среда, 12 июля 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #82 - FORGOTTEN FANTASY: SUNDAY COMICS OF 1900-1915


FORGOTTEN FANTASY: SUNDAY COMICS OF 1900-1915 - VISIONS FROM LYONEL FEININGER, WINSOR MCCAY AND MANY MORE!


Первый том дилогии от Sunday Press, посвященной старым газетным воскресным стрипам, вышел лет пять назад, поразив всю индустрию и собрав ворох престижных наград. Выпуск этой книги был для издательства смелым экспериментом -  в таком формате необходимо было выпустить не просто избранные эпизоды одной серии, а законченные раны классических стрипов и редкие отдельные эпизоды популярных в начале прошлого века комиксов. Это означало, что Питу Мареске, главному идеологу SP, необходимо было заручиться поддержкой всех ценителей и коллекционеров стрипов. На помощь пришли десятки художников, писателей и коллекционеров. Крис Уэр и человек-пароход Дин Маллейни помогли найти редкие иллюстрации, другие авторы написали великолепные сопроводительные статьи, дающие представление о той эпохе и ее ключевых авторах. Я подозреваю, что Мареска даже не думал о том, что у FORGOTTEN FANTASY появится продолжение, и поэтому старался под одной обложкой собрать в первую очередь те стрипы, которые никто кроме него в таком формате не издавал. В итоге содержание книги несколько несбалансировано (львиная ее часть посвящена стрипам Файнингера и Маккея), но зато у коллекционеров впервые появилась возможность увидеть классические серии во всей их красе. В восьмидесятых годах Fantagraphics уже печатала отельные стрипы, вошедшие в этот сборник, а все комиксы и иллюстрации Файнингера были собраны под одной обложкой, но качество этих изданий было смехотворным. Мареска совершил чудо, издав одну из лучших в истории энциклопедию комиксов. FORGOTTEN FANTASY - это целый пласт истории комиксов, это освещение одного из самых важных форматных периодов в истории арт-формы.


Издана книга - не придраться. Ценник у нее тоже внушительный, но, как сами понимаете, такая книга могла стоить и четыреста долларов и все равно я лично ее бы купил. 


На фото ниже - сравнение габаритов издание с шампань-томом POLLY AND HER PALS, гигантским CAPTAIN RASY, подарочным PRINCE VALIANT, абсолютом, делюксом, хардом и мини-форматами. Это четвертый в моей коллекции 16х22" том.


Книга поставляется в картонном боксе, упакованная в пленку. Путешествие из Америки мой том перенес без проблем.





В каждом томе Sunday Press читателя поджидает сюрприз. Вместе с FORGOTTEN FANTASY в комплекте идет реплика воскресного приложения The Chicago Sunday Tribune. Центральной темой того выпуска был Лионель Файнингер и его комиксы. На первой странице изображен знаменитый автопортрет художника.



А на последующих страницах рассказывается о том, кто же такой Файнингер и почему его уже в 1910-е называли ровней Винзору Маккею.



Все книги Sunday Press содержат сканы оригинального арта. FORGOTTEN FANTASY исключением не стала. на первой же странице мы видим одну из страниц стрипа Маккея DREAM OF THE RAREBIT FIEND.



Каждая секция книги предваряется поясняющей статьей, рассказывающей о конкретных комиксах и их создателях. У Лионеля Файнингера биография была обширная, поэтому ему посвящено сразу несколько объемных статей. Файнингер добился всеобщего признания на поприще создания стрипов и карикатур еще в раннем возрасте. Его стрипы отличались невероятной грацией и красотой, а также техникой, свойственной профессиональным художникам, а не картунистам. В возрасте тридцати шести лет Файнингер переквалифицировался в художника и стал рисовать картины. Сейчас его считают образцовым экспрессионистом. Файнингер был личностью разносторонней, и помимо рисования увлекался игрой на пианино и скульптурой. Его стрипы KIN-DER-KIDS и WEE WILLY WINKIE'S WORLD были революционными; Файнингер не просто рисовал по заказу редакторов клон супер-популярного LITTLE NEMO IN SLUMBERLAND, он проверял на прочность границы едва сформировавшейся арт-формы. Все его стрипы формально были забавными историями о детях, путешествующих по миру, но вот нарисованы они были художником, чей талант крупнейшие газеты мира называют теперь "непревзойденным".



В FORGOTTEN FANTASY входят все эпизоды KIN-DER-KIDS в оригинальной покраске.









А это уже другой стрип Файнингера WEE WILLIE WINKIE'S WORLD. В издание также вошли все опубликованные эпизоды стрипа. 






