понедельник, 26 июня 2017 г.

TOTAL SHELFPORN - 2011-2017




TOTAL SHELFPORN

Все началось в 2004 году, когда я купил видеоигру Punisher. Это был обычный шутер, не отличающийся от прочих ничем, кроме сцен жестокости (в основу сценария игры лег ран Гарта Энниса, а поэтому в Punisher можно было поучаствовать в расправе над бандитами в зоопарке, скармливая врагов стае пираний, к примеру). В качестве бонусов в игре можно было разблокировать эпические обложки комиксов Тима Брэдстрита, кадры из PUNISHER WAR ZONE, скетчи и прочее. Меня мигом покорил арт Брэдстрита и его стиль, но узнать что-то об авторе или самом комиксе я не мог. Доступа к интернету у меня не было, английский язык я тогда знал с натяжкой, так что неудивительно, что я просто махнул рукой на комиксы и забыл о них на шесть лет. 

В 2010 или 2011 году я устроился на хорошо оплачиваемую работу и решил завести себе хобби. Сперва я коллекционировал разные крутые наборы LEGO, потом – коллекционные издания видеоигр, затем – книги. Путешествуя по волнам ностальгии, я вспомнил о Punisher, и решил дать комиксам шанс. Как и многие, я начинал читать комиксы в переводе. Одним из первых таких комиксов стал TRANSMETROPOLITAN в переводе «Маньяка», укрепивший во мне веру в то, что сплав рисунка и прозы может родить нечто достойное внимания. Как большой поклонник «аналоговой» литературы, я все же представлял себе чтение комиксов исключительно с экрана, и решил заказать себе свое первое издание комиксов на английском языке. Им стал PUNISHER OMNIBUS Гарта Энниса и Стива Диллона, привезенный мне аж из Новой Зеландии другом Степаном. От комикса  я остался в восторге – циничный и по-хорошему придурковатый боевик, казалось, состоял сплошь из эпичных уан-лайнеров («Первое правило перестрелки в морге – не прячься за тощим парнем») и мертвецкого юмора (Каратель с каменным лицом достает крошечный швейцарский раскладной нож и предположительно убивает им кучу плохих парней). Затем были куплены «Хранители» в мягком переплете – комикс, открывший для меня комиксы. Я очень удачно выбирал серии для прочтения и очень мало знал о самой арт-форме, что порождало дивный эффект: я открыл для себя новый медиум, который, казалось, только из очень качественных представителей и состоял. К счастью, эффект рассеялся достаточно поздно, а к тому времени я уже успел подсесть на иглу коллекционирования, стать завсегдатаем треда shelfporn в /с и зарегистрироваться на форуме Spidermedia, где я соревновался со Стасом Куприяновым в количестве купленного за месяц и познакомился с кучей интересных людей, вроде Бориса Блинохватова. 

Время шло. Комиксы покупались десятками, но мне стало не хватать чего-то иного, а именно возможности рассказать о них, поделиться своими впечатлениями от прочитанного (и как позже потом оказалось, возможности увидеть что именно я думаю о каждом конкретном комиксе; я с самого начала не мог понять, что из себя представляет та или иная серия, не сев и на потратив 400-500 слов на ее описание). Так родился мой блог, отметивший в этом году свое трехлетие. Моей карьере блоггера сразу перешибло хребет в июле 2014, когда у нас разгорелась война, а я вынужден был бежать, поставив крест на своем будущем. Когда ты находишься за тысячу километров от дома, не зная, что стало с твоими родными, скарбом и всем прочим, ты непременно обращаешься к чему-то, что способно если не вернуть тебе самообладание и иллюзию контроля над судьбой, то хотя бы дать возможность временно забыть обо всем. В августе 2014 я написал почти пятьдесят рецензий на комиксы, пытаясь отогнать мысли о руинах своего дома и смерти отца. В сентябре я вернулся в Луганск, ставший самым интересным местом на Земле – забавно было наблюдать как ушедший в пучину варварства и порядком потрепанный город возвращается к жизни – и продолжил писать о комиксах. Я искренне думал, что это дело мне скоро надоест, а негативный опыт ассоциирования письма с откровенно жуткими мыслями отравит сам процесс работы, но тут я ошибся. Привычку рассказывать о комиксах у меня не отбило ни увольнение, ни неприятная болячка, привезенная из временного изгнания, ни осознание, что я, по сути, мало что знаю о интересующем меня медиуме. 

Для меня коллекционирование комиксов всегда было делом побочным, второстепенным по значению. На первом месте всегда был блог, а тот факт, что после прочтения комикса и написания рецензии у меня еще и оставалась красивая книжка, которую можно было поставить на полку, был просто приятным дополнением. И тем не менее я всегда любил красивые книги, а издания американских комиксов относятся именно к таковым. Впервые я показал свою коллекцию летом 2014 года в первом выпуске рубрики SUNDAY’S SHELFPORN. С тех пор коллекция моя разрослась до неприличных размеров, а количество книг перевалило за тысячу. Она занимает два с половиной шкафа и в нынешнем виде лучше всего отражает мои вкусовые предпочтения. В VK-версии блога вы можете найти старые фото коллекции с кучей омнибусов Marvel, которые я продал этой зимой. 

Итак, поехали. Первый шкаф.



Все шкафы мне приходится заказывать у знакомого плотника, который делает их, ориентируясь на кривость стен и уклон пола, а также мои пожелания относительно габаритов полок.  Этот шкаф был собран специально под издания формата абсолют и делюкс. Нижние полки полупусты, потому что замену омнибусам я еще не нашел, а ставить туда что попало не хочется.

