вторник, 26 сентября 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #83 - DEFINITIVE FLASH GORDON & JUNGLE JIM CHAMPAGNE EDITION



FLASH GORDON был и остается великим комиксом. Он был создан всего через четыре года после дебюта BUCK ROGERS - первого научно-фантастического стрипа, но, в отличие от шедевра Дика Калкинса, эволюционировал так быстро, что стал живой классикой, на которую ориентировались многие художники. В то время как BUCK ROGERS был одой затмевающим персонажей приключениям, тайнам безбрежной вселенной и преодолению препятствий, FLASH GORDON, тоже не чурающийся динамичных сцен, стал космооперой с оттенком драмы. Калкинс и сценаристы черпали вдохновление в палп-романах, тогда как художник серии Алекс Рэймонд и сценарист Дон Мур, судя по всему, обожали театр. Как следствие этого, воскресные стрипы Калкинса сегодня выглядят архаично (при этом удивляя своим дизайном, надо признать), а рисунки Рэймонда продаются по сто пятьдесят тысяч долларов за страницу, заставляя искусствоведов млеть от обожания, а критиков и читателей задаваться вопросом, какой величины звездой в области комиксов стал бы Рэймонд, если бы жизнь его не оборвала автокатастрофа (Рэймонду на момент создания FLASH GORDON было двадцать три года). Прежде всего этот стрип любят за его роскошный арт и смелые эксперименты с форматом, а потом уже за сценарий. Рэймонд, поначалу рисующий стандартный стрип по канонам Роя Крейна - а других ориентиров у молодого художника просто не было, - быстро освоил новый метод рисования сухой кистью, а затем под очевидным влиянием Хэла Фостера еще раз радикально поменял стиль, сосредоточившись на фотореалистических иллюстрациях, работе с моделями и стилизованному реализму. По видимому, Рэймонд просто был гением, умеющим адаптировать новые приемы, стили и техники под свои нужды, потому как чуть позже он в третий раз существенно изменил свой стиль, приступая к созданию детективного RIP KIRBY (третий раз оказался наиболее успешным: стиль Рэймонда затем копировали и изучали почти все авторы комиксов, среди которых были всем известные гранды вроде Джека Кирби и Дэнни О'Нила).

FLASH GORDON Алекса Рэймонда считается такой же классикой, как и PRINCE VALIANT или LITTLE NEMO, а значит его неоднократно пытались издать в разных форматах разные издательства. Дело шло с попеременным успехом. В то время как достать все воскресные страницы для их реставрации не составляло труда, издание стрипов в оригинальном формате fullpage озадачивало всех без исключения издателей. До того, как IDW и Дин Маллейни, руководствующиеся принципом "такую красоту нельзя уродовать", издали четыре тома комиксов в формате "шампань", FLASH GORDON почти всегда публиковался в формате halfpage, где одна воскресная страница стрипа печаталась на двух отдельных страницах. Поклонники стрипов и энтузиасты, вроде Брайана Уокера или Росса Кокрана, иногда выкатывали на рынок очень необычные издания, в которых воскресные стрипы, в число которых входил и шедевр Рэймонда, публиковались в колоссальном формате 16х22" на газетной бумаге, но это были лишь коллекционные вещи для маленькой группки эстетов. Так что эти четыре издания от IDW не только являются единственными в своем роде, но и существенно опережают конкурентов по количеству бонусов, габаритам и качеству полиграфии.

Я уже рассказывал о "шампань"-изданиях в обзоре POLLY AND HER PALS, так что повторяться не вижу смысла. Это, по сути, такие небольшие artist edition, доступные по нормальным ценам и содержащие все то, что привыкли видеть, раскрывая очередной купленный сборник сканов оригинального арта, поклонники дорогих изданий комиксов. Настоящего artist edition Алекса Рэймонда, кстати, можно не ждать: куратор линейки изданий Скотт Данбье недавно сообщил, что сбор материалов и подготовка к публикации уже сами по себе делали весь продет нерентабельными. 

На фото выше - все четыре тома FLASH GORDON. На фото ниже - сравнение изданий с мега-делюксом CAPTAIN EASY, томом PRINCE VALIANT, абсолютом, делюксом и обычным хардом. Каждый том FLASH GORDON весит порядка двух с половиной кг.




Сравнение габаритов с другого ракурса.



Обложка первого тома.