О NAUGHTY PETE я уже рассказывал в статье, посвященной минималистическим комиксам. Я впервые прочел несколько эпизодов стрипа в книге Дена Надэла ART OUT OF TIME, в которой были опубликованы пять или шесть воскресных стрипов. В FORGOTTEN FANTASY собран весь стрип целиком. Его автор, художник Чарльз Форбелл, очень сильно экспериментировал с пространством страницы, функциями панелей, шрифтами и композицией. Стрип оказал огромное влияние на творчество Криса Уэра, так что именно NAUGHTY PETE может считаться прародителем современных комиксов, выстроенных вокруг дизайна и мотивов.







EXPLORIGATOR Генри Гранта Дарта. О стрипе я рассказывал на Comicstarde, а его автора ждет еще одно упоминание в рамках новой статьи. Дарт был фантастическим художником: его обложки и газетные иллюстрации ни в чем не уступали поздним политическим полотнам Винзора Маккея. Дает рисовал очень детальные картины с соблюдением масштаба и перспективы, и добился на почве создания реалистичного арта впечатляющих результатов. На фото ниже вы можете видеть одну из самых знаменитых картин Дарта "Picturesque America", позволяющую оценить его мастерство. EXPLORIGATOR был ответом LITTLE NEMO, амбициозным эпическим приключением неземной красоты. Можно только гадать что произошло бы в случае, если бы Дарту позволили довести задумку до конца, но, к сожалению, стрип закрыли после тринадцати недель публикации. Черно-белые эпизоды стрипа публиковались в восьмидесятых годах в журнале Ричарда Маршалла, а в издании от Sunday Press стрип впервые издан целиком и в цвете.  







После EXPLORIGATOR публикуются различные короткие фантастические стрипы. В 1910-х жанр фантастического комикса переживал бум, а поэтому все крупные rартунисты интереса ради создали как минимум по одной серии, темой которых были сны, фольклор, фантастика или фэнтези. Помочили ножки в мутных водах жанра и Джонни Грюэлл, и Джордж МакМанус, и Уолт Кюн и вездесущий Джимми Свиннертон. 


На фото внизу на страницес справа опубликован эпизод великого фантасмагирического стрипа THE LITTLE JOURNEYS OF NIP AND TUCK, нарисованного Джоном Нилом. Выходящий в 1909 году стрип отличался беспрецедентным по тем временам изображением вымышленной реальности - Нил влекшую умел рисовать бредово-горячечные сцены, которым бы позавидовал и Сальвадор Дали - и больной атмосферой сказки. 



А вот и ранний стрип МакМануса. Того изящества, которым славился великий BRINGING UP FATHER в них нет, но молодой художник компенсировал недостаток элегантности мощной фантазией.





JUNGLE IMPS Винзора Маккея представлен неполностью, но единственный существующий репринт стрипа к счастью все еще можно найти без проблем. 




К числу "потерянных" шедевров того времени сейчас причисляют, например, все стрипы Густава Вербека (Sunday Press издали отдельным томом все его комиксы), адовый OLD OPIE DILLDOCK, и QUEER VISITORS FROM THE MARVELOUS LAND OF OZ, страница из которого видна на фото ниже. Этот стрип тоже был собран целиком в отдельном издании от Sunday Press, но я, к сожалению, видел всего несколько эпизодов и толком о нем ничего не знаю. 




Настоящим подарком коллекционерам стал выпуск почти всех эпизодов WIGGLEMUCH Герберта Кроули в оригинальном формате. Это одно из всего шести изданий, в котором представлены комиксы Кроули. Сейчас на Kickstarter собирают деньги на издание  артбука, в который должны войти десятки картин художника, его скетчи и заметки, найденные в заброшенном доме, где когда-то жил Кроули.



Восхитительный MR. TWEE DEEDLE Грюэлла. Если не ошибаюсь, в один год с FORGOTTEN FANTASY в огромном формате вышел и сборник этого стрипа от Fantagraphics. 




Еще один стрип от заматеревшего МакМануса. NIBSY THE NEWSBOY длился всего несколько месяцев (или даже недель), но в анналах истории он остался как едва ли не единственный фантастический стрип возможно самого влиятельного после Чика Янга автора домашних юмористических стрипов. На NISBY, как и на все работы МакМануса, просто приятно посмотреть. 





Финальная секция книги целиком посвящена DREAM OF THE RAREBIT FIEND Маккея. Я уже не помню сколько цветных эпизодов создал Маккей в период оригинальной публикации, но, кажется, здесь их представлено больше, чем в сборнике Ульриха Меркля. 







Есть книги, которые я хотел бы купить, ничего о них не зная. FORGOTTEN FANTASY относится к их их числу. Я не могу себе и представить как много чистых и приятных эмоций она способна подарить поклоннику комиксов, знающих о стрипах лишь понаслышке. Впрочем, коллекционеров она тоже порадует: если и есть смысл в накоплении денег и последующем их проматывали в books-секции Amazon, то заключается он в приобретении таких вот изданий. 

Самые горячие рекомендации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

CASA MARAVILLA - PART I, CHAPTER 1 (cont.)

ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (продолжение) Funnies Inc . работало в две смены, стремясь удовлетворить потребности читателей, но...