среда, 31 мая 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #81 - POLLY AND HER PALS CHAMPAGNE EDITION


О создателе стрипа POLLY AND HER PALS, Клифф Стерретте, известно немного. Большую часть сведений о биографии художника можно узнать из источников, не имеющих отношения к Стерретту. Жизнь его, возможна, была небогата на выдающиеся события, но свой след в истории комиксов он оставил, причем чем больше времени проходит с момента когда публика узнала о Стерретте (его для американских почитателей стрипов "открыл" Билл Блэкбирд, в книге которого впервые за пятьдесят лет были опубликованы шесть воскресных стрипов POLLY), тем весомее кажется его вклад. 

Клифф Стерретт писал и рисовал стрип POLLY AND HER PALS на протяжении сорока шести лет. За это время стрип эволюционировал из первого успешного произведения в еще несуществующем жанре - Стерретт был пионером, создавшим один из первых газетных стрипов, посвященным молодым девушкам, увлеченных женихами, модой и бурлящей, как горячий источник, социальной жизнью - в графический шедевр уровня KRAZY KAT. Стерретта обычно сравнивают с Пабло Пикассо, причем заслуженно и безо всяких осторожных высказываний, призывающих подчеркнуть важность понимания разницы в двух совершенное разных формах изобразительного искусства. Даже не разбирающемуся в искусстве мне понятно, что Стерретт создал нечто невероятное, не имеющее аналогов и опирающееся на те же принципы, согласно которых творил великий автор "Герники". 

Я, впрочем, забегаю вперед. POLLY AND HER PALS выходил шесть раз в неделю с 1912 по 1958 годы. Первые двенадцать лет Стерретт медленно совершенствовал свой стиль, стараясь придерживаться канонов создания стрипов. Его комикс был смешным, интересным и увлекательным. Героиней комикса поначалу была Полли Перкинс - молодая девушка, живущая с родителями. Однако, исчерпав запас тем для создания коротких сюжетных арков на тему быта Полли и стремясь сделать стрип непохожим на десятки подражателей, Стерретт вскоре переключился на отца семейства Перкинс, Па Перкинса. Па был сгустком энергии, чрезвычайно подвижным индивидуумом, одним своим появлением способным скрасить любой скучный момент. Лучшим другом Па был черный домашний кот - обладатель самой эпической походки в комиксах и самый рассудительный после Ма Перкинс член клана. 

Автор KRAZY KAT, Джордж Херриман, высоко отзывался о Стерретте, а заодно и заимствовал у него некоторые идеи. Стерретт отвечал взаимностью. В 1910-е Стерретт и Херриман работали в одном офисе, где компанию им составляли самые великие художники комиксов в истории. Офис делили Херриман, ТАД Дроган (самый выдающийся спортивный иллюстратор в истории), Гарри Хершфилд (острослов и автор изумительного комикса о Дантесе Дернаме), Виндзор Маккей, Т.И. Пауэрс, Джимми Свиннертон, Стерретт и еще несколько человек. Как вспоминал потом Херриман "на работу все приходили в районе половины десятого, хотя никто ни за кем не следил. От нас требовалось сдавать по стрипу в день, а все остальное редакторам казалось малозначительным. Вот мы и приходили каждый день не потому, что должны были, а потому что нам нравилось общество друг друга". Стерретт позже начал работать на дому, но творческая атмосфера офиса все же оказала на него сильное влияние. Тогда, в далеких двадцатых, комиксы все еще были освобождены от каких-либо границ, поэтому писатели и художники были вольны творить с ними все, что им заблагорассудится. Так уж получилось, что больше всего на поприще стрипов натворили именно Херриман и Стерретт. 

Пиком POLLY AND HER PALS считается 1925-1935 годы. В 1935 Стерретт, мучимый ревматизмом, все больше начал полагаться на ассистентов. Но десять предшествующих этому печальному событию лет для POLLY AND HER PALS были раем. У стрипа не существует ни прямых аналогов, ни подражателей, хотя отдельные элементы стиля Стерретта прослеживаются в творчестве, например, карутниста The New Yorker Сола Стейнберга, великого мастера визуальной прозы. Начиная с 1925 года Стеррет трансформировал стрип: поначалу в POLLY проник кубизм, а затем и сюрреализм. Соединившись, они образовали сплав столь же удачный, сколь и мощный - воскресные стрипы POLLY AND HER PALS того периода являлись грандиозными полотнами, на которых - и это очень важно! - был запечатлен разработанный Стерретом собственный визуальный язык. Я специально обратил на это внимание, потому что чрезвычайно редко художники способны не только следовать традициям, но и отклоняться от них, а уж полностью отбросить их и заменить собственным набором правил могут лишь единицы. 

Посмотрите, как Пабло Пикассо изображает быков. Это изображение наглядно демонстрирует то, как Пикассо видел мир и как он подходил к созданию своих произведений. Убирая все лишнее, стирая линии, редуцируя сложное и сверхсложное до состояния простейшего. 


Каждый художник умеет рисовать, скажем, деревья или камни. Но при этом большинство художников рисует их одинаково, оставаясь пленниками собственного воображения. Да, дерево состоит из кроны, ветвей, листьев и ствола, и именно учитывая эти "компоннты" дерева большинство художников приступает к рисованию. Я не припомню деревьев и камней в картинах Пикассо, но Стерретт обожал рисовать и то, и другое, причем, как и Пикассо, делал это очень оригинально. Его деревья не походили на те, что мы видим за окном. Они были чем-то невероятным, напоминающим скорее объект архитектурной инсталляции, чем обыденной суммой формулой "листья+ствол+ветви". А камни! Их Стерретт рисовал разукрашенными самыми диковинными геометрическими паттернами. И все в POLLY AND HER PALS было таким. Каждый объект в каждой панели на каждой странице был частью вселенной, придуманной художником. Самый известный воскресный выпуск стрипа это хорошо подчеркивает. В нем Па Перкинс по ошибке надевает другие очки и видит мир вокруг сошедшим с ума. Но даже когда Па носил свои очки,  мир POLLY для нас,читателей, не менялся, оставаясь изысканным графическим ландшафтом.

В этом, собственно, и состоит вся прелесть стрипа. Если, следуя примеру Стерретта, отбросить все лишнее и попытаться описать POLLY одной фразой, то получится "это очень красивый стрип". Он также был смешным и изобретательным, но эти характеристики вторичны. Если вы захотите купить POLLY, вы сделаете это только потому, что ничего подобного вы раньше не видели. 

До начал  2010-х стрипы Стерретта издавались редко. Kitchen Sink, кажется, издали два тома воскресных стрипов в небольшом формате. С ростом популярности импринта IDW Library of American Comics, его редактору и человеку-флагману Дину Маллейни разрешил издавать все более рисковые проекты. Для издания POLLY AND HER PALS был придуман новый формат - "шампань", - копирующий стандартный artist edition. Обладая всей мощью IDW, прославившегося своими дорогими и огромными книгами для коллекционеров оригинального арта, Маллейни издал стрип Стерретта в формате 12Х16" на классной плотной газетной бумаге, сопроводив издание кучей дополнительных материалов. По сути, "шампань" ничем, кроме цены от artist edition не отличается. Разве что оба тома POLLY можно купить за 80$, то есть по цене самых дешевых "артистов".

На фото ниже - сравнение издания с абсолютом, делюксом и обычным хардом. 



Сравнение габаритов с другого ракурса. 





Первый том открывается статьей, знакомящей читателя со Стерретом и его стрипом. Приобретя с десяток изданий LOAC, я с уверенностью могу сказать, что бонусные материалы в каждом томе сами по себе оправдывают их покупку. В шеститомнике TERRY AND THE PIRATES Мильтона Каниффа бонусов началось свыше ста страниц. В POLLY их тоже прилично. 





На странице справа опубликована известная иллюстрация, относящаяся как раз к тем временам, когда Стерретт и Херриман работали вместе. 



На странице слева опубликовано обращение к читателям. В нем сказано, что Маллейни и все работающие над выпуском книги авторы решили не цензурировать и не изменять стрипы Стерретта. Расовые карикатуры во времена оригинальной публикации POLLY AND HER PALS были столпом юмора, поэтому неудивительно, что в стрипе встречаются пусть и безобидные, но все же расистские шутки. Также Маллейни очень грамотно поступает, публикуя не только стрипы, нарисованные Стерреттом, но и его "ghost"-авторами. Все выпуски, нарисованные другими художниками, не подписаны Стерреттом и содержат соответствующие пометки. Я такого еще нигде не видел. Обычно стрип по умолчанию считается авторским трудом, а его автором выступает один человек, ассистенты нигде не указываются. Это связано с трудностями, сопряженными с поиском не принадлежащих перу оригинальных художников выпусков и соответствующими записями. Маллейни же где-то раздобыл список выпусков, нарисованных другими авторами, и честно уведомил об этом читателя. 



