понедельник, 16 октября 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #86 - THE COMPLETE CARTOONS OF THE NEW YORKER



Можно сколько угодно говорить о статусе комиксов в России, потрясая кулаками и доказывая значимость арт-формы, но факт остается фактом: книжки с картинками у нас, возможно, не приживутся никогда. То есть издательства могут выпустить хоть миллион комиксов на русском языке, а все равно в общественном сознании романы графические будут уступать романам традиционным по всем параметрам (перечисляя которые, люди часто путаются и самолично уничтожают все аргументы в пользу прозы). В статье о журнале NEW YORKER в русской Википедии нет даже намека на комиксы, ставшие визитной карточкой издания. Это просто несправедливо. Комиксы - вернее cartoons, то есть однопанельные иллюстрации - NEW YORKER давно обрели мифический статус, как, впрочем, и сам журнал. Они сильно отличаются от стрипов и вообще от большинства рисованных гэгов своим качеством, лоском и градусом интеллектуальности. 


У нас журнал по понятным причинам почти неизвестен, а поклонники комиксов ничего не знают о команде художников, которая в течение девяноста с лишним лет выпускала если не лучшие, то самые значимые стрипы и рисунки. Пять авторов NEW YORKER были внесены в список THE COMICS JOURNAL как создатели самых выдающихся комиксов всех времен (причем большинство заняло свои места в первой половине заветной сотни). Не ознакомившись тогда с наследием журнала, я, просматривая список, составленный Гари Гротом и компанией, недоумевал, спрашивая себя, что же это были за авторы, ради которых из списка были выброшены далеко не последние авторы комиксов. Осилив почти двадцать тысяч однопанельных стрипов NEW YORKER, я теперь мучаюсь другим вопросом: почему Грот и компания не включили в список еще человек десять, чьи имена ассоциируются прежде всего с журнальной карикатурой? Ну, то есть, маргинальные комиксы и творения Гари Пэнтера хороши, но они просто бледнеют перед рисунками Роз Част или Сола Стейнберга. Между этими категориями комиксов пролегает такая пропасть, что в ней может поместиться Юпитер. Возникает другой вопрос: стоило ли Гроту включать в список комиксов стрипы NEW YORKER?, но его мы прибережем на потом, потому что тема достойна более подробного и взвешенного обсуждения. А мы возвращаемся к сегодняшнему изданию. 


Стрипы NEW YORKER начал публиковать в 1925 году - в год своего рождения. С тех пор и по 2004 год их было опубликовано 68647 штук. С 2004 по сегодняшний день - еще тысяч десять. Со временем стрипы стали неотъемлемой частью журнала. Редакторы следили за тем, чтобы уровень стрипов соответствовал уровню всех публикуемых произведений. А NEW YORKER, если кто не в курсе, долгое время был журналом, посвященным литературе и публикующим рассказы самых знаковых американских писателей двадцатого века. В нем публиковали Труман Капоте, Джон Апдайк, Вуди Аллен, Дэвид Фостер Уоллес, Харуки Мураками, Владимир Набоков, Джером Дэвид Сэлинджер, Ирвин Шоу, Филип Рот и сотни других писателей, оказавших огромное влияние на культуру двадцатого века. На фоне их произведений рисунки художников в журнале могли казаться лишними, если бы не тот факт, что с первых же дней с NEW YORKER сотрудничали множество гениев пера и туши. Журналу вообще во многом стал уникальной платформой для творчества, но больше всего от процесса культивации особой атмосферы издания выиграли как раз картунисты. Редакторы, ответственные за отбор стрипов, разработали свои правила их публикации (художники, например, никогда не сочиняли подписи к стрипам), а заодно не стеснялись браковать даже просто отличные стрипы, требуя только идеал (в связи с этим, кстати, многие постоянные авторы, работающие с NEW YORKER, могут похвастаться тем, что их портфолио забракованных работ по объему превосходит количество опубликованного материала). Строгий подход к редактуре дал свои плоды, и степень качества стрипов в NEW YORKER вот уже много десятилетий остается неправдоподобно высокой. Под надежным руководством самых дотошных редакторов в мире чистой воды гении, вроде Питера Арно, за считанные годы превращались из молодых авторов в гигантов иллюстрации. С NEW YORKER сотрудничали Чарльз Аддамс, Глайас Уильямс, Чарльз Барсотти, Том Чейни, Джордж Бут, Джордж Прайс, Отто Соглоу, Уильям Стиг, Сол Стейнберг и десятки других художников высочайшего калибра. 


