понедельник, 25 сентября 2017 г.

NEAR THE WINDOW ARCHIVES VOL 13: CONAN PART 3



Третья часть неопубликованной статьи о CONAN. В нее включены фрагменты статьи Роя Томаса, выпущенной в первом томе CONAN ARCHIVES. В этой и следующей частях статьи речь идет о непосредственной подготовке к публикации CONAN THE BARBARIAN и первых революционных выпусках серии, написанных Томасом и нарисованных Барри Виндзором-Смитом.

РАССКАЗ ТРЕТИЙ: О ПЯТИДЕСЯТИ ДОЛЛАРАХ

Вопрос: что не хватало автору, сумевшему всего за несколько лет сделаться главным сценаристом Marvel? Рой Томас писал параллельно Avengers,  Daredevil, Hulk, Х-men, Nick Fury, Doctor Strange, (а чуть позже и Fantastic Four и Spider-Man) но чувствовал, что работа под чутким надзором Стэна Ли и редакторского состава Marvel не могла удовлетворить его желание создавать комиксы оригинальные. Слишком уж ограниченными были авторские вселенные, созданные в начале шестидесятых.

Руку помощи Рою протянули фанаты. Как ассистент главного редактора, Томас читал сотни писем, адресованных как ему, так и Стэну Ли, который читал только письма, помеченные секретарем как «срочные». Но и Стэн и Рой заметили, что читатели в конце шестидесятых годов стали просить Marvel адаптировать фэнтезийные романы под формат комиксов. Как вспоминает Томас, это казалось странным, потому что до этого издательство было известно производством качественной супергероики, а фэнтези-тематику эксплуатировали газетные синдикаты, печатающие новостные стрипы. Публика хотела видеть новые комиксы Marvel: такие, например, как Tarzan, Doc Savage, Lord of the Rings и, конечно, Conan. Редакторы к просьбам прислушались. Это заняло немало времени, но уже под конец семидесятых годов на прилавках магазинов и комиксных стендах лежали свежие серии о приключениях всех вышеупомянутых героев. Исключение составлял только «Властелин Колец». Владеющие правами на книгу люди не желали даже слышать о комиксах (хотя я могу припомнить, что наследники Толкиена дали добро на адаптацию «Хоббита», которую иллюстрировал Дэвид Вензел – это издание даже выходило в России в середине девяностых годов).

Решения в Marvel принимал Ли, и хотя Стэн видел потенциал в историях о «мече и магии», знаний о жанре ему недоставало. Томас тоже осведомленностью в теме похвастать не мог. В 1966 году, когда переиздание рассказов Говарда с обложкой, нарисованной Френком Фразеттой, появилось в продаже, Томас купил его. Книга не оправдала ожиданий Роя («Я думал это будет приключение в духе Джона Картера», вспоминает он), и ей была уготована судьба пылиться на полке еще года два-три.

И вот, в один прекрасный день во время очередной планерки Стэн Ли попросил своего заместителя отправить запрос издателю Мартину Гудману о «приобретении прав на одного из персонажей книг в жанре «меч и магия». Конкретного имени героя не называлось, Стэн просто обкатывал идею, пусть и просил Томаса быть убедительным в своей просьбе.

Томас написал трехстраничную записку Гудману. Содержание ее не раскрывается, но издатель был по словам Томаса впечатлен и даже упоминал её несколько раз в последующих с Роем разговорах. Сам Рой записку не сохранил, но вспоминал, что довольно подробно изложил свои взгляды на жанр, попутно пояснив, что сюжеты большинства книжных произведений идеально подходят для адаптации.

Гудман согласился. Томасу поручили распоряжаться будущим проектом в жанре «меч и магия». Было разрешено предоставлять владельцу прав на персонажа по 150$ за каждый выпуск комикса. Это была приличная сумма по тем временам. Что удивительно, ни Томас, ни Ли не догадались создать собственного персонажа, права на которого оставались бы за Marvel. Почему столь очевидное решение не пришло в голову редакторского состава Marvel, остается загадкой.

Изначально Томас решил лицензировать использование вовсе не Конана, а того самого Тонгора из Лемурии. Идея выкупить права на Конана, естественно, Роя не покидала, подогреваемая мольбами фанатов, упоминавших в своих письмах Конана куда чаще Тонгора. Томас в довесок ко всему проводил много времени с Гилом Кейном, большим фанатом работ Говарда. У Кейна Томас в итоге даже выкупил полное собрание сочинений книг о Конане.

