вторник, 12 декабря 2017 г.

FELL


FELL

Ричард Фелл сослан в город Сноутаун за прегрешения, о которых он редко вспоминает. Город встретил его приветливо, как ад встречает грешника. Фелл с удивлением узнает, что его отправили в место, напоминающее сосредоточение всех пороков человечества. Сноутаун, кажется, населен лишь убийцами и сумасшедшими, маньяками и одержимыми. Местное полицейское управление состоит из давно разуверившегося в торжестве правосудия начальника, секретарши, чей муж оставил ее ради пса, пары детективов да патологоанатома, привычки которого вызывают ассоциации с чем-то, что живет на поверхности волнорезов. Нераскрытые дела об убийствах  здесь копятся десятилетиями, а души мертвецов отчаялись дожидаться справедливости. Фелл исследует город по ночам, сталкиваясь с проявлениями людской жестокости. В битве с кошмарным городом, покрытым вечной ночью, он проигрывает, но не сдается.


Необычный комикс Уоррена Эллиса, вобравший в себя все то, чем славен сценарист, но резко отличающийся по атмосфере и настроению от лучших его произведений (последнее – заслуга художника, Бена Темплсмита). FELL не содержит мистических элементов, но при этом и на чистый нуар он не похож, скорее на «Сердце Ангела», где намеки и шепоты, разбросанные в тексте, готовят читателя к шокирующей развязке с участием сверхъестественных сил. Липