понедельник, 25 сентября 2017 г.

NEAR THE WINDOW ARCHIVES VOL 8: WINSOR MCCAY BIOGRAPHY



Первая попытка написать биографию Винзора Маккея оказалась неудачной. Перед тем, как написать полную биография автора "Малыша Немо" и сдать ее COMICSTRADE.RU (превью готовой статьи постить не буду), я сделал кучу пометок, перевел фрагменты статей и перелопатил кучу книг, что является обычным рабочим процессом. Фрагмент ниже - попытка перевести, отредактировать и дополнить одну из двух существующих биографий Маккея. 

WINSOR MCCAY

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: В НАЧАЛЕ

Зенас Винзор Маккей родился 26 сентября 1869 года. Эта дата указана на его надгробии, но относительно ее до сих пор ведутся споры. Сам Маккей в течении жизни нередко называл годом своего рождения 1871: отчасти потому, что хотел казаться младше, поскольку, по сравнению с коллегами, начал карьеру в зрелом возрасте; отчасти потому, что, возможно, хотел несколько уменьшить разницу в возрасте со своей женой, которой на момент заключения брака исполнилось 14 лет (а самому художнику было 24).

Способности Маккея к рисованию проявились в раннем возрасте. Он так вспоминает пробуждение своего таланта: «Я (рисовал) не для того, чтобы позабавить кого-то другого или чтобы показать насколько хорошо я могу рисовать. Я рисовал исключительно ради собственного удовольствия. Меня никогда не волновало, нравятся ли мои рисунки другим людям, как не обескураживала и их критика. Я никогда не сохранял свои рисунки. Я отдавал их, если кто-то хотел их забрать себе, или просто выбрасывал. Я рисовал на заборах, школьных досках, старых обрывках бумаги, листах шифера, стенах коровников – я просто не мог остановиться». Также было замечено, что юный Зенас обладал фотографической памятью, поскольку мог рисовать сложные объекты исключительно по памяти. Семья поддерживала страсть Зенаса, но понятия не имела что с ней делать и в какое русло направить. До появления Зенаса Маккеи были бизнесменами, а дядя Визора, математик по профессии, так и вообще окрестил увлечение племянника рисованием «скандальной тратой времени». Отец Зенаса придерживался менее радикальных взглядов, но все же считал, что его сыну необходимо получить «правильное» образование. С этой целью в 1986 году он отослал сына в деловой колледж имени Клири, находящийся в Ипсиланти, штат Мичиган. Ипсиланти был крупным городом (в нем имелось, например, здание оперы) и поначалу Винзор был заворожен им. Однако вскоре скука начала утомлять молодого художника. Курсы машинописи, менеджмента и бухгалтерии ни в коей степени не прельщали юного Зенаса, поэтому он часто их прогуливал, предпочитая урокам экскурсии в Детройт. Маккей отдавал себе отчет в том, что, пожелай он начать карьеру художника-иллюстратора, его семья полностью бы отказалась от него. Так что он предпочел лишний раз не разочаровывать отца, держа свои планы при себе.

В Ипсиланти Маккей прибыл аккурат под рождество 1986 года – как раз когда в Детройте открылся первый «музей диковинок». В этом причудливом месте Маккею впервые в жизни выпал шанс  зарабатывать на жизнь собственным ремеслом. Куратор музея предложил выплачивать художнику долю с каждого нарисованного и проданного им портрета посетителей. Так им образом поездки из Ипсиланти в Детройт и обратно не только подпитывали страсть молодого автора, но и стали основой его первой работы. Эта карьера, впрочем, оказалась скоротечной, поскольку однажды отец Зенаса, приехавший в Детройт по собственным делам, обнаружил в музее сына, погуливающего уроки.