Тут у меня хранятся самые большие оверсайзы. KRAZY KAT от Sunday Press, четыре замечательных 16х22 гиганта – дилогия FORGOTTEN FANTASY и SOCIETY IS NIX, посвященная старым стрипам, изданным в оригинальном формате, антология KRAMERS ERGOT 7, и антология DREAM ANOTHER DREAM – а также два «адамантиума» от Marvel (MARVELS Бьюсика/Росса и WOLVERINE, который я до сих пор не продал только потому, что в нем опубликован Weapon X Барри Виндзора-Смита), и две изумительные энциклопедии от Taschen, посвященные издательствам Marvel и DC.



Переходим к рассмотрению содержимого шкафа, полностью занятого трейдами. Я очень лоялен к формату, и поначалу активно скупал книги в мягком переплете, гоняясь не столько за мифическим долголетием, которое призван обеспечить твердый переплет, сколько за сюжетами. Позже, когда с деньгами стало туго, я кардинально пересмотрел свое отношение к коллекционированию и перестал покупать уже имеющиеся у меня серии в других форматах. Это объясняет наличие BOYS Гарта Энниса в мягком переплете, например. Желания гоняться за абсолютами серии у меня нет. Далее идет трейд культового ORC STAIN, прекрасный мистический триллер CROSS BRONXувлекательный шпионский детектив WHO IS JAKE ELLIS?, лучший сай-фай последних лет PROPHET, комиксы Уоррена Эллиса, дуристика от Энди Суриано CHARLATAN BALL, дуристика от Райана Брауна GOD HATES ASTRONAUTS (великий комикс, великий!!!), галлюциногенный NEVADA от Стива Гербера, нуарный DESOLATION JONES, графическая медитация Брэндона Грэма MULTIPLE WARHEADS, гор-фест экстраваганза AUTEUR, два комикса от учеников Джефа Дэрроу, неких Фаринаса и Стокоу, MEGA CITY TWO и GODZILLA:THE HALF-CTNTURY WAR, первая половина рана лучшей современной сценаристки комиксов Гейл Симон на RED SONJA, еще не читанный перезапуск JONAH HEX, DAREDEVIL Брубейкера и Бендиса, весь PUNISHER Гарта Энниса, нежно любимый NEXTWAVE Эллиса, и комиксы Джеффа Лемира.



Первая из двух полок, посвященных продукции VertigoTRANSMETROPOLITAN я уже собираю в абсолютах, а десятитомник в мягком переплете планирую продать. FABLES я не стал собирать в делюксах, инстинктивно чувствуя беду. Добравшись до прочтения серии, я обнаружил, что после 75 выпуска FABLES превращается в отвратный балаган без намека на связность, и поэтому даже в трейдах серию держу только потому, что купил ее целиком одним лотом. Далее у нас идет роскошный NORTHLANDERS, купленный задолго до анонса делюкс-изданий. Рядом стоит SWEET TOOTH и великолепнейший LOSERS Энди Диггла, почему то выпущенный только в таком формате. На деле шпионский боевик такого уровня нужно выпускать сразу в абсолюте, минуя все промежуточные форматы. Я редко у кого из коллекционеров вижу этот комикс, но он совершенно точно заслуживает покупки.



Фуллран HELLBLAZER в 1st print изданиях (кроме первого тома) со всеми спин-оффами. Сорок пять трейдов о приключениях Джона Константайна отлично скрасили мне январь позапрошлого года. И пусть не вся серия одинаково хороша, большую ее часть можно смело покупать, а ран Питера Миллигана так и вообще брать нужно обязательно. Далее идет PREACHER и два очень хороших, но малоизвестных комикса – SHADOW HERO Янга/Лью и BALLAD OF DR. RICHARDSON Пола Поупа.



Движемся дальше. Вашему взгляду открывается панорама, преимущественно состоящая из хороших комиксов DC (минус JLA). Слева направо расположены фуллран хулиганского комикса Гарта Энниса HITMANCATWOMAN Дарвина Кука и Эда Брубейкера, скверные комиксы, чьим художником выступил Майк Миньола, и YEAR100 Пола Поупа, рецензия на который стала первой в блоге. Большую часть полки занимают комиксы Гейл Симон, все без исключения превосходные. POWER GIRL смело можно записывать в юмористическую классику (там одна сцена с псевдо-Зардозом возносит комикс на недосягаемую высоту), VILLAINS UNITED и SECRET SIX я считаю лучшими командными комиксами всех времен, BIRDS OF PREY тоже отличный, а WONDER WOMAN до неприличия хорош. Перемежает комиксы Симон превосходный вестерн JONAH HEX Грея/Пальмиотти, буквально сотканный из изумительных и запоминающихся историй, романтики фронтира, крутых цитат и сказочных пейзажей. JLA меня сильно разочаровал, но, видимо, я просто не понимаю супергероику. А вот FOURTH WORLD Кирби на меня произвел неизгладимое впечатление. Когда говорят, что Кирби забыл о комиксах больше, чем иные художники знали, имеют ввиду именно этот цикл комиксов и то, что он собой олицетворяет.



Полка, занятая изданиями от DARK HORSE. За паутину в кадре извиняюсь, но этот паук жил в комнате еще до того, как туда переехал я, а убивать соседей по жилплощади я не намерен. После покупки и прочтения первых пятидесяти номеров CONAN, собранных в исполинском COLOSSAL EDITION, я как большой фанат творчества Роберта Говарда купил всю серию целиком одним лотом, повторно обзаведясь семью первыми томами. А заодно купил несколько мини-серий за авторством Трумана/Джиорелло и десяток других изданий. Невесть как затесавшийся сюда UNWRITTEN тоже, пожалуй, стоит разменять на харды, ведь серия до неприличия хороша. Рядом с ним стоят все трейды GROO Арагонеса/Эванира и MOTHERLESS OVEN роба Дэвиса – уникальный и очень атмосферный комикс, который мало на что похож концептуально и по исполнению. Далее идут шесть томов CONCRETE Пола Чадвика – главный претендент на переиздание в дорогом формате. Когда DARK HORSE только было основано, этот комикс был его столпом наравне с SIN CITY и HELLBOY. Только если серии Миллера и Миньолы, сильно уступающие как графически, так и сценарно работе Чадвика, нашли отклик у массового читателя, CONCRETE этого сделать не сумел. Тем не менее шесть(!) премий Айснера дают понять насколько это хороший комикс.



