суббота, 20 мая 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #80 - THE SMITHSONIAN COLLECTION OF NEWSPAPER COMICS




SUNDAY'S SHELFPORN #80 - THE SMITHSONIAN COLLECTION OF NEWSPAPER COMICS


Билла Блэкбирда называют "человеком, спасшим комиксы". Он одновременно являлся как выдающимся историком комиксов, яростно защищающим арт-форму, так и крупнейшим в истории их популяризатором. Для тех, кто не знаком с творчеством Билла и его вкладом в развитие комиксов, я вкратце расскажу о большинстве его заслуг, в число которых входит создание книги THE SMITHSONIAN COLLECTION OF NEWSPAPER COMICS.

Для начала стоит указать, что Билл Блэкбирд был коллекционером стрипов. Увлекшись собирательством публикуемых в газетах стрипов, он проделал титаническую работу, собрав и сохранив более 75 тонн старых газет, газетных вырезок, палп-журналов и прочих культурных реликтов. Когда все, включая американское государство (уж простите за неловкую синекдоху, но в действительности все государственные службы, обязанные заниматься сохранением культурного наследия Америки, от исконно американского искусства "комикс-стрипов" отвернулись), сделали вид, что стрипы относятся к низшему виду искусства и сохранения для последующих поколений не достойны, Блэкбирд, движимый неиссякаемым запасом уверенности в обратном, пошел против течения. Он собирал старые газеты, собственноручно перелопачивая старые архивы библиотек. Он покупал подшивки на гаражных распродажах. Он, наконец, достучался до правительства, которое разрешило ему стать владельцем национального архива периодики. Блэкбирд спас множество газет, которые после перевода на черно-белые микрофильмы попросту уничтожались. 

Будучи авторитетом в области истории комиксов, Блэкбирд сотрудничал со всеми журналами, посвященными комикс тематике, писал и редактировал книги.  Две его книги чаще всего считают важнейшими трудами на тему арт-формы, а препарируемый ныне SCoNC общепризнанно считается лучшей. Это не просто энциклопедия стрипов, книги подобного рода публиковались задолго до 1977 года. Блэкбирд сильно опередил свое время, создав эталон "книги о комиксах", некий шаблон, которого будут придерживаться все авторы и все издатели на протяжение последующих сорока лет. По сути вышедшая недавно книга KING OF COMICS, как и многие ее предшественники, является лишь расширенной версией SCoNC. Именно Блэкбирд впервые сформировал список стрипов, считающихся классическими, предоставив иллюстрации из своей коллекции; именно в его книге впервые появился некий таймлайн американских комиксов, ведь все стрипы были опубликованы в соответствии со строгой хронологией; именно эта книга была издана на высочайшем уровне, разительно отличаясь от всех ранее вышедших книг о комиксах. 

Чаще всего Блэкбирда превозносят именно за эти четко различимые инновации в области популяризации комиксов, но я быстро хотел бы рассказать еще об одном немаловажном смежном факторе. Книги о комиксах обычная публика не читает. Они, как правило, нацелены на людей, знающих о предмете обсуждения очень много и заинтересованных в дальнейшем углублении знаний. SCoNC изменила представление огромного числа американцев о комиксах. Чаще всего люди, рецензируя эту книгу, делятся воспоминаниями вроде "я нашел эту книгу у деда, и не мог оторваться" или "отец читал мне ее, когда я был маленьким". С этой книгой связано больше теплых воспоминаний, чем с любым трудом на тему комиксов. Почему? Думаю, все дело в презентации материала и удачном выборе стрипов. Блэкбирд хотел, чтобы вы смотрели на стрипы его глазами и как мог пытался заразить читателей своим энтузиазмом. Каждая иллюстрация в книге выбрана не случайно, каждая подпись и сноска дополняют прочитанное. Если Билл хотел, чтобы мы видели стрипы как великое искусство, он этого добился. 

Книга эта вышла в 1977 году. На фото вы можете видеть прекрасно сохранившийся 1st print, которому в этом  году исполняется сорок лет. Моя копия отлично сохранилась, но тут важно помнить, что книгу изначально публиковали, ориентируясь на передовые методы в области типографии. В ней очень хорошая газетная бумага, идеально передающая текстуру газетного комикса и не выцветающая со временем. Она крепко сшита и практически неубиваема. Стоит при этом SCoNC около 5 долларов за б/у копию (при оригинальной цене в 30$). 

Перед тем, как начать рассказ непосредственно о книге, стоит упомянуть еще кое-что. Главную, как считают, многие, его заслугу. Когда в конце восьмидесятых издатели заинтересовались в публикации газетных стрипов в формате сборников, они столкнулись с банальной нехваткой материалов. Старые стрипы нельзя было отследить по изданиям, в которых они публиковались, а копий каждого выпуска не существовало ни у авторов, ни у синдикатов. К кому же обратились издатели? К Биллу Блэкбирду. Он выступил редактором, контрибьютором, писателем или поставщиком стрипов для более чем двухсот книг. Без него критически важные (и имеющие огромную коллекционную ценность) издательские проекты обречены были на провал. Без стрипов, предоставленных Блэкбирдом, не было бы двадцатишеститомного собрания THE SPIRIT Уилла АЙснера. Не было бы восемнадцатитомника WASH TUBBS AND CAPTAIN EASY, изданного NBM Publishing,  как не было бы  и великолепной тетралогии CAPTAIN EASY от Fantagraphics. Переиздание всех воскресных выпусков KRAZY KAT в тринадцати томах? Забудьте. Для этого издания Блэкбирд предоставил более 98% всех выпусков. Только благодаря Блэкбирду мы можем сейчас познакомиться произведениями золотого века газетных стрипов, с сериями, оказавшими на весь жанр колоссальное влияние.

