понедельник, 25 сентября 2017 г.

NEAR THE WINDOW ARCHIVES VOL 17: CONAN PART 7


Ага, вот довольно интересный кусок статьи, посвященный "филиппинскому вторжению". Он должен был предварять рассказ о SAVAGE SWORD OF CONAN, повествующую о художниках и контрибьюторах. Тема филиппинских художников комиксов мне была настолько интересна, что я планировал уделить большую часть рассказа об арте в SSOC именно соавторам Бусемы, выдающимся художникам и юнкером родом с Филиппин (а заодно и показать, какое значение имеет юнкер в производстве комиксов на примере работ Бусемы и соавторов).


FILIPPINO INVASION

Причинно-следственные-связи в истории комиксов, порой, так запутаны, что напоминают плохо смотанный клубок пряжи, овитый бечевкой, спрятанный в шаре, состоящем из проводов от наушников, носимых два дня в кармане. Все это богатство переплетающихся между собой фактов, баек и закулисных решений вдобавок скрыто на морском дне истории, покрывающемся все сильнее день ото дня илом времени.

Так, например, за успех культового журнала комиксов SAVAGE SWORD OF CONAN, выпускаемого Marvel, был ответственен редактор DC Джон Орландо. При этом сам Орландо никоим образом помогать конкурентам был не намерен. Просто благодаря его дальновидности, энтузиазму и преданности делу американская аудитория читателей комиксов познакомилась с целым рядом очень крутых художников, которые, в свою очередь, уже потом стали работать на других издателей.

Для начала стоит рассказать о том, что побудило неугомонного Стэна Ли запустить в начале семидесятых годов сразу несколько черно-белых журналов о комиксах. Если коротко: спрос (и самонадеянность, куда же без нее в случае с Ли). Если долго, то…

Черно-белые журналы комиксов существовали в США немногим меньше, чем сама индустрия. Тот же MAD Magazine публиковался еще с начала пятидесятых, а ведь и у него были предшественники. Когда рейтинговая комиссия приняла «комикс-код», печатать то, что хотелось, а не то, что было велено, могли позволить себе только журналы комиксов, а не сами, собственно, комиксы. Кровь, голые женщины, демонстрация насилия были под запретом. Но это не означало, что когорте высококлассных художников, работающих в шестидесятые годы, не хотелось рисовать насилие, любовь и страсти. Настоящие, а не кастрированные во имя стремительно устаревающего морального кодекса комиксов.

Открывались независимые издательства, в которых печатались контркультурные вещи, вроде ZAP! Warren Publishing ситуацией, пожалуй, воспользовались лучше всех, выкатив почти одновременно целую обойму безумных журналов, которые не просто были попыткой протеста, а остались в памяти фанатов и ценителей девятого искусства как классические произведения.  С разницей в два года были запущены самые лучшие антологии хоррор-комиксов в истории, CREEPY и EERIE. Поскольку работа над журналами в корне отличалась от создания комиксов (авторов было много, а требовалось от них сдавать ежемесячно всего по нескольку страниц), вскоре оба издания обзавелись совершенно невероятными ростерами художников и сценаристов. Если когда то и существовал dream-team творцов, то это, без сомнения, была команда, делающая CREEPY и EERIE. Арчи Гудвин, Френк Фразетта, Нил Адамс, Дэн Эдкинс, Стив Дитко, Джон Северин, Алекс Тот, Эл Уилльямсон, Анджело Торрес – вот лишь несколько имен, упоминавшихся на каверах журнала. Журналы публиковались аж до смерти издательства в 1983 году.

В то же время спрос на черно-белые комиксы, нацеленные на взрослую аудиторию, в конце шестидесятых-начале семидесятых годов только рос. Стэн Ли и Рой Томас, посовещавшись, решили попробовать свои силы в создании чего-то подобного. Было запущено множество самых разных линеек комиксов, но перенасыщение рынка, низкое качество отдельных серий и плохие продажи утащили на дно финансовой бездны большинство из них. Томас предложить обкатать идею создания марвеловского альманаха взрослых комиксов, запустив SAVAGE TALES. Серия задумывалась как ответвление набирающей популярность CONAN THE BARBARIAN, но постепенно должна была включать в себя не только фэнтези-произведения, а и фантастические, научно-фантастические, хоррор и прочие жанры. Первый выпуск лег на прилавки в 1971 году. Он был воспринят читателями позитивно, но что-то подсказывало издателю, что с экспериментами стоит повременить. После двух с половиной лет простоя комикс был возрожден, и уже в 1973 году серия стартовала полноценно. Обзор SAVAGE SWORD смотрите ниже, а пока что продолжаем.