Мы переходим к обзору горизонтальной полки. В 2012 году, когда я активно начал скупать абсолюты DC, этот формат являлся идеальным для коллекционирования. Издательство в таком формате печатало только классику, не экономя ни на чем. Сейчас бизнес-практика DC вызывает у меня вопросы (100$ за тощий BATMAN YEAR ONE – это грабеж), и даже реабилитация формата – издание PREACHERTRANSMETROPOLITAN и прочего – не вызывает желание заказывать новые книги. Когда я бросил собирать абсолюты, до полной коллекции книг в этом формате мне хватало восьми томов. Всего у меня их 38, что тоже, согласитесь, немало. 

На этой полке стоит весь SANDMAN, купленный по незнанию и неопытности за 500$ (тогда третий том ушел в oop, а о том, что такое переиздание я даже и не слышал). Мало кто из коллекционеров покупает все пять томов, но мне спин-оффы и короткие рассказы о Морфее нравятся не меньше, чем сама сага. С SANDMAN в таком формате связан коллекционный миф: 1st print издания, якобы, отличаются от остальных наличием «хребтов» на корешках. Понятия не имею, соответствует ли это действительности, но у меня все книги именно с тремя хорошо различимыми «шрамами» на корешках. Рядом с пятитомником стоит великий THE NEW FRONTIER Дарвина Кука. Я хотел сделать обзор издания уже давно, откладывал написание текста как минимум три раза, а потом, в день, когда я узнал о смерти Кука, сел за стол с твердым намерением изложить все, что думаю о комиксе, но не смог заставить написать себя ни слова. Просто поверьте мне на слово: это очень крутой комикс и очень крутое издание с полутора сотнями страниц бонусов. Редкий JLA/AVENGERS абсолютом не считается, стоит дорого и выглядит тощим. Если бы не качество истории, рассказанной Бьюсиком, я бы о покупке пожалел. Также на полке стоят все издания DARK HORSE в экспериментальном (и что-то мне подсказывает не прижившемся) формате – COLOSSAL CONAN и BIG DAMN SIN CITY. Второй, по слухам, скоро подорожает, так что его впору продавать и брать Library-издание первых четырех томов.



Осиротевшая полка, на которой стояли омнибусы Marvel, теперь выглядит пустой и покинутой. На ней стоят лишь еще не читанный YELLOW/GREY/BLUE и неожиданно великолепный DEADPOOL MAX. А еще FAMOUS FIRSTS BOX SET – его обзор является самым популярным постом в блоге.



Снова абсолюты. Здесь особняком стоят все комиксы Алана Мура, вышедшие в таком формате. Трехтомник PROMETHEA я купил очень давно и уже тогда второй том стоил заоблачную сумму. Что сейчас просят за него, я даже представить боюсь. Тем не менее фантасмагорическая лекция на тему мистицизма и магии лучше всего выглядит именно в оверсайзе. Года три назад ходили слухи, что DC готовило к изданию Immateria Edition – горизонтальный том, в который должна была войти вся серия. Художник Джон Уильямс позже подтвердил, что проект оказался затратным и был заморожен. С тех пор вышло четыре разных издания WATCHMEN, которые несомненно продавались отлично, но не PROMETHEA для коллекционеров. Еще одна гордость коллекции – трилогия LEAGUE OF EXTRAORDINARY GENTLEMEN. За ней следует мой любимый комикс Мура TOP TEN (приключения копов в городе, где все обладают суперспособностями), и два его самых известных творения – V FOR VENDETTA и WATCHMENRONIN и CRISIS ON INFINITE EARTHS являются двумя последними хорошими книгами на полке.



Порядком усохшая секция с омнибусами Marvel теперь выглядит так. Я оставил имеющий символическую ценность PUNISHER Энниса/Диллона, великий X-STATIX Миллигана, и кучу томов Кирби. Коллекционной ценностью здесь является только омнибус ETERNALS, содержащий действительно прорывной арт Кирби.



Еще абсолюты. Фантастические по качеству комиксы Уоррена Эллиса PLANETARY и AUTHORITY в таком формате были изданы, подозреваю, по ошибке. Первый том AUTHORITY по совместительству являлся первым томом в новой линейке и был пробным камнем. За ним сразу же был издан Мур, и вот это действительно походило на умный маркетинговых ход. HUSH Лоэба/Ли не является лучшим комиксом дуэта авторов, но единственным, который я купил. Сейчас жалею, что не взял в свое время LONG HELLOWEEN. Рядом стоит B&R Моррисона/Куайтли, и классика от Френка Миллера. За ними идут все три тома GREEN LANTERN, включая дефицитный третий. С ним соседствует пристойный FINAL CRISIS. Как поклонник Алкса Росса, я не мог не купить оба его больших комикса в абсолюте, так что полюбуйтесь на KINGDOME COME и JUSTICE. Завершает парад душевный ALL STAR SUPERMAN – один из лучших комиксов о Супермене.



Тут стоят все библиотечные издания HELLBOY , ждущие своего часа быть перечитанными. Рядом покоятся два гигантских сборника галлюцинаций молодого Гранта Моррисона, FURY Гарта Энниса, задорный HERCULES Пака, и прочее.



