пятница, 7 июля 2017 г.

FADE OUT by Ed Brubaker/Sean Phillips



FADE OUT by Ed Brubaker/Sean Phillips

О том, каким был Голливуд в 1940-х годах, я узнал из книги Тома Уильямса «Raymond Chandler: A life». Чандлер – один из самых выдающихся авторов нуарных романов – в сороковых годах работал в Голливуде сценаристом, и с попеременным успехом боролся с собственными демонами. В то время Чандлер много пил и переживал творческий кризис, но, будучи от природы наблюдательным, не мог игнорировать ставшую в одночасье хаотичной природу Голливуда. В романе «Сестричка» он запечатлел портрет изнанки кинопроизводства, и роман этот был полон горечи, испытываемой человеком принципиальным в момент, когда все его надежды рушатся, сталкиваясь с отрезвляющей реальностью.

Мастер детективных комиксов Эд Брубейкер, чей дядя Джон Пакстон тоже работал сценаристом, попал под очарование того периода истории, когда простые будни всех работников Голливуда напоминали нуарный роман. Брубейкер взял за основу сценария преисполненную паранойи борьбу ФБР с коммунистами, добавил щепотку загадочности, населил комикс симпатичными персонажами (у каждого из которых был свой скелет в шкафу) и создал правильный нуар FADE OUT – один из лучших комиксов Image последних лет. Памятуя о том, что детектив – это всегда расследование, а нуар – персонажи и стиль, Брубейкер рассказал запутанную и трагическую историю убийства восходящей кинозвезды и поисков ее убийцы молодым сценаристом.

FADE OUT так хорош, что не уступает романам Джеймса Эллроя или Патриции Хайсмит. Это жанровый комикс, в котором все сделано правильно. Брубейкер написал стилистически безупречный рассказ о вечных страстях, обуревающих людей, и том пути, который эти люди проходят. Этот комикс, как и тот же CRIMINAL, к примеру, об экваторе, разделяющем нормальную, размеренную, скучную жизнь и омут порока, и том, что бывает, когда этот экватор пересечь.

От прочих комиксов Брубейкера FADE OUT отличается жанровой чистотой (заигрывания с мистикой или супергероикой здесь нет) и на удивление широким кастом героев. Я не сразу понял почему новый проект Брубейкера/Филлипса называют самым амбициозным из тех, над которыми работал дуэт, но после прочтения комикса это становится очевидным. FADE OUT отличается от SLEEPER и INCOGNITO отсутствием условностей, связанных с жанром, с которым Брубейкер скрещивал детектив, а на фоне SCENE OF THE CRIME и CRIMINAL новый нуар-эпос выглядит колоссом – масштабным полотном, на котором вытканы судьба нации, судьба кинематографа и судьба персонажей. О последнем чуть подробнее: Брубейкер впервые пробует показать нечто большее, чем глубину грехопадения отдельных героев; через призму студийного ада нам показана судьба Америки, страны, у которой множество врагов, в том числе и воображаемых. Скажу сразу – эксперимент удался. Брубейкеру удалось воссоздать как атмосферу Голливуда сороковых с его охотой на ведьм, кризисами в лице ушедших на фронт звезд кино, роскошными вечерниками, мафией, магнетическими личностями и нечистыми делами, проворачивающимися во тьме, которую не способны разогнать даже самые сильные софиты.

Сценарно FADE OUT практически безупречен. Это запутанная, но правдоподобная история, рассказанная мастерски. Темп, повороты сюжета, стиль речи и авторский голос, клиффхэнгеры – все это создано профессиональным сценаристом, находящемся на пике творческих возможностей. С каждым героем мужчиной хочется пойти выпить, каждую героиню женщину украсть и связать с ней свою судьбу (по этой части Брубейкер переплюнул себя – в комиксе есть не одна традиционная femme fatale, а сразу три, причем мне больше всего запомнилась Дотти Квин, играющая вторую скрипку). Поклонники нуара и кино найдут в FADE OUT десятки прямых отсылок к любимым фильмам и книгам, а заодно увидят как очаровательного Кларка Гейбла, так и умудренного опытом Дэшилла Хэммета, являющихся друзьями главного героя.

Шон Филлипс, разделивший с Брубейкером творческие обязанности, тут традиционно прекрасен. Художник жаловался, что рисовать исторически достоверный комикс ему тяжело, но результат того стоил. Такой Голливуд – утопающий в роскоши и пороке, сигаретном дыму и шелке, деньгах и махинациях – можно увидеть только в комиксах. Поскольку Брубейкер доверяет Филлипсу, то пишет предельно минималистические сценарии, оставляя за художником право единоличного воплощения задуманного на бумаге. Филлипс доверие оправдывает, разбивая сцены на, кажется, идеально количество панелей, и с одинаковой легкостью рисуя как всплески эмоций или же тихие задушевные разговоры, так и сложные панорамы богемной жизни.


Любой комикс Брубейкера/Филлипса – праздник, но FADE OUT мне кажется их лучшей совместной работой. Самый свежий комикс дуэта, KILL OR BE KILLED, рекламируют как серию на полсотни выпусков, и это опять микс из триллера и мистики. В центре сюжета KOBK сделка с дьяволом, но не метафорическая а настоящая. Это, конечно, забавно, но лишая комикс реализма, Брубейкер уже не сможет создать нечто настолько же влиятельное, как и FADE OUT. А все потому, что все герои FADE OUT знают, что сделку с дьяволом заключить возможно, но взамен он попросит вовсе не бесполезную душу, и живет дьявол не аду, а в каждом из нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...