Художнику и редактору NEW YORKER Роберту Мэнкоффу в 2004 году выпала честь отобрать к публикации две тысячи лучших стрипов за всю историю журнала. Мэнкофф сам признался, что эта задача является невыполнимой, ибо хороших стрипов в журнале наберется куда больше жалких двух тысяч, поэтому он схитрил. Так на свет появилось издание THE COMPLETE CARTOONS OF NEW YORKER - одна из важнейших книг о комиксах и одна из моих самых любимых. 


На фото ниже - сравнение издания с делюксовм и обычным хардом. Сборник стрипов очень большой и тяжелый; по формату он не уступает огромным юбилейным сборникам стрипов от Andrews McMeal или мега-деюксам IDW.



Сравнение габаритов с другого ракурса.



На фото это можно не заметить, но у издание die-cut суперобложка: круг внутри буквы "о" в слове NEW YORKER - это своеобразное окошко, сквозь которое проглядывает маскот издания, напечатанный на белой однотонной обложке книги.


А вот и хитрость, на которую пошел Мэнкофф. В комплекте с книгой идут целых два диска, на которых собраны все стрипы NEW YORKER в приличном разрешении. С их просмотром могут возникнуть проблемы, но я решил их путем копирования pdf-файлов с дисков на жесткий диск своего Mac. Разрешение стрипов на дисках оставляет желать лучшего, но 90% их них читаемы и хорошо различимы. Я поначалу относился к дискам как к необязательному бонусу, подозревая, что качество стрипах на CD окажется богомерзким, но в итоге оказался приятно удивлен и с момента покупки потратил постыдное количество часов, читая и рассматривая ничуть не устаревшие иллюстрации из NEW YORKER. 



Оглавление.



Сборник разбит на несколько глав, рассказывающих о конкретном десятилетии. Каждая глава предваряется статьей, написанной одним из контрибьюторов журнала. Статьи великолепно написаны (одна - Джоном Апдайком!) и читаются с большим интересом. Также в издании включены несколько мини-статей о самых выдающихся художниках.



Первая глава. NEW YORKER сразу заходит с козырей: иллюстрация на странице слева принадлежит перу Глайаса Уильямса.




Стрипы двадцатых годов сейчас выглядят как иллюстрации из учебника по истории, написанного человеком с развитым чувством юмора. 







Стрипы тридцатых тоже весьма занятны: художники показывают, что с Соединенными Штатами сделала Великая Депрессия и засуха, как отразились на жизни американцев прогресс и мода.






Я не стал отбирать какие-то особые стрипы для публикации, а скорее предпочел показать в какой форме они доступны. Но отдельных авторов я все же вниманием не обошел. На странице справа внизу есть стрипы Чарльза Аддамса, мастера макабра и сюра, и Отто Соглоу, автора LITTLE KING. 







Стрипы из NEW YORKER долгое время относились к высочайшим достижениям арт-формы комиксов. В первых книгах, посвященных истории и обзору медиума, их непременно обозначали как образец того, на что стоит равняться комиксам, если те хотят, чтобы их воспринимали всерьез. 




На этой странице есть прекрасный образец одного из моих любимейших художников NEW YORKER, Сола Стейнберга. Стейнберг покорил меня умением кристально четко изображать по-настоящему большие идеи. Себя Стейнберг называл "писателем, который рисует", и это как нельзя лучше характеризует все его творчество. Это не смешные или остроумнее стрипы, но нечто выдающееся и уникальное. 





Сборник, как мне кажется, выполняет одну очень важную функцию: для людей, любящих комиксы, но не знающих о стрипах из NEW YORKER, он покажется откровением и познакомит их с десятками авторов, достойных внимания. Для меня лично таким автором стала Роз Част. Когда я открыл для себя философские, умные и забавные стрипы Част, я почувствовал себя как алкоголик, впервые попробовавший водку. Они ни с чем не сравнимы и прекрасны. После прочтения сборника мой виш-лист на Amazon увеличился на десять процентов - я обнаружил, что NEW YORKER регулярно издает сборники стрипов отдельных авторов и поставил себе цель купить как можно больше таких книг.




Список авторов, чьи стрипы опубликованы в книге. 




Отличнейшее издание. Своего рода настольная книга для всех, интересующихся комикс-артом и стрипами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...