Музеи диковинок или грошовые музеи были неотъемлемой частью американской культуры на изломе веков. Они, являясь, собственно, музеями, содержали в себе элементы водевиля и «цирка уродов», будучи непревзойденным и дешевым развлечением в то время, когда телевидение еще не было изобретено. В таких заведениях часто выставлялись на показ восковые фигуры и чучела животных, а на втором этаже была расположена сцена, на которой проходили разные представления. Программа представлений сильно разнилась, варьируясь от простого пения и акробатических трюков до демонстрации фокусов и человеческих аномалий самого разного толка. Такого рода представления очень сильно повлияли на Маккея, послужив ему вдохновением на долгие годы. Именно в музее Винзор выучил фундаментальные принципы иллюзии – забавной модификации реальности, созданной с целью увеличить развлекательный фактор представления – равно как и усвоил, что жизнь порой бывает жестокой, играя только краплеными картами.

Итак, Винзор хотел заложить основание своей карьеры иллюстратора, основываясь на своей технике и рисования и темах, которые позже станут основой его творчества. Работа в комиксах или кино отпадала по причине отсутствия таковых  искусств – до их появления осталось каких-то два десятка лет. Тем не менее первый успех Винзора в детройтском музее вдохновил его, и художник твердо решил стать коммерчески успешным иллюстратором.

В 1888 году талант Маккея вызвал сумятицу в самом университете в Ипсиланти. Местная газета, Ypsilanti Reporter, сообщила о выставке картин Маккея в местном почтампте. Репортер всячески превозносил творческие способности молодого человека, которого он принял за профессора изобразительных искусств. Это привлекло внимание настоящего профессора, Джона Гудисона, преподававшего в Университете Штата Мичиган. Гудисон научил Маккея, среди всего прочего, изображении предметов в перспективе и теории цвета. Гудисон научил Зенаса, что любой объект можно нарисовать, редуцировав его до простейшей из форм. Оптический базис любого предмета составляли простые сферы, кубы, конусы, цилиндры и прочее. И если бы кто-то пожелал овладеть изображением всех этих абстрактных фигур с любого угла, он мог бы нарисовать что-угодно в принципе. Маккей оставался верным этому принципу рисования всю свою жизнь. Гудисон также был первым, кто заверил Зенаса, что тот непременно сможет стать профессиональным иллюстратором.

Воодушевленный наставлением, Маккей пожелал большего – он загорелся стремлением стать лучшим художником, чем был. Детройт уже потерял былую привлекательность для Зенаса, поэтому тот отправился в Чикаго на поиски новых учителей, возможностей проявить себя и приключений.

В 1889 году Чикаго все еще напоминал затягивающийся рубец – пламя великого пожара 1871 года оставило на теле города медленно затягивающийся шрам. Город стремительно разрастался: незадолго до приезда в Чикаго Маккея в нем возвели первый небоскреб; c 1880 по 1890 население города выросло вдвое, достигнув одного миллиона человек. Цена на недвижимость за этот период возросла семикратно.

О жизни Маккея в Чикаго известно немного. Его мечтам поступить в Чикагский Институт Искусств не суждено было сбыться. Скорее всего, причиной тому были деньги – у Маккея не было средств ни на обучение, ни на проживание в мегаполисе. Он устроился на работу в престижное агентство National Printing and Engraving Company, чьими достижениями были рекламные постеры. Маккея приняли, даже узнав о том, что у него не было профильного образования, считая его в достаточной степени компетентным для создания сложных рекламных постеров. В агентстве Маккей смог не только работать, но и утолить свою жажду знаний. Он освоил принципы ксилографии и литографии. Здесь, возможно, он и почерпнул знания о печатном процессе, позволившие ему почти два десятилетия спустя внедрить их в производство цветных комиксов как дальнейшие средства самовыражения.

В Чикаго Винзор познакомился с Жюлем Гереном – амбициозным художником и поклонником живописи. Предположительно с помощью Герена Маккей смог улучшить свои навыки художника. Сам же Герен стал впоследствии известен как известный иллюстратор и живописец.
Также в Чикаго Винзор Маккей пошел по стопам отца, приняв франкмасонство – мировоззрение, которого он придерживался всю оставшуюся жизнь.

Вскоре Маккей переехал в Цинциннати. Последующие девять лет он работал в местном музее диковинок, рисуя постеры к различным представлениям.

В том же музее на Вайн стрит Маккей увидел свой первый фильм (для которого сам нарисовал рекламный постер). Скорее всего им был  Arrival of a Train at La Ciotat братьев Люмьер, к тому времени уже купленный принадлежащей Томасу Эдисону Vitascope Company для показа в Штатах. Едва зародившийся медиум сильно повлиял на творчество Маккея, а отголоски опыта, испытанного художником в кинозале, находили свое воплощение в разных его стрипах, включая и Little Nemo.

