встречаются абсолютно во всех энциклопедиях такого рода. Чем же тогда отличается от остальных MASTERS? Необычными эссе о картунистах и отличным набором иллюстраций. Эту книгу интересно читать, когда уже многое узнал об истории возникновения стрипов и месте, занимаемом в этой самой истории указанными тут авторами. Решение начать свое знакомство с комиксами именно с этой книги я удачным назвать не могу, а вот дать дополнительные сведения об уже миллион раз сказанном у нее получается неплохо.

Само издание, как и все, посвященные стрипам, нестандартное по размерам. На фото ниже - сравнение габаритов книги с делюксом и обычным хардом.


Сравнение с другого ракурса.



Меня немного смущает тонкая глянцевая бумага издания, а так на качество книги жаловаться не приходится. 



Оглавление. Здесь без сюрпризов. Все классики присутствуют, разве что к ним добавили Гэри Пантера, о котором современники пишут реже, чем хотелось бы.



В формате, не уступающем "абсолютам"  DC, арт Криса Уэра смотрится роскошно.



Структурно книга делится на два этапа: попытка рассказа о жанре и анализ произведений конкретных авторов. Меня такой подход к подаче информации озадачивает. Неужели нельзя было соблюсти внутреннюю хронологию повествования, и включить анализ произведений непосредственно в статью об истории? Так, впрочем, делают все остальные, так что не исключено, что это просто попытка авторов выделиться на фоне конкурентов.



Качество репродукции стрипов здесь отменное. Причина этого кроется в специфике хранения, владения и публикации газетных стрипов. Занимаются этим в Америке всего несколько человек, а вообще вся индустрия обязана возможностью взглянуть на арт прошлого одному человеку - Биллу Блэкбирду. Он коллекционировал старые скрипы, газеты и арт, публиковал книги и редактировал сборники стрипов. В его коллекции было около двух с половиной миллионов стрипов, и большая часть любого сборника на тему "история комиксов" состоит из предоставленных и сбереженных им образцов. Сейчас крупных коллекционеров стало гораздо больше, но вклад Блэкбирда в популяризацию стрипов переоценить или как-то измерить невозможно. 



Как видите, скрипы здесь представлены в сканах с газет, в которых они выходили сто и больше лет назад. 



Еще один повод купить книгу - рассказ о Джордже Херримане.  Когда выйдет эта рецензия, уже будут опубликованы написанные мной ранее в этом году материалы, посвященные его стрипам, а о его технике и влиянии вам станет известно чуть больше. Если же вы пропустили публикацию моих статей на Comicstrade или RedPort, внемлите мне, ибо истину глаголить я буду. Херриман был и остается феноменом в индустрии, а его Krazy Kat - лучшим в истории комиксом. Подробнее о Херриман можно будет почитать в других выпусках шелфпорна, а я пока расскажу, в каком контексте его упоминают авторы книги. Именно статья о Херриман получилась на удивление кислой, субъективной и совершенно не дающей представления о мастерстве картуниста. Зато ее явно писал человек, очень хорошо разбирающийся в искусстве. Так что как дополнение к уже имеющимся у вас сведениям она выглядит отлично, а самостоятельно я ее рекомендовать не могу. К счастью, обо всех остальных авторах в книге рассказано гораздо лучше. Почему же компетентные, спору нет, люди осеклись, рассказывая о великом художнике? Могу предположить, что виной тому был Krazy Kat и его многогранность. Клянусь, на тему того, насколько это гениальный комикс, можно написать книгу. Вполне возможно, что авторам просто не удалось нормально донести до читателя свою мысль, а поэтому очерк о Херримане топит читателя в ненужных подробностях, оставляя главное за кадром.



Раскрашенные вручную художником воскресные выпуски стрипов - обязательная часть всех подобных изданий. Здесь репродукция акварели удалась на славу.




Рассказ о THIMBLE THEATRE. Здесь авторы явно опустили кусок истории, перейдя от Херриман к гениальному Сигару, но им виднее. 



Без Френка Кинга любая книга по истории комиксов и любой рассказ именно о мастерах жанра не может существовать. Кинг был гением, а арт его опережал свое время лет на пятьдесят. 




Алекса Реймонда и Хэла Фостера здесь упоминают, но концентрируются не на PRINCE VALIANT или FLASH GORDON, а на работах Мильтона Каниффа. Тут спорить просто глупо: триумвират авторов полностью трансформировал жанр приключенческого комикса, но только Канифф был суперзвездой за пределами индустрии. Его STEVE CANYON и TERRY AND THE PIRATES как нельзя лучше подходят для примера, когда речь идет о великих комиксах.




Уилл Айснер и SPIRIT. Об Айснере сказано так много, что книга ваше представление об отце графического романа вряд ли изменит, но до чего же хороши здесь оригинальные иллюстрации художника.




Рассказ об Айснере служит мостиком между эпохами. Век стрипов заканчивался, а комиксы стремительно становились все лучше, что тут иллюстрируется единственно подходящим артом, принадлежащим перу Кирби. 





Рассказ о Курцмане и его влиянии здесь пристойный, но интересующимся лучше купить недавно вышедшую биографию маэстро от Билла Шелли. 






Андеграунд комиксы представлены мастодонтами, вроде Роберта Крамба и Харви Пекара. На тему андеграунд революции еще в конце семидесятых годов вышла эталонная книга Марка Эстерна, а за примерами арта, максимально полно характеризующего комиксы той эры стоит обратиться к UNDERGROUND CLASSICS: THE TRANSFORMATION OF COMICS INTO COMIX.





Тот самый рассказ о Пантере.  Полностью искупает собой покупку книги.



Современные классики. Дэниел Клоуз и Крис Уэр. 






Это середина книги. Здесь повествование начинается заново, а рассказ начинается вновь с эпохи зарождения стрипов в газетах.





Я намерено сфотографировал все скрипы Херримана, и отказываюсь признавать, что это, возможно, было лишним.





До этого момента такого качества скрипы Кинга публиковали только IDW и Dawn & Quarterly. Меня радует сохранение оригинальной палитры стрипов (тусклой), хотя ради публикации в глянце яркость арта могли и подкрутить. Отказ от подобного - признак профессионализма.




Оригинальный арт Каниффа. Помяните мое слово: Artist Edition его работ выйдет в ближайшее время.










Классная пародия на BRINGING UP THE FATHER Джорджа МакМануса - самый популярный после BLONDIE стрип King Features.






Завершается книга списком произведений, цитируемых или тех, которые стоит прочесть, если вас заинтересовала эта книга. Это, опять же, признак очень грамотных авторов.




Итог: хороший комплиментарный том, если вы уже изучили историю американских стрипов. Пожалуй, его восприятие полностью зависит от вашей осведомленности в теме. Не исключено, что вы можете быть от него в восторге или счесть повторением пройденного. Я уже выяснил для себя, что единого универсального справочника по теме нет и не будет, поэтому собираю все издания, которые могу найти, чтобы, прочитав их все, самостоятельно составить представление об истории. Эта книга дает возможность взглянуть на уже сказанное более авторитетными авторами по-новому. С учетом того, как сильно в некоторых аспектах схожи все книги о комиксах, это не такое уж и маленькое достижение. Рекомендую к покупке.


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...