среда, 17 мая 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #78 - SOCIETY IS NIX - GLEEFUL ANARCHY AT THE DAWN OF THE AMERICAN COMIC STRIP 1895-1915




SOCIETY IS NIX - GLEEFUL ANARCHY AT THE DAWN OF THE AMERICAN COMIC STRIP 1895-1915

В 2012 году издательство Sunday Press совершило небольшую революцию в области издания раритетных комиксов, выпустив том под названием Forgotten Fantasy. Книга, в которую входили иллюстрации, ранее публиковавшиеся спорадически на протяжение последних лет, наверно, сорока в разных изданиях от культовых, но забытых ныне журналов, посвященных истории комикс-стрипов (Nemo Classic Comis) и комикс-аналитике (The Comics Journal), до андеграунд-антологий вроде легендарного RAW, привела в восторг всех критиков и завоевала две номинации на премию Айснера. Во многом уникальный том мы рассмотрим в рамках рубрики чуть позже, а сегодня взглянем на его том-компаньон.

Forgotten Fantasy включал в себя полные раны очень редких стрипов, а вот Society is Nix составлен из отдельных иллюстраций именитых пионеров жанра. Эта книга преследует цель продемонстрировать нам все многообразие едва зародившейся в конце позапрошлого века арт-формы. Как обычно Sunday Press подошли к публикации важной антологии со всей тщательностью, поэтому неудивительно, что в 2014 году она вновь завоевала одну номинацию на премию Айснера и была встречена еще теплее, чем ее предшественница. Если вы не в курсе чем славится Sunday Press, прочтите мой обзор Krazy Kat A Celebration of Sundays - еще одной книги издательства - в котором рассказано о методах работы и подходе скромного паблишера к выпуску книг. 

Society is Nix примечателен не столько размером, сколько своей функциональностью в виде некоего "переносного музея комикс-арта", как выразился Крис Уэр. Это не значит, впрочем, что книга издана скверно - она располагается по ту сторону спектра от дешевых томиков Vertigo в мягком переплете, являясь вершиной роскошных изданий для коллекционеров. 16х22" том издан отменно, но отдельно хочется рассказать о бумаге, идеально передающей ощущение газетной страницы (но в отличие от газетной, бумага в Society is Nix очень и очень качественная). Что же касается наполнения, то оно вызывает у меня только восторги, а формат книги как раз позволяет впервые увидеть воочию насколько прекрасными были ранние комиксы. Только когда смотришь на них в формате 1:1, понимаешь, как сильно они теряют, будучи изданными в репринтах. Sunday Press позволяет не только увидеть раритетные вещи, но увидеть их в первозданном виде, таком далеком от нынешних комиксов. 

На фото ниже - габариты издания в сравнении с кучей разных нестандартных форматов. Книга с бордовым переплетом и темно-синей обложкой - тот самый Krazy Kat. Выглядывающая из за абсолюта JLA/Avengers книга с золотыми буквами - крупный том, посвященный Алексу Тоту. Вместе с обычным делюксом на фото присутствует европейский - трилогия Эрманна USA Trilogy. Самым маленьким на фото выглядит обычный хард.




Сравнение габаритов с другого ракурса. Society is Nix нужно обязательно хранить плашмя во избежание повреждения переплета. Книга очень тяжелая.






В каждом издании Sunday Press всегда присутствуют бонусы. Здесь в их качестве выступает реплика газетной страницы, заодно выполняющая роль нехитрой детской игры. Правила игры и все необходимые для полноценного развлечения вещи (два желтых прямоугольника) уже идут в комплекте. Прорежьте Хэппи Хулигану "рот", сложите по инструкции два самолетика из желтой бумаги и соревнуйтесь в меткости! 



Книга открывается сканом оригинального арта Фредерика Берра. Скан при этом мало чем отличается от оригинала, продающегося на аукционе Heritage за безумные деньги. Редактор книги Пит Мареска, кстати, при работе над Society Is Nix тесно сотрудничал со многими коллекционерами оригинального арта, а большая часть из опубликованных здесь иллюстраций либо отсканирована с оригинала изданий и отреставрирована, либо напрямую отсканирована с оригинального арта. 



Открывает книгу вот такой роскошный разворот. Это раскрашенный вручную оригинальный арт Ричарда Фелтона Аутколта.



