четверг, 3 августа 2017 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 154 - ISSUE 154



YEAR OF THE AARDVARK, DAY 154

 ISSUE 153 – MOTHERS AND DAUGHTERS 4

   Звук спущенной тетивы разорвал морозный воздух. Спустя сотую долю секунды его дополнил треск ломающихся деревянных планок и грохот стекла, кажущийся громоподобным в окутавшей улицы Айста тишине. Все замерли. Прильнувшие к окнам горожане лишь часто дышали, и переводили взгляд с отряда киринистов, стоящих на улице в забрызганных кровью мантиях, на балкон, на котором еще недавно стоял серый возмутитель спокойствия. А еще они молились. Киринисты же переглядывались между собой, нервно переминались с ноги на ногу, и избегали смотреть в глаза генералу. Каждый из них тихо радовался, что не ему лично придется вести сейчас не самый простой разговор с великой Кирин.
   Генерал сжала кулаки и мысленно дотянулась до сияющего, словно умирающий газовый гигант, сознания правительницы.
 - Кирин.
 - Да, генерал, - раздался властный голос Кирин у нее в голове. – Вы схватили его? Он не пострадал?
 - Он исчез.
   Киринисты чувствовали на себя пытливые взгляды. Каждый их шаг, каждое движение оценивалось. Так жертва из-за кустов наблюдает за хищником, потерявшим ненадолго след. Эти огромные женщины внушали обычным жителям сверхъестественный страх. Четыре фигуры все еще стояли неподвижно на улице, а их плечи и головы покрывал девственно чистый снег, укрывающий Айст, точно погребальный саван…

Я вновь приветствую вас, мои читатели! «Год Трубкозуба» продолжается. Пятнадцать месяцев назад я, как мне казалось, завершил свой эксперимент по освещению отдельных выпусков комикса Дэйва Сима CEREBUS, написав сто пятьдесят третий ее выпуск и опубликовав сто пятидесятый. Ни сил продолжать проект, ни желания это делать у меня не было. Мне казалось, что последующие выпуски рецензировать будет невероятно сложно, а я просто хотел отдохнуть. Заняться чем-то новым. Забыть о комиксе Сима, в котором я жил пять месяцев. Прошел год с лишним. За это время я написал свыше ста с лишним тысяч слов о комиксах в погоне за чувством, которое я, казалось, утратил. Работа над «Годом Трубкозуба» была сложной. Я боролся с самим комиксом, с желанием совместить в каждой рецензии несовместимое – эксперименты с форматом и доступное изложение прочитанного и увиденного. Когда мне это удавалось, я был на вершине блаженства. Никогда еще впредь – и, что самое главное, после – я не чувствовал себя так хорошо. CEREBUS требовал от меня максимальной отдачи, развития всех моих навыков письма и предельной концентрации. Год с лишним я провел в погоне за этим ускользающим впечатлением, мучимый виной за то, что проект пришлось приостановить на середине. Последующие сто двадцать пять выпусков комикса были феноменальными, а рассказать о них я не мог. Сага о Серебасе оканчивалась запятой, в то время как я хотел поставить жирную точку.

Возвращаться к CEREBUS оказалось приятно, не буду этого скрывать. Я не перечитывал комикс год с лишним, но все еще помню события практически всей арки и даже отдельных выпусков.

Прошлый выпуск заканчивался отличным клиффхэнгером, продолжающимся, кстати, на обложке этого номера. Она специально нарисована так, чтобы с первого взгляда было непонятно выжил ли Серебас или был ранен, а может даже и убит. О, с ним ничего дурного не случилось, даже не переживайте за мелкого эгоманьяка. Он просто вознесся. В прямом смысле, не в переносном. «Бог из машины» схватил его своей волосатой рукой и зашвырнул куда-то в темень кромешную. Столь откровенное манипулирование сюжетом может озадачить, ведь часто прием deus ex machine используется только в случаях, когда автор зашел в тупик, а придуманный им сюжет отрастил, как гидра, больше голов, чем следовало бы (а меч в руке творца уже затуплен). Сим же уверенно демонстрирует непоколебимую веру в свои силы, поэтому мы не столько видим разрешение проблем трубкозуба, сколько их усугубление. Туда, куда он летит, его не ждет ничего хорошего.

Сюжет номера уже по традиции разделен между десятком разных сюжетных линий. Центральными здесь выступают две. Комическая, в которой Артемис в очередной раз перерождается, и трагическая, где балом правит нагоняющая запредельный ужас Кирин.

Начнем с Артемиса. Его превращение в «Каратаракана» (Punisheroach) занимает большую часть страниц, хотя важными из них являются всего три – та, где Сим заботливо пересказывает устами Артемиса все перипетии сюжета для запутавшихся читателей (что я нахожу очень полезным и в некотором роде мистическим – я ведь уже и подзабыл, что там происходило в первых полутора сотнях выпусков), и двойной разворот, демонстрирующий новый убойный дизайн персонажа. Новый Роач выглядит потрясно. Сим копирует все наработки главного художника PUNISHER восьмидесятых Майка Зека, и умножает это на два, пририсовывая черепу на груди Артемиса две антенны, как у насекомого.

Артемис приветствует киринистов фразой «Потанцуем, вонючие лесбиянки!», что заставляет меня в очередной раз возвращаться к теме женщин в творчестве Сима. Сюжетно такой ход, возможно, и оправдан, ведь киринисты олицетворяют собой зло, обрушившееся на Эстарсион, а Роач является воином сопротивления, так что между ними просто не может существовать теплых взаимных чувств. Но если присмотреться к деталям, к тому, как они изображены на контрасте с остальными женщинами в комиксе, можно заметить, что киринисты более грузные, у них есть усы, которые Сим заботливо подрисовывает им в каждом кадре, они далеки от стереотипичных «героинь комиксов». Так Сим видит всех эмансипированных женщин вне зависимости от из сексуальной ориентации. Джака и, например, обнаженная модель из этого выпуска, выглядят напротив чрезвычайно привлекательными, а их взгляды - и взгляды Сима - на проблемы полов, в итоге, можно легко выяснить, стоит только посмотреть на их длинные волосы, стройные фигуры и гладкую кожу. Все женщины, кто обладает пропорциями модели в комиксе Сима, имеют одну ориентацию и всегда превозносят мужчин. Все, кто изображен старым и располневшим, причислены к лесбиянкам и мужененавистницам. От столь неординарного автора комиксов такой узости мышления не ожидаешь.

Зато злодеев Сим писать умеет. Кирин в этом выпуске отдает всего один приказ, от которого у вас по спине обязательно побегут мурашки. Она – многомерное зло, исполинский тиран с черной душой. Она ненавидит весь мир не только сердцем, но и разумом, что делает ее в миллион раз страшнее. Кирин приказывает уничтожить всех, кто имел неосторожность увидеть исчезновение Серебаса. Судьбы сотен, а может и тысяч людей вот так просто бросаются на плаху. В этом выпуске мы не видим исполнения приказа. Лишь людей, догадывающихся что с ними сделают, и ощущение нависшей над ними беды лишь усиливается тем, как Сим мастерски строит подобные сцены.

Куда улетел Серебас? Что ждет жителей Айста? Не пожалею ли я о воскрешении проекта? Увидим завтра…




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...