Первые двадцать с лишним страниц первого тома относятся к периоду 1913-1925 годов. Стиль Стерретта еще не отточен, но пишет он чудесно, а среди ранних эпизодов все же иногда попадались выдающиеся. 



Ранние эпизоды дают уникальную возможность посмотреть как эволюционировал стиль художника. На странице справа, например, есть вертикальные панели, которые Стерретт позже никогда не использовал.




А это уже 1925 год. 




Все стрипы изданы в оригинальном формате. Каждый эпизод сопровождает соответствующий топпер - узкий горизонтальный стрип, располагающийся сверху или снизу основного и в случае необходимости заменяемый рекламой или другими стрипами. Стеррет рисовал несколько топперов, среди которых самым интересным является DOT AND DASH. 






На странице справа опубликован один из самых известных воскресных эпизодов комикса - в нем "персонажами" являются ноги главных героев. Стерретт мастерски умел рисовать подобные вещи. Чуть позже он нарисовал еще один замечательный эпизод, в котором все действо было показано как зеркальное отражение.



А вот и тот самый выпуск, в котором Па потерял свои очки. Это Стерретт на пике творческих способностей. Композиция, цвет, ракурсы, движение - все безупречно, все идеально.




А вот и начало "абстракционного" периода Стерретта. Посмотрите на эту череду мужчин в черных фраках и то, как они напоминают единое существо наподобие причудливой гусеницы. 



А вот и деревья Стерретта, о которых я рассказал выше. Эпизоды, в которых Па остается один на один с природой - чистое великолепие. Только Фрэнк Кинг умел рисовать природу вокруг нас лучше, но Стеррет показывал ее нам сквозь призму кубизма. 








Эпизод, показанный на странице справа - лучшее доказательство гениальности Стерретта. Восхитительная визуальная абстракция, сочетающая все лучшие черты стрипа и при этом очень оригинальная. А на странице слева показаны сваи пирса. Да, вот эти забавные цветные и покрытые веселыми узорами конструкции в воображении Стерретта были аналогами сугубо утилитарным и скучным объектам. 





Второй том. 



Количество бонусной информации в нем все такое же запредельное. Здесь есть и промо-фото художника, и его отдельные иллюстрации, выполненные тушью, и  еще масса всего. Обязательные статьи, написанные лучшими историками комиксов, тоже присутствуют.






KRAZY KAT и POLLY роднит изображение окружающий действительности. Как и Херриман, Стерретт изображал мир комикса постоянно меняющимся. Бэкграунды в стрипе вечно кочевали, а забавная гряда домиков с остроконечными крышами никогда не выглядела одинаковой. 









POLLY был стрипом урбанистическим, что, впрочем, не означало, что Стерретт не умел рисовать красивейшие пейзажи. Даже ночные эпизоды здесь выполнены  потрясающе. Академики, кстати, обожают Стерретта за умение работать с черным цветом. В отличие от абсолютного большинства художников, Стерретт работал от черного к белому, а не наоборот, то есть сперва рисовал самые темные части рисунка, а потом уже вычленял из тьмы объекты и работал ножом, счищая подсохшую тушь с листа бумаги или же распределяя еще не высохшую тушь тончайшими мазками, создавая эффект затенения. 






На странице слева показан еще один классический эпизод. Глядя на него у меня возникают (и тут же улетучиваются, если честно) вопросы о реставрации цвета в стрипе. Даже если LOAC и подправили цветовую палитру, это только пошло стрипу на пользу. Здесь все цвета находятся в гармонии друг с другом, а рисунок не выглядит "пластиковым" как в омнибусах Марвел, в которых печатают комиксы Кирби и Ли.







"Шампань" издания POLLY AND HER PALS напоминают мне почему именно я стал коллекционером комиксов. Именно такие книги мне и хотелось хранить и покупать. Снимаю шляпу перед Дином Маллейни и IDW, а заодно и горячо рекомендую эти издания всем, кто любит комиксы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...