Фото для оценки качества иллюстраций. Реставрация цвета здесь выглядит настолько живо, что со средней дистанции репродукцию невозможно отличить от оригинала, и даже при тщательном осмотре акварель и тушь выглядят фантастически. Это фото и все последующие приведены в оригинальном разрешении, открываются они по клику на изображениях.



В качестве предисловия здесь опубликована краткая история того, как где-то в недрах редакции одной газеты зародилось новое искусство, стремительно захватившее умы американцев и ставшее к концу двадцатого века респектабельным и значительным. Рассказ, как можно догадаться, охватывает в основном период в двадцать лет с 1985 года - года зарождения комиксов - по 1915. Эта эра в истории комиксов отличалась самыми плодотворными и безумными экспериментами с формой. 



За этой статьей следует другая. Вообще Sunday Press сотрудничали со многими известными историками комиксов, включая Арта Шпигельмана, при создании Society is Nix. Так что за качество и достоверность приведенной информации беспокоиться не нужно.



Вместе с примерами оригинального арта в предисловии опубликованы фото разных сопутствующих товаров, выпускаемых по комиксам. Сложно себе представить, но когда-то улыбающиеся физиономии героев стрипов смотрели на мир с упаковок всех возможных продуктов, начиная от хлеба и заканчивая часами.



Рассказ о желтой журналистике и битве между Уильямом Рэндольфом Херстом и Джозефом Пулитцером. Я описал ее в своей статье PARADISE LOST, но здесь о ней можно почитать подробнее. Также здесь приведена карикатура на Херста и Пулитцера, ранее публикуемая только в ч/б (и только в антологиях политической сатиры, вроде сборников Puck или чумовых, но неизвестных у нас исторических трудах, вроде History of American Graphic Humor или Ungentlemeny Art Хесса и Каплана).



Наконец, сама секция с комиксами. Занимает она почти сто тридцать страниц. Большая часть иллюстраций - полноформатные.



Yellow Kid Аутколта. Эти иллюстрации есть в каждой стоящей прочтения книге по истории комиксов, но там они ужаты до невозможности и выглядят как работа помешанного гравера, так плотно в них, порой, лепятся друг к другу штрихи и важные детали. Формат 16х22" позволяет увидеть, каким был арт Аутколта на самом деле и почему, собственно, комиксы получили такое широкое распространение. Сами посмотрите, ну не чудо ли? Я бы покупал любую газету, в которой публиковались бы эти иллюстрации.



Обычные современные комиксы выходят в формате, унаследованном от газетных стрипов. Обычная страница комикса примерно равна 1/4 газетной страницы формата full-size и половине tabloid-size. Но если художники комиксов рисуют арт, зная, в каком формате его опубликуют, а читатели тоже видят арт в сборниках таким, каким он был задуман, то репринты газетных комиксов почти всегда предлагают арт, ужатый в несколько раз и не позволяющий оценить по достоинству все старания художников. Society Is Nix это исправляет.



А вот пример того, за что стоит платить довольно крупную даже по меркам коллекционных изданий сумму. Society Is Nix стоит около 90$ плюс доставка, зато в нем есть вот этот кадр с желтым малышом, которого я ранее нигде не видел. А я перечитал за последние полтора года свыше полутора сотен книг по истории, классификации, коллекционированию, изданию, критике комиксов. И тот факт, что ни в одной из них - а почти все они богато иллюстрированы - не было этого шедевра Аутколта, говорит о многом. 




Арт Джимми Свиннертона. Пионер и гений, Свиннертон считался одним из самых изобретательных художников стрипов начала века.




Одной из крупнейших газет, построивших свой имидж на печати стрипов, была St. Louis Post-Dispatch. Именно примеры стрипов, публикуемых в этой газете, приведены ниже. 



Цветные иллюстрации Томаса Салливанта я тоже мало где видел.




Сами можете оценить разнообразие и живость ранних стрипов. Ни одна серия в то время не была похожа на другую, ни одна не создавалась при использовании каких-то правил. Картунисты просто рисовали все так, как видели и отчаянно старались перещеголять друг друга в создании максимально новаторских иллюстраций. Вся площадь газетной страницы художниками рассматривалась как полотно, поэтому и стрипы, даже если их разделяли панели, все равно выглядят как нечто целое и законченное, а не набор сценок.




Что же касается уровня популярности и ценности стрипов, то Society Is Nix публикует и бестселлеры, занявшие большую часть тома, и важные, но неизвестные стрипы. На фото внизу, например, есть один эпизод из Foxy Grandpa Шульца и один из стрипа Свиннертона с вечно меняющемся названием, но посвященный приключению зверей в ноевом ковчеге. 