Винзор Маккей впервые встретил Мод Леонор Дюфо в 1892 году в Цинциннати, когда та с сестрой посещала музей. Мод росла в респектабельной семье, а отец девочки не был в восторге от ее «кавалера», позволяя паре встречаться только раз в неделю. Эта преграда, впрочем, не помешала им вступить в тайный брак, само существование которого пара держала в тайне около двух лет. В 1986 году в семье Маккей родился первый ребенок – сын Роберт, а уже год спустя Мод родила второго ребенка – дочь Мэрион Элизабет.

Репутация Маккея как автора диковинных постеров вскоре обеспечила ему новую работу – газетного иллюстратора. Газетный магнат Филип Мортон заинтересовался творчеством молодого художника, и в 1898 году поручил ему написать и проиллюстрировать статью о параде, проходящем в Цинциннати. 7 сентября 1898 года свежий выпуск Commercial Tribune вышел с изумительной иллюстрацией Маккея на первой странице. Колоссальное полотно было куда более сложным и детальным произведением, чем обычные рисунки, которыми сопровождались статьи. Друг Винзора, главный редактор New York American Уильям Апторп вспоминает, что однажды он воочию наблюдал за процессом создания подобных иллюстраций-постеров. Апторпа поразило, что Маккея не страшил масштаб собственных работ и сложности, с которыми сопряжено их создание. Маккей по словам Апторпа рисовал, стоя вплотную к картине, создавая очерки людей и зданий одним движением карандаша, не отвлекаясь и не сверяясь со скетчем, не проверяя, сходится ли масштаб отдельных частей картины, соблюдается ли перспектива и все в таком духе. Несмотря на инновативный подход, иллюстрации Маккея всегда получались художественно безупречными. Такой рабочий метод требовал недюжинной уверенности в себе и досконального знания анатомии. Обычно художники рисуют фигуры, редуцируя их до простых геометрических фигур, а лишь потом работая над деталями – Маккей же был настолько талантливым и трудолюбивым, что сумел научиться рисовать фигуры сразу, начиная с их контура. Возможно, в это же время он выработал свой фирменный стиль рисования, характеризующийся толстыми контурными линиями, сочетающимися с очень тонкими линиями, при помощи которых Маккей рисовал детали.

Трансформация Маккея из художника постеров в иллюстратора проходила труднее, чем можно было подумать. На конец 1890-х годов Маккей много работал в Ипсиланти и Детройте, но рисовал карандашом, а не тушью. Кроме того он почти десять лет отработал, рисуя только постеры, работая исключительно с цветом. Иными словами, он больше работал как художник, а не картунист, предпочитая большой формат и творческую свободу. Маккей позже вспоминал, что ему потребовалось время найти подходящие инструменты для работы газетным иллюстратором: правильную толщину ручки, правильные чернила, правильную бумагу нужной толщины. Маккей всегда рисовал очень детальные работы, и теперь начал задумываться над тем, каким образом их рисовать так, чтобы они максимально выгодно смотрелись в напечатанном виде. Также Винзору было необходимо изменить собственный стиль рисования: газетные иллюстрации должны были быть одновременно и реалистичными, отражающими суть событий, и в достаточной степени декоративными, чтобы привлечь внимание читателя.

Тем не менее издатель газеты, Чарльз Кристи, верил в Маккея. Сам Винзор сперва хотел полностью отказаться от работы художника постеров в музее, но передумал, оставаясь верным своему нанимателю, Джозефу Эвери. Только когда Эвери покинул музей, Маккей полностью посвятил себя работе над стрипами.

Вскоре Маккей уже рассылал свои иллюстрации в другие издания, воодушевленный теплым приемом в Commercial Tribune. Его работы публиковались в Life – крупнейшей газете того времени. Джон Маклин, владелец Cincinnati Enquire, быстро заметил одаренного художника, и переманил его к себе, пообещав высокий гонорар и новую должность – начальника арт-департамента...





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...