Marvel запустили SAVAGE SWORD OF CONAN в 1974 году. Комикс был бестселлером на протяжение двадцати лет, прекратив свое существование только в начале девяностых годов. Это также был журнал, на который не распространялось влияние комикс-кода, но значительную степень популярности ему обеспечивало не это. Во-первых, читателям было просто мало Конана. Marvel натурально наткнулись на золотую жилу, эксплуатируя труды Говарда. Хайбория как вселенная и Конан как герой были настолько привлекательными, что публика готова была поглощать истории о них постоянно. Серий о Конане в какой-то миг существовало штук шесть, и все продавались минимум стотысячным тиражом. Во-вторых, все то, что Томас предпочитал не показывать на страницах CONAN THE BARBARIAN, он тащил в свой новый проект. Мир Конан был слишком груб, чтобы его в полной степени можно было исследовать, вымарывая моменты, не предназначенные для глаз и ушей читателей-подростков. Творчество Говарда было одой крови, козням и темной магии, низменным инстинктам и грубой силе. Идея о правильной адаптации Конана напрашивалась сама собой. В-третьих, даже великий Джон Бусема не мог рисовать по шесть выпусков комиксов в месяц. После ухода Кирби им, точно гениальной изолентой, пытались залатать дыру в боку издательства. Бусема рисовал до ста страниц в месяц, прерываясь только на сон и еду,  работая как над передовыми франшизами вроде FANTASTIC FOUR, так и посвящая много времени сотворению комиксной Хайбории. В итоге он участвовал в создании в общей сложности более чем двухстах выпусков CONAN! Это ему удавалось как раз по четвертой причине – открытию Джо Орландо.

В 1968 году филиппинский художник Тони ДеЗунига прорвался в американские комиксы. Он был профессионалом, обладающим нестандартным стилем и умеющим действительно много работать. Кое-кто из вас могут знать его как соавтора JONAH HEX, а в основном ДеЗунига рисовал супергероику, создав в итоге хотя бы по одному выпуску о приключениях всех топовых персонажей как DC, так и Marvel. Джо Ордландо, увидев талант Тони, принял решение о найме его на работу. Узнав немного о комикс-реалиях на Филиппинах, Орландо и Кармайн Инфантино решили съездить в командировку на родину Тони, посмотреть на местных художников. Индустрия комиксов на Филипинах заслуживает отдельного разговора. Страна с (на тот момент) шестидесятимиллионным населением читала комиксы запоем. Тридцать или даже сорок процентов от общего числа населения покупали комиксы местных авторов. Мечтой каждого локального художника было издаваться в Америке, поэтому по приезду на  Филиппины Инфантино и Орландо, имевшие огромный вес и репутацию в индустрии, недостатка во внимании к себе не испытывали. Редакторы в свою очередь были удивлены количеству талантливых авторов, поэтому без особых проволочек начали заключать контракты с наиболее перспективными из художников. Так началось «Филиппинское вторжение», и при желании вы можете узнать больше об этом феномене, посмотрев документальный фильм «Illustarated By» (ссылка на трейлер - https://www.youtube.com/watch?v=XJzw5JNWaAY)

В течение 1971 года множество филипинских художников приехало в США, работать под управлением Орландо. Джо в интервью «Comic Book Artist» вспоминает: «Мне было все равно, умеет ли кто-то из них говорить по-английски. Они все схватывали на лету. Их портфолио говорило о них больше, чем он сами». Орландо не просто нанимал сотрудников из других стран, он даже подыскивал им жилье. Среди первой волны авторов оказались и художники, которые впоследствии и «разгрузят» Джона Бусему. Молодые картунисты были огромным подспорьем начинающему уставать от бешеного темпа Бусеме: ему оставалось только делать наброски и рисовать карандашом, а инкерами выступали как раз филиппинцы.

За ДеЗунигой покорять комикс-Олипм приехали Алекс Ниньо, Альфредо Алкала, Нестор Редондо, Эрни Чан, Сонни Тринидад, Викатан и прочие. Привыкшие к многочасовому труду филиппинцы отлично влились в американское общество картунистов, буквально поклоняющееся работе. Все вышеперечисленные (и множество других) художников стали культовыми фигурами в комиксах. Все они, став независимыми и обретя финансовую стабильность, начали публиковаться в крупнейших журналах того времени от того же SAVAGE AWORD OF CONAN до HEAVY METAL. Сильно отличающийся стиль рисования стал для молодых авторов пропуском в мир американских комиксов. Филиппинцы напирали на работу с тушью и детализацию, и нигде эти составляющие стиля не требовались больше, чем при работе над черно-белыми комиксами. Также большинство авторов обожало фэнтези, так что рисовать приключения полуобнаженного варвара было предначертано им судьбой.


Свое знакомство с лучшими художниками в истории SAVAGE SWORD OF CONAN мы начнем, пожалуй, с идеолога проекта Джона Бусемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...