Buster Brown тоже был одним из самых успешных стрипов той эры.  



Ранние стрипы Джорджа Херримана были опубликованы в тринадцати томах Krazy and Ignatz, изданных Fantagraphics и арт-буках, посвященных наследию художника, но нигде их не публиковали в таком формате и таком качестве.



Сравнение габаритов стрипов Херримана из Society Is Nix и Krazy Kat Celebration of Sundays. Сами стрипы при этом в разных изданиях опубликованы разные.






Винзор Маккей здесь тоже представлен. Прячем есть тут и кадры из великого Little Nemo, и подзабытые шедевры первого гения комиксов.




Маккея и Лионеля Финингера обычно сравнивают напрямую, а Мареска, подчеркивая это, опубликовал иллюстрации двух великих художников рядом. Forgotten Fantasy же был первой антологии, в которой большое число стрипов Финингера было впервые опубликовано в оригинальном формате и цвете. 





Очень приятно, что составители книги не забывают о почти забытых, но достойных публикации сериях. На фото на странице слева опубликован стрип Monkey Shines of Marsellen - выдающегося графического шедевра, ни в чем не уступающего тому же Nemo. Справа, кстати, арт одного из титанов комиксов Джорджа МакМануса. Ежедневные выпуски принесшей славу художнику серии Newlyweds еще можно найти, а вот воскресные публикуются редко.



А вот так выглядит иллюстрация из Monkey Shines в книге формата "евро-делюкс" 9,5х11" рядом с опубликованной в оригинальном формате. Книга поменьше - изумительная Art in Time нынешнего главреда The Comic Journal Дэна Надела, которую я всем горячо рекомендую.



А это уже сравнение арта МакМануса из Society Is Nix, где была сохранена оригинальная цветовая гамма стрипа, с артом из The World on Sunday Николсона Бейкера и Маргарет Бертрандт. О книге, посвященной арту из пулитцеровской газеты World, мы поговорим в другой раз.


Впервые именно эту страницу из Old Opie Dilldock's Stories я увидел год назад в книге Билла Блэкбирда и сразу же полез на Амазон искать репринты стрипа. Их, к сожалению, не существует. Везде публикуется только этот кадр. Есть конечно, многие другие, хранящие у коллекционеров и в хранилищах библиотек колледжей, ждущие своего часа и, надеюсь, ждущие не напрасно.




Цветной эпизод из Dream of the Rarebit Fiend. Стрип Маккея о сновидениях выходил на протяжение всех лет публикации в ч/б, но в течении двенадцати недель публиковались и цветные эпизоды, ставшие зенитом серии.




На фото на левой странице опубликован эпизод из, возможно, самого неординарного - по крайней мере визуально - стрипа в истории. Crazy Quilt создавался разными художниками, устраивавшими на одной странице своеобразное состязание в мастерстве. Репринты стрипа существуют только в формате газетных реплик, изданных лет тридцать назад энтузиастом Ричардом Маршаллом, но при этом каждый эпизод серии можно смело обрамлять и вешать на стену.



Биографии всех упомянутых в книге художников. Бесценная информация.




Безоговорочная рекомендация к приобретению. Столь феноменальных по качеству и наполнению книг практически не существует, как не будет существовать и их репринтов. Sunday Press предупреждает, что свои книги они почти никогда не допечатывают, поэтому те, будучи, раскупленными, навсегда уходят в oop и стоят бешеных денег. 

Если вы интересуетесь историей комиксов, вам эта книга необходима, как вода умирающему в пустыне. Даже если вы просто любите комиксы, и считаете, что когда-то, возможно, будете заинтересованы в их более тщательном изучении, купите эту книгу и отложите ее. Когда вы до нее доберетесь, вооруженные знаниями (для понимания значимости некоторых стрипов все же стоит немного узнать об истории арт-формы, с чем я вам, к счастью, могу помочь - читайте мою статью PARADISE LOST на Comicstarde), вы будете поражены, я это гарантирую. 







2 комментария:

  1. У вас всегда такой качественный материал и фотографии в статьях. Для полного счастья не хватает одного - заменить эту странную полосатую простынку на столе на нормальную белую скатерть :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо) Простыню придется потерпеть, заменить ее пока нечем, да к тому же она имеет символическую ценность.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...