Итак, начинаем. На фото ниже - сравнение книги с делюском и обычным хардом. SCoNC поражен своим легким весом, при этом будучи габаритным изданием.




В который раз поражаюсь четкости шрифта в старых книгах. В книге Блэкбирда и Мартина Уильямса он подобран изумительно.



Книга разделена на несколько глав, каждая из которых претворяется небольшой статьей, написанной Блэкбирдом.



Если вы никогда не читали статьи Билла, вас ждет незабываемое чтиво. Блэкбирд обожал язык и писал как профессионал, но что еще важнее он имел собственный голос. Его тексты нельзя спутать ни с чем. На его стиль большое влияние оказала литература модернизма, поэтому в его статьях есть и игра слов, и сложный синтаксис, и деепричастные обороты, и очень длинные предложения. Роберт Харви писал, что предложения Блэкбирда "готовы разрушиться под собственным весом". Это действительно так. Нормой для Билла было составление предложений из пятидесяти слов и больше, включающих в себя большое число информации. Так что SCoNC не только интересно разглядывать, но и читать.




Все стрипы в книге представлены в наилучшем виде. Они огромные, идеально отпечатаны без намека на технические огрехи, яркие и притягательные. 



Что же до содержания, то Блэкбирд справедливо решил, что если уж знакомить читателя со сложной историей комиксов, то делать это необходимо, демонстрируя только классические произведения и лучшие, умеющие запечатались дух всей серии, эпизоды. 



Здесь собрана вся классика стрипов от "желтого Малыша" до Doonesbuty. 



На странице справа внизу кадр из  Kin-Der-Kids Лионеля Финингера, прекрасно символизирующий эпоху ранних комиксов.



Блэкбирд также включил в энциклопедию произведения, которые были приравнены к классике много позже. Его интуиция в отношении, например, NAUGHTY PETE, была верна - ныне этот стрип считают шедевром.




Большая часть книги состоит из черно-белых ежедневных стрипов, сгруппированных по аркам. Понимая, что дневные стрипы невозможно демонстрировать поодиночке если ты хочешь, чтобы читатель понял их контекст, юмор и стиль, Блэкбирд опубликовал в своей книге кучу классических сюжетных ранов. К самым известным из опубликованных здесь относят арк о Моряке Папае.





POLLY AND HER PALS. Если я и жалею о том, что какой-то стрип не издали полностью в роскошном формате, то это относится к произведению Клиффа Стерретта. Очень скоро будет готов шелфпорн, рассказывающий о двух томах серии, изданных в "шампань"- формате, но кроме этих книг стрип практически нигде не собран. 





Хотя есть же еще BRINING UP FATHER! IDW издали всего два тома серии, сосредоточившись на сюжетном арке, в котором изображается вояж героев стрипа по миру. Этот арк составляет ничтожную часть гигантского полотна Джорджа Макмануса, достойного издания целиком. И да, этот тот самый МакМанус, который оказал самое большое влияние на европейскую школу комикса, и чье влияние без труда можно разобрать в работах, например, Эрже.



GASOLINE ALLEY. Блэкбирд и Уильямс выбрали самые душевные воскресные эпизоды серии, сочетающие философские уроки Кинга с безбожно красивым и изобретательным артом.




Ранние эпизоды KRAZY KAT. 



В книге представлено все многообразие стрипов и всех их форм. Есть тут и ежедневные стрипы, и топперы, и вещи в формате "полстраницы", и, конечно, воскресные выпуски стрипов, считающиеся самостоятельным видом искусства.





Тридцатые годы стали пиком приключенческих стрипов, что Блэкбирд и Уилльямс подчеркивают, показывая всю классику от BUCK ROGERS до STEVE CANYON. 



На странице справа изображен воскресный эпизод TARZAN Хэла Фостера. До недавнего времени цветные эпизоды этого стрипа  было практически невозможно увидеть.



Не обделен вниманием и FLASH GORDON Алекса Рэймонда. Блэкбирд выбрал самую известную страницу стрипа - атаку крылатых обитателей Монго.




Еще одно доказательство прозорливости Блэкбирда. WHITE BOY, ныне собранный под одной обложкой Sunday Press, считался одним и самых малоизвестных шедевров комиксов. Позже Дэн Надел, The Comics Journal и Fantagrphics сделали все возможное для того, чтобы стрип Гаррета Прайса занял свое место в пантеоне классики.




Диснеевские комиксы представлены работами Томаса Готтфредсона.




Конечно, Блэкбирд не мог издать книгу о комиксах, не опубликовав в ней стрипы Мильтона Каниффа. 






Цветные эпизоды KRAZY KAT. Стрип Херримана был одним из немногих, представленных в книге дважды как пример эволюции художественного стиля.






На POGO Уолта Келли заканчивается предпоследняя глава SCoNC, посвященная классическим стрипам. Считающимся в конце семидесятых неоклассикой Doonsbury, Gordo, B.C. и прочим отведено совсем немного страниц. На мой взгляд это было абсолютно здравым и оправданным решением. О тогдашних популярных стрипах и так писали все журналы.






Заканчивается книга краткой справкой. Блэкбирд и Уилльямс коротко описывают все серии, давая досточно информации для самостоятельно изучения. 



Итог: самая лучшая книга о комиксах, обязанная стоять на полке любого, кто их покупает. Низкая цена и фантастическое качество опубликованного в ней материала делают SMITHSONIAN COLLECTION OF NEWSPAPER COMICS идеальным подарком всем любителям классических стрипов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...