Самая интересная полка с нестандарными оверсайзами. Слева направо идут: божественная адаптация нуарных романов Уэстлейка HUNTER MARTINI EDITION; артбук Тима Брэдстрита с кучей глянцевых фотокоммерчески провальный и сырой, но очень красивый эксперимент Барри Виндзора-Смита STORYTELLER; сборник WHERE’S WALDO, скрасивший не один день, проведенный без интернетатолстенный MARTHA WASHINGTON; первый «сморгасборд» CHEW; весь ROCKETEER Дэйва Стивенса (любовное письмо палп-романам); SULLIVAN’S SLUGGERS, примечательный двумя вещами: деньги на его издание собирали на тогда еще малоизвестном Kickstarter, и трайфолдом, на котором было запечатлено колоссальное чудовище-мутант; TANK GIRL от Titan; еще один абсолют Росса; самурайский шедевр Саверио Тенуты LEGEND OF THE SCARLET BLADESи полное собрание в двух томах всех комиксов Дона Мартина, опубликованных в журнале MAD.




Второй шкаф.  




Катастрофическая недостача места для хранения комиксов вынудила меня заказать второй шкаф. Он изначально планировался как хранилище обычных хардов и делюксов и, пожертвовав высотой полок, я получил именно то, что хотел – вместительный и компактный шкаф высотой под потолок, оборудованный четырьмя дополнительными стендами для хранения крупногабаритных изданий.

На этой полке хранятся издания от Nobrow, чудесная HILDA Люка Пирсона и не менее замечательный FANTASY SPORTS Сэма Босмы, имеющий потенциал превратиться в мой любимый сериал. Рядом стоит сборник комиксов Серджио Арагонеса. Делюкс STARSTRUCK с момента покупки стал редкостью, но продавать его я не планирую. TELLOS тоже заявлен как делюкс, хотя оба издания по формату не уступают абсолютам. Коллекцию великих комиксов продолжает фуллран KRAZY KAT Херримана. Он был куплен всего полгода назад, но с тех пор отдельные тома стали стоить порядка двух сотен долларов, что делает тринадцатитомник от Fantagraphics одним из самых дорогих экспонатов коллекции. Рядом с классикой американского комикса стоит классика европейская. Все 34 тома ASTERIX были куплены боксед-сетом (то есть коробка сета не предназначалась для демонстрации, а была лишь контейнером для хранения) за адекватную сумму в 400$, то есть около 12$ за том. Я слышал, что недавно одно из русских издательств объявило о выпуске «Астерикса» в России, и настоятельно рекомендую всем купить этот комикс. Деюксы европейского формата следуют далее: ESCAPO Пола Поупа; трехтомник BLACKSADтри тома комиксов Эрманна (третий сам является сборником трех отдельных произведений – BLOOD TIESGIRL FROM IPANEMA и MANHATTAN BEACH); сборник комиксов Алекста Тота; коллекция BEASTS OF BURDEN; два тома не то арт-бука, не то иллюстрированного философского трактата Барри Виндзора-Смита OPUS; и нежно любимая книга, посвященная сериалу FIREFLY. Том с красочными закладками – арт-бук дуэта BROSMIND (очень забавный).



Полка с делюксами. Бок о бок стоят шпионский боевик DMZ Брайана Вуда, криминальная сага Аззарелло 100 BULLETS, позорный сценарный идиотизм Брайана Вона,  все делюкс-издания комиксов Брубейкера/Филлипса, включая SCENE OF THE CRIME, и неполный пока комплект CHEW – одной из лучших современных серий Image.



Еще одна полка с делюксами, премьер-изданиями и омнибусами. Восемь томов комикс-адаптации ADVENTURE TIME отлично дополняют мультсериал, не уступая ему ни в чем, особенно по части экстравагантности и градуса безумия. JLA EARTH 2 стоит рядом с BATMAN Моррисона и BATWOMAN Джона Уильямса, образуя скромный островок супергероики в море комиксов иных жанров. Безумный MARSHAL LAW я все еще никак не соберусь прочесть, пугаясь плотности рисунка и текста. Какой-то системы хранения комиксов у меня нет, поэтому такие разные комиксы как экпериментальный супергероический эпос TOM STRONG Алана Мура у меня соседствуют с чудесным фэнтези JOE BARBARIAN, философскими мистериями Нила Геймана и нестандартным SPACEMANWE3 и FLEX MENTALLO Моррисона/Куайтли, возможно, стоило объединить в один делюкс, уж больно тонкие и дорогие книги выходят по отдельности. Marvel на полке представлены блестящей сатирой SUPERIOR FOES OF SPIDER-MAN и каким-то meh. За ANIMAL MAN стоят мои любимый COFFIN (адовый рассказ о мертвеце, воскрешенном к жизни) и DEEP SLEEP (классный мистический ужастик), созданный Филом Хестером/Майком Хаддлстоуном.





Снова делюксы. Бесподобная криминальная драма SCALPED, шеститомник отличного полицейского детектива POWERS, три тома мощного STUMPTOWN, пятитомник очень неровного EX MACHINA, антология SOLO, раритетный INFINITE CRISIS (продается!), убойный GLORY и кислотный BUTCHER BAKER Джо Кейси.


Здесь все просто. Почти всю полку занимает полное собрание THE SPIRIT Уилла Айснера в двадцати шести томах. Сейчас весь комплект архивных хардов можно купить за тысячу долларов, а мне посчастливилось выиграть его за четыре сотни у коллекционера из Калифорнии. Рядом стоит SPIRIT Дарвина Кука и его же EGO. Между Муром и Симон затесался незабываемый и прекрасный GREEN LANTERN WILLWORLD, нарисованный Сетом Фишером.


Сплошной хаос, а не полка. Здесь стоят гайды от PRIMA, арт-буки из коллекционных изданий видеоигр, энциклопедии LEGO и прочее, не имеющее отношения к комиксам. Из интересного здесь можно отметить полное собрание божественного QUEEN AND COUNTRY Грэга Ракки, потрясающий ранний комикс Джеймса Стокоу WONTON SOUP, слайс-оф-лайф мелодраму BOX OFFICE POISON, многострадальный MESMO DELIVERY (Адам Сагов пытался передать мне этот подписанный самим Грампой хард три или четыре раза на протяжении года, и всякий раз обстоятельства складывались самым неудачным образом), и малоизвестный у нас первый хард GIRL GENIUS, осыпанный многочисленными наградами.