Но решение о приобретении прав на персонажа было принято Стэном и Роем на основе одного простого факта: Конан был более популярен (а значит и стоил куда дороже), чем Тонгор. В Marvel тратить деньги попусту не любили, поэтому даже без наведения справок о стоимости героя Говарда выбор был сделан в пользу персонажа Лина Картера.  Лин был польщен и, как оказалось, сам любил комиксы. Литературному же агенту писателя больше понравилась идея о продаже прав и возможность содрать с крупной компании большие деньги. 150$ казались ему небольшой суммой, и в надежде, что Томас повысит ставку, литагент всячески тормозил процесс передачи прав. Рой же просто не мог ничего повысить, зная о характере Гудмана. Если Мартин сказал «сто пятьдесят», это значит, что в распоряжении Томаса оказывалось ровно «сто пятьдесят» долларов и ни центом больше.

Время шло. Стэн Ли периодически интересовался у Роя о прогрессе в деле «Тонгора». Томас рапортовал: дело с места не двигается. А затем однажды Томас купил очередной трейд с рассказами Говарда, прочитал предисловие, написанное Л.Спрэгом де Кампом, и увидел внизу не только имя «литературного агента наследников Роберта Говарда», но и его адрес. Агента звали Глен Лорд. Лорду немедленно было отправлено письмо с предложением покупки прав на использование «Конана» и сумма в 200$ за один выпуск комикса. Томас честно признался, что ни суммой, нужной для ведения полноформатных переговоров по делу, ни влиянием в компании не обладает, но надеется, что комикс, героем которого станет Конан, сможет привлечь новую аудиторию, что положительно скажется на продажах книг. Лорд согласился.

Как только Томас закончил праздновать маленькую победу над литературной бюрократией, на него снизошло осознание сделанного поступка. Он поднял сумму, назначенную Гудманом, на треть. На то время Томас не был уверен, что станет сценаристом новой серии. Он планировал сбагрить обязанности на Джерри Конвея или кого-то другого. Теперь же Рой решил, что лучше всего будет написать первые несколько выпусков CONAN на случай, если Гудману не понравится сценарий и он захочет вернуть себе оставшиеся 50$. В таком случае разницу Рой бы оплачивал из своего кармана, но, к счастью, тогда он получал по 15$ за страницу, так что финансовой катастрофой для него это не было. В любом случае Томас планировал поставить серию на ноги самостоятельно, а уж затем подыскать себе замену.

Название первой серии о киммерийце предложил Томас. CONAN THE BARBARIAN. Эту фразу, как бы это парадоксально не звучало, до этого никто из эпигонов Говарда в заглавии своих работ не использовал.

И Стэн Ли и Рой Томас сразу же согласились нанять на место художника Джона Бусему, поскольку уже тогда могучий Джон хорошо зарекомендовал себя как работяга, умеющий рисовать качественно, быстро, много. Джон с «Конаном» знаком не был. Томас же, готовясь к адаптации рассказов, прочел все выпущенные на тот момент книги о киммерийце и выслал Бусеме часть из них. Джон пришел в полный восторг! Он почувствовал, что нашел свое призвание – рисовать фэнтези-миры и фэнтези-героев. Бусема спросил: «Когда приступаем?».

Лишь четыре года спустя Джон и Рой смогут начать работать вместе.

Выяснилось, что уже после того, как Томас написал сценарий первого выпуска, а Бусема уже был готов начать работать над иллюстрациями, от Мартина Гудмана пришла весточка: «Найдите для CONAN более дешевого художника». Не буду утомлять вас пересказом событий, подтолкнувших Гудмана к такому решению. Скажу лишь, что издателю казалось, будто вкладывать время и деньги в сомнительный с точки зрения выгоды проект было не самым лучшим с точки зрения логики шагом. Да и Бусема был самым высокооплачиваемым художником Marvel.

Томас отступил. Было решено пригласить более молодого и сговорчивого Барри Смита, уже заявившего о себе ранее работой над Daredevil. Смит в то время переживал не самый лучший период в своей жизни, поэтому на предложение Роя откликнулся с небывалым энтузиазмом. В ретроспективе можно сказать, что именно CONAN остается лучшим коммерческим проектом талантливого иллюстратора и единственным, созданным для крупного издательства, которым Виндзор-Смит мог гордиться.


На том редакторы и порешили: Томас и Смит станут первыми авторами новой линейки комиксов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...