Как обычно, все тома Library of American Comics предворяются очень интересными статьями. В моем случае возможность прочесть одни только статьи полностью оправдывает покупку таких изданий. Темой вводной статьи первого тома стала личность соавтора Рэймонда и сценариста стрипа Дона Мура. Нам пересказывают биографию Мура и заверяют, что Рэймонд точно не был единственным создателем FLASH GORDON, как было принято считать ранее. 




Еще одно прекрасное дополнение - раздел "в это время на Земле", рассказывающий о том, что происходило на нашей планете в то время, как Флэш исследовал таинственную планету Монго. 




Стандартная аннотация от Дина Маллейни. Я безумно уважаю IDW за то, что издательство не цензурирует старые комиксы, а просто напоминает, что реалии тридцатых годов существенно отличались от современных и что оценивать старые произведения искусства, пользуясь современными методами, не всегда имеет смысл. От себя добавлю, что FLASH GORDON ни в коем случае не расистский или сексистский комикс, но в нем есть описания стереотипов, распространенных в творчестве того времени.




Первые эпизоды космооперы. Как видите, дизайн панелей и арт Рэймонда тогда все еще были, если так можно выразиться, стандартными, разве что уже тогда у молодого художника можно было отметить потенциал (посмотрите на позы и композицию). 



Ах да, в этих изданиях вместе с FLASH GORDON публикуется весь ран Алекса Рэймонда на JUNGLE JIM. Это тоже отличный комикс, хотя ровней FLASH GORDON он никогда не был.





А вот здесь уже видна эволюция Рэймонда как художника. Панели становятся все крупнее, фигуры - объемнее, композиция - еще краше. На старнице внизу слева кадр с битвой выглядит так, будто был нарисован Хэлом Фостером.





Рэймонд рисовал комиксы в запредельном формате. На фото внизу можно глянуть на черно-белую панель FLASH GORDON в натуральную величину, опубликованную в биографии художника HIS LIFE AND ART, и ее уменьшенную версию в издании от IDW. 



Самая известная - благодаря бесчисленным книгам о комиксах, в которых она неизменно публикуется - страница из FLASH GORDON - атака крылатых людей. Позже на основе дизайна этих существ DC придумали Hawkman. 




И если уж разговор зашел о заимствованиях, то биографию Рэймонда открывает вступительное слово Джорджа Лукаса, признающегося, что он вместо STAR WARS хотел снять экранизацию стрипа Рэймонда. А когда ему не дали это сделать, он утащил в свою картину кучу элементов FLASH GORDON.

На странице справа внизу видна еще одна культовая сцена - метание ножей в полуголую девушку, чей наряд очень напоминает одеяние принцессы Леи. Необычного покроя одежда и страсть Рэймонда к изображению красивых женщин привели к тому, что комикс бойкотировали поборники морали, офигевающие от количества "наготы" в FLASH GORDON. 













А это уже период, когда Рэймонд освоил рисование сухой кистью и превратил комикс в нереально выглядящий эпик. 



Сейчас больше всего удивляет как Рэймонд изображает драму, избегая дешевых приемов. Градус страстей в FLASH часто бывает чуть ли не шекспировский, но это почти всегда показано чисто визуально: в совершенных позах героев, плавных линиях далеких пейзажей или густых тенях, порой поглощающих чуть ли не все панели целиком.












А здесь видно, что Рэймонд начал работать с моделями, так как лица персонажей теперь практически не отличимы от обработанных фотографий.








В третий том входит период, считающийся критиками пиком серии. В период с 1939 по 1941 годы Рэймонд и правда рисовал самые памятные эпизоды стрипа. Художник тщеславным не был и почти никогда не держал у себя своих собственных рисунков, выставленных на всеобщее обозрение, но одна страница из FLASH GORDON (созданная в этот период) висела у него в студии до самой его смерти.








На странице справа внизу явно запечатлена попытка нарисовать стрип в стиле Мильтона Каниффа. Рэймонд умел работать с тенью, но такое кьяроскуро-безобразие (в хорошем смысле) больше характерно для автора TERRY AND THE PIRATES и в FLASH GORDON выглядит неуместным.












На странице внизу видно, что Флэш сменил свое фантастическое облачение на униформу. Это неспроста: когда в 1941 году началась Вторая Мировая, художник отправил своего героя защищать свою страну. 


















В четвертом томе есть пометки, сообщающие какая из страниц была последней, нарисованной Рэймондом, когда на его пост художника заступил другой автор и так далее.





Эталонный образец реставрации и издания старых газетных стрипов. Издания от IDW потешат душу любого коллекционера.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...