Правая часть шкафа отведена под харды обычного размера и аналогичные по формату издания. На этой полке у меня стоят разные серии Джека Кирби, редкий шеститомник SWAMP THING Алана Мура, не менее редкий шеститомник великого STARMAN Робинсона (по-настоящему уникальное произведение в супергероике сложно найти, но STARMAN как раз им и является), и двенадцать томов ASTRO CITY. За ними следуют HEAVY LIQUID и мой любимый 100% Пола Поупа,  а также BLACK BEETLE Франческо Франкавиллы.


Опять циклы вперемешку с отдельными изданиями. Шесть томов электро-нуара ELEPHANTMEN определенно стоят своих денег, а серия – вашего внимания. За сагой о клонированных животных следует один из важнейших (наравне со STARSTRUCK) комиксов, который по части качества сюжета и экспериментов с форматом не уступает WATCHMEN. Речь идет о футуристическом детективе AMERICAN FLAGG Говарда Чайкина. Далее идут ONE TRICK RIP-OFF Поупа и залихватский сюр от Джо Кейси/Энди Суриано DOC BIZARRE (в этом комиксе главный герой пытается вылечить импотенцию у монстра-франкенштейна, чтобы тот мог участвовать в съемках порнографических фильмов, устроенных неким сумасшедшим бароном; говорю же, незабываемый комикс!). Отдельно стоит упомянуть THE RING OF THE NIBELUNG Крэга Расселла, дивной красоты адаптацию одноименной оперы Вагнера. Все тома B.P.R.D. я заказывал очень давно, так что проблем, поджидающих припозднившихся коллекционеров, не испытываю. Сейчас отдельные тома саги стоят под сто долларов, что является вопиющим преувеличением ценности этих книг. Что у нас дальше? BATWOMAN Уильямса, BATGIRL Симон, HELLBOY MIDNIGHT CIRCUS (а вот за эту книгу можно и переплатить), продолжение HERCULES, и роскошный барочный MIRACLEMAN Алана Мура.


Если для чего придуманы были shelfporn-посты, так это для демонстрации вещей, вроде STARNGES IN PARADISE OMNIBUS Терри Мура. Я один из немногих обладателей сказочно редкого подписного издания в твердом переплете, ныне стоящего неприлично много денег. Остальные тома на полке являются самыми обычными трейдами-кирпичами. Здесь собран почти весь USAGI YOJIMBO, а также наличествует омнибус SCUD THE DISPOSABLE ASSASSIN – ни на что не похожий боевика от одного из создателей сериалов Community и Rick and Morty Дэна Хармона. И ECHO Терри Мура.


Сложный, интересный и многогранный CEREBUS в шестнадцати томах занимает большую часть этой полки. За ним следуют FROM HELL Мура, три сборника комиксов Уилла Айснера и KING CITY Брэндона Грэма – еще один из моих любимейших комиксов. За RASL Джеффа Смита виднеются два тома путеводителей по Плоскому Миру Терри Пратчетта – THE COMPLEAT ANKH-MORPORK и THE COMPLEAT DISCWORLD ATLAS, которые имеет смысл брать только на английском языке, так как наше Эксмо зачем-то экономит на производстве и предпочитает бесить фанатов писателя, отказываясь печатать важнейшую составляющую путеводителей – карту.


Вновь я пытаюсь упорядочить хаос и вновь терплю поражение. На этой полке собрано все, что по габаритам отличается от стандартных изданий. Слева направо идут: тысячестраничный сборник комиксов гениального Фреда Хэмбекаомнибус STRAY BULLETS; комиксный ответ “Властелину Колец” BONE Джеффа Смита в слипкейсе; HABIBI и BLANKETS мастера эмоциональных переживаний Крэга Томпсона; ESSEX COUNTY Джеффа Лемираредкая энциклопедия криминальных комиксов, редактором которой выступил Пол Граветтпервый делюкс эротическо-юмористического EMPOWEREDчудесный детский комикс SPACE DUMPLINS Крэга Томпсона; роскошный байопик Криса Уэра JIMMY CORRIGANдва тома уморительных стрипов от умницы Кейт Битон и целая вереница нестандартных изданий. Почти обо всех я рассказывал в рамках рубрике шелфпорн, поэтому милости прошу: PABLO AND JANE Хосе Доминго; лепорелло GREAT WAR Джо Саккоглумливый PERRY BIBLE FELLOWSHIP Ника Гуревича; сборник иллюстраций ADVENTURE TIME; еще одно лепорелло от спятивших художников Робеля и Рюманна ELVIS ROAD (обязательно посмотрите какой длинны эта иллюстрация)еще один артбук ADVENTURE TIMEи коллекционное издание комикса COSMIC SCOUNDRELS Энди Суриано с автографом и скетчем (серию недавно подобрало IDW, поэтому скоро ждите переиздания комикса в привычных форматах).


Полка для комиксов, которые вели себя плохо. На самом деле сюда отправляются все книги, нарушающие несуществующую гармонию на остальных полках. Здесь есть редкие издания на английском языке комиксов Эрманна WILD BILL IS DEAD и ZHONG GUO. Или вот огромный THE FREEBOOTERS, ранее публиковавшийся в Storyteller, но дополненный и законченный. Единственной художественной книгой, стоящей в шкафу, является шедевр Дэвида Фостера Уоллесса Infinite Jest. Рядом с ним стоит ALCOHOLIC Джонатана Эймса – лишенная романтизации вредной привычки автобиография человека, борющегося с алкоголизмом. На фото почти не видно замечательного артбука Маттиаса Адольфсона UNFILTERED. Маттиас недавно выпустил еще один толстый сборник своих милых и, порой, безжалостно детальных скетчей, который впервые можно купить не у него напрямую, а в американских магазинах. Между классический киберпанком OLD CITY BLUES и еще одной книгой по ADVENTURE TIME стоит очень дорогой мне комикс Элеанор Дэвис THE SECRET SCIENCE ALLIANCE AND THE COPYCAT CROOK. Я не перестаю надеяться, что книгу когда-нибудь издадут у нас (HILDA ведь выпущена почти до конца, а комикс Дэвис ей ни в чем не уступает), ведь она этого достойна. Маленькая зеленая книга – вторая часть трилогии GREAT SHOWDOWN Скотта С. А рядом с бокс-сетом SCOTT PILGRIM (черно-белым и древним, как Ethernet-кабели) стоит SEXCASTLE – лучший комикс во вселенной. 



А вот и третий шкаф a.k.a. «Стена Знаний».


Для тех, кто впервые посещает мой блог, возможно, станет сюрпризом тот факт, что я не только коллекционер, но и автор. Вы могли читать мои статьи на Comicstrde.ru, Strange Arts, Comicsource, RedPort Comics, COGCOMICS и прочих сайтах. Первые пару лет существования блога я специализировался на рецензиях, а позже сдался в плен гигантизму, написав несколько проектов, каждый из которых был объемом с крупный роман. Последний такой цикл статей прямо сейчас публикуется на Comicstrade, а следующий – под рабочим названием CASA MARAVILLA (попробуйте, кстати, угадать о чем он будет) – находится в производстве.

Сейчас я практически не пишу коротких статей и материалов, охватывающих какие-то отдельные произведения. Даже shelfporn-посты все больше превращаются в мини-лекции, чему я не противлюсь. Я теперь рассказываю о малоизвестных комиксах, стрипах и авторах, поэтому не считаю лишним дополнительно информировать читателей о некоем пласте знаний, необходимых для лучшего понимания важности тех или иных серий или художников. Почему произошло так, а не иначе? Почему я сменил масштаб работы, взявшись рассказывать о целых эпохах в истории комиксов? Все очень просто. Я с самого начала стремился создавать качественные материалы, но был не в состоянии этого сделать. Мне критически не хватало знаний о комиксах, а на энтузиазме далеко не уедешь.

Года полтора назад я начал активно интересоваться профильной литературой – справочниками, энциклопедиями, биографиями, архивными подборками, историческими трудами на тему комиксов и прочим. Очень быстро выяснилось, что разобраться в корнукопии трудов по комиксам с наскока невозможно. Не существовало ни фотографий интересующих меня книг, ни отзывов о них, ни какой-либо информации об их содержании. Я случайно набрел на колоссальный список профильной литературы, состоящий из скупых описаний, и отталкивался от него, изучал интернет и сайты по продаже книг часами. В итоге я остановился на десяти наиболее интересующих меня томах, заказал их и стал ждать. Пока книги плыли через океан на грузовом судне или пылились на границе, пристально изучаемые малограмотными таможенниками, не знающими не то что английского языка, а и русского, я штудировал доступные в сети сканы журналов, издаваемых Fantagraphics и Twomorrows, отрывки некоторых книг в GoogleRead и насиловал поисковый движок сайта archive.com. Тут, наконец, пришли заказанные с Amazon книги и - о чудо! – в конце одной из них был опубликован список используемой литературы. Сверив его с уже имеющимся у меня общим списком книг, я составил третий список, в котором я выделил наиболее важные по значению произведения. Дело оставалось за малым – необходимо было найти средства на покупку этих книг. К счастью, я сумел правильно расставить приоритеты и больше года не покупал комиксы вообще, зато теперь я владею приличной библиотекой редких книг, а мои статьи наконец стали напоминать труд человека, знающего о чем он говорит.

На фото выше вы видите свыше ста пятидесяти книг о комиксах (и пару дюжин изданий стрипов). Теперь почти вся необходимая мне информация находится на расстоянии вытянутой руки. Я старался охватить максимально широкий диапазон тем для изучения, поэтому заказал книги о комиксах, книги о различных жанрах комиксов, об издателях и художниках, биографии, исторические труды, книги о манге, книги-компаньоны и путеводители, труды о политической сатире (ставшей моим новым увлечением), книги о комикс-стрипах и их становлении и развитии в течение последних ста лет, сборники интервью, иллюстрированные биографии, выставочные каталоги, энциклопедии, книги о смежных с комиксами жанрах и сборники винтажной иллюстрации. Я сделал ставку на то, что ни в одной книге не будет содержаться полная история комиксов и оказался прав. Только обладая огромным количеством разных книг и знаниями, почерпнутыми из других источников, можно составить по кусочкам, как паззл, цельную картину развития этой арт-формы. Поэтому я предпочитаю, возможно, поступая контрпродуктивно, по-прежнему скупать профильную литературу.

Как я уже сказал, без посторонней помощи разобраться в истории освещения комиксов критиками практически невозможно. Книги, имеющий хороший рейтинг на Goodreads, порой, невозможно читать. А издания, у которых на странице Amazon даже обложки нет, оказываются шокирующе прекрасными. Часто бывает, что одни и те же издания продаются под видом разных книг. Также стоит запомнить, что самые важные и интересные книги стоят неприлично дорого. Полное собрание сочинений Джона Лента в шести томах, например, стоит под 800$ (но и содержит беспрецедентное по масштабу изучение жанра). Дилогия Давида Кунзле, посвященная истории комиксов XIV-XIX веков, стоит добрых 450$, но, опять же, на мой взгляд, не имеет себе равных и превосходит абсолютно все, что было создано до или после нее.

Пожалуй, стоит заканчивать с предисловиями. Это все же шелфпорн, а значит, что вы пришли сюда посмотреть на обитателей полок, а не прочесть лекцию о, возможно, не интересующем вас предмете. Итак, если вы не пишете о комиксах или же вас интересуют только сами комиксы, а не околокомиксные темы, смело пропускайте эту часть поста. Чуть ниже есть еще несколько фото содержимого стендов, встретимся там. К сожалению, всех остальных я тоже порадовать не могу: рассказывать о каждой книге вкратце смысла нет, а о самых интересных экземплярах будет подготовлен отдельный шелфпорн-пост. Я попытаюсь предоставить некоторую информацию о книгах, но не ожидайте от меня многого.

Итак, первая полка. Сразу о габаритах: все издания на этом и последующих пяти фото размерами напоминают library edition от Dark Horse или абсолюты DC. Самые «маленькие» издания (вторая полка, пять трейдов, стоящих между красной книгой и полосатой) здесь являются копиями европейских делюксов, так что судите сами. Между колоссом HISTORY OF BEANO (самый популярный британский журнал комиксов, читая который, выросли все авторы «британского вторжения») и COMIC BOOK CULTURE Рона Гуларта собраны: три издания от Abrams, посвященные, соответственно, Харви Курцману, Джону Лейендекеру и комиксам как таковым (CARTOON AMERICA сразил меня наповал; издания Abrams вообще отличаются запредельным качеством); прекрасно проиллюстрированная история манги; три книги одного из лучших комикс-журналистов Пола Граветта; супер-редкий двухтомник A HISTORY OF AMERICAN GRAPHIC HUMOR (1st print 1966 года); очень важная книга CARTOON CAVALCADE (одна из первых книг о комиксах, вышедшая в 1945 году, у меня 1st print именно 1945 года); COMICS ART все того же Граветта; три биографии супергероев за авторством супердуэта Лес Дэниелс/Чип Кидд; недавно вышедшая биография Fantagraphics, полная дивных цитат и архивных фото; сборник ранних комиксов Алекса Тота; еще один важный том по истории комиксов FUNNIES: AN AMERICAN IDIOM (1st print 1963 год).


Слева стоят три гиганта – коллекция биографий от Ричарда Маршалла, сборник всех стрипов NEW YORKER (моя прелесть; к внутренней стороне обложки книги приклеены два диска, на которых и хранятся все 64000+ стрипов) и толковый артбук об арте серебряного века. Из интересного здесь имеется: COMIC ART IN AMERICA Бекера (1st print, 1959 год); третий из шести томов энциклопедии Майка Бентона, посвященной комиксам разных жанров; энциклопедия Пола Дини COMICS BETWEEN PANELS, изобилующая тривией и классным артом; две книги Роберта Харви (одна подписная), посвященной эстетике комиксов; выдающяяся UNGENTLEMANLY ART об истории политической сатиры; и сборник критических эссе о творчестве Криса Уэра.

 


75 YEARS OF COMICS – это каталог, выпущенный к одной из профильных выставок и содержащий очень качественные репродукции ранних стрипов. За ним идет арт-бук Джека Дэвиса, выпущенный Fantagraphics, лепорелло BICYCLE Уго Гаттони и единственный комикс на полке – медитативный ADVENTURES OF JAPANESE BUSINESSMAN Хосе Доминго. Рядом с ним стоит вышедший недавно сборник детализированных стрипов THE GAZE OF DRIFTING SKIES, набитый очень редкими иллюстрациями Гаррисона Кэди, Гарри Гранта-Дарта, Джонни Грюэлла и других выдающихся художников. Хранимая вертикально книга – редкая и дорогая биография Алекса Рэймонда с предисловием Джорджа Лукаса (режиссер открыто заявляет, что вместо Star Wars хотел снять экранизацию FLASH GORDON Рэймонда). Затем идут: отличная историческая книга Тьерри Смолдерена; каталог андеграунд-арта и рассказ о контркультурных комиксах; два классических произведения Роберта Харви и Рона Гуларта (вертикально хранится том, посвященный приключенческим стрипам, выходящим в 1930-1939 годы); арт-бук Стива Дитко; рассказ о создании WATCHMEN; сборник стрипов, публиковавшихся в PLAYBOY; THE GREAT AMERICAN COMICS STRIP Джудит ОСалливан (хранится вертикально); еще одна книга Майка Бентона, на этот раз посвященная комиксам вцелом; рассказ о художниках серебряного века; отличная книга об издательстве Marvel за авторством Леса Дэниелса; составленный самим Бенуа Питерсом путеводитель по серии TINTIN Эрже; великая энциклопедия Мориса Хорна, являющаяся «Википедией» под одной обложкой» (ранее энциклопедия издавалась в шести томах, но позже был выпущен вот этот кирпич, содержащий порядка миллиона слов о комиксах); очень хорошая история стрипов от Джерри Робинсона; и сборник воскресных британских стрипов, подготовленный коллекционером и поклонником комиксов Деннисом Гиффордом.


На этой полке стоят сплошь великаны – все книги по формату не уступают абсолютам. THE COMICS Брайана Уокера я по ошибке взял как в виде двухтомника, так и одной книгой, зато теперь одно издание использую для работы, а второе для чтения. Далее идет биография Стива Дитко от IDW, рядом с которой стоит MASTERS OF AMERICAN COMICS. Две книги Рона Гуларта – OVER 50 YEARS OF AMERICAN COMICS и GREAT AMERICAN COMIC BOOKS – являются одним и тем же изданием, только последнее дополнено небольшой главой. 100 YEARS OF COMIC STRIPS и THE COMIC STRIP CENTURY Билла Блэкбирда тоже являются одной, пусть и гениальной, книгой. Я рекомендую купить двухтомник в слипкейсе от Kitchen Sink, если что. Есть здесь и рассказ о NATIONAL LAMPOON. Последние четыре книги – грандиозный трибьют Алексу Тоту. Сотый выпуск Sunday’s Shelfporn будет посвящен обзору всей трилогии GENIUS.


А на этой полке хранятся все издания, по высоте не превышающие 15,5, к которым относятся как сборники стрипов, так и разные крупногабаритные книги. Стрипы представлены двенадцатью томами PRINCE VALIANT, тремя томами CAPTAIN EASY (я каким-то непостижимым образом умудрился забыть заказать первый том), ретроспективой DOONESBURY и двухтомником COMPLETE FAR SIDE. Также тут хранится лимитированная версия CAATINGA Эрманна, изданного Graphitty Designs. Последние три книги это THE WORLD ON SUNDAY, THE SMITHSONIAN COLLECTION OF NEWSPAPER COMICS Билла Блэкбирда и сборник обложек, нарисованных Норманом Роквеллом. Слева же вы можете видеть первый том цикла THE EARLY COMIC-STRIP Давида Кунзле, о котором я расскажу подробно чуть позже.


Тут стоит приехавший недавно фуллран TERRY AND THE PIRATES Мильтона Каниффа – величайшего приключенческого комикса в истории. Его подпирает энциклопедия комиксов под редакцией Пола Граветта, а рядом стоит биография Алана Мура.




Слева направо идут: чудесный сборник различный популярных ежедневных стрипов под редакцией Герба Галевича, отличающийся очень высоким качеством печати; биография CLASSICS ILLUSTRATED; возможно, лучшие пять книг, рассказывающие о современной истории комиксов цикл AMERICAN COMIC BOOK CHRONICLES (амбициозный план издательства Twomorrows по выпуску полной энциклопедии потерпел крах, поэтому освещены только 1950-1989 годы; спешите купить последний том, кстати, а то цена на него порядочно взлетела); рассказ о 2000AD (новое издание); ASIAN COMICS Джона Лента (Лент написал книгу, лично посетив множество стран Востока и взяв десятки интервью у авторов); дилогия Дэна Надела, темой которой стали редкие комиксы и стрипы; биография Хэла Фостера; и биография Алана Мура (эта, определенно, является лучшей из всех существующих).




Здесь стоит бокс-сет последнего великого комикс-стрипа CALVIN AND HOBBES.




Эту полку занимают книги, не содержащие иллюстраций. Тут есть как важнейшие труды на тему комиксов – THE COMICS Колтона Во (у меня переиздание 1990 года) - так и современная классика, представленная THE TEN-CENT PLAGUE. Вообще в таком формате часто издают биографии художников и писателей: на этой полке стоят вышедшая недавно биография Джорджа Херримана KRAZY (феноменальая); биография Эла Кэппа; биография Чарьза Аддамса, создателя серии стрипов ADDAMS FAMILY.


Здесь стоят сразу две выдающиеся биографии: эталонная MEANWHILE… Роберта Харви и THE MAN WHO CREATED MAD Билла Шелли. А вот рядом с ними стоит скандальная биография Чарльза Шульца, наделавшая много шуму – Дэвид Майклз, якобы, не утаил от читателей подробности личной жизни создателя PEANUTS. RAYMOND CHANDLER: A LIFE посвящена не создателю комиксов, но моему любимому писателю. Последние две биографии – исчерпывающая A DREAMER’S LIFE IN COMICS о Уилле Айснере и имеющая лаконичное название HERGE, рассказывающая о Жорже Проспере Реми


Поскольку я не храню вертикально уж очень объемные книги, им на откуп была отдана собственная полка. Издание с серебряным тиснением - сборник ежедневных стрипов Джорджа Херримана, созданных в необычном формате. В 1919 году Херриман весь год рисовал ежедневные стрипы в «вертикальном» формате, а в 1920 году решил создать так называемые панорамные dailies. Результат оказался настолько ошеломляющим, что теперь стрипы того периода относят чуть ли не к отдельному жанру. Плашмя лежат: навороченный комикс с дополненной реальностью ANOMALY; арт-бук LAST MAN STANDING; долгострой SOMEDAY FUNNIES; и два тома «шампань-изданий» POLLY AND HERPALS.


И, наконец, последняя полка. Именно тут стоят биографии великих художников Уолли Вуда ( WALLY’S WORLD), Джо Куберта (MAN OF ROCK) и Билла Уоттерсона (LOOKING FOR CALVIN AND HOBBES). Самый большой и приметный том – это рассказ об издательстве D+Q, подарившем нам массу независимых серий. Между очень хорошим THE ESSENTIAL GUIDE TO THE WORLD COMICS (первое издание, где достаточно подробно освещены комиксы не только Америки, но и Азии и Европы) и THE FUNNIES Гуларта притаилась неприметная книга, не имеющая даже названия на обложке. Это BEYOND THE SEVENTH ART: HISTORY OF THE BELGIAN STRIP CARTOON. Хороших книг о франко-бельгийских комиксах на английском языке почти не издавалось, а те, что вышли, стоят миллионы (особенно не везет изданиям UPM, отличающимся качеством публикуемого материала). Одна из старейших книг в коллекции – амбициозная FROM CAVE PAINTINGS TO COMIC STRIP, исследование истории комиксов от Ланселота Хогбена (1st print 1949 год). А рядом с книгой о журнале MAD стоит сборник лучших комиксов Уилла Айснера, публиковавшихся в P.S. Magazine.


Здесь хранится весь комикс GROO, собранный в синглах. Все, что было опубликовано за последние тридцать с лишним лет, собрано здесь в аккуратную стопочку.  


А это WEDNESDAY COMICS, которому везде тесно.


Купленный по совету Кости Матвеева FULLMETAL ALCHEMIST – на фото бокс-сет, включающий все 27 томов серии – оказался неземной мангой. Всячески рекомендую к приобретению.


Вот и все. Так выглядит моя коллекция комиксов. Я благодарю вас за уделенное мне время. Все ссылки в посте ведут на полноценные рецензии и shelfporn-статьи, так что вы можете узнать поподробнее об интересующих вас сериях комиксов и их изданиях, перейдя по ним.

Александр Удовиченко, 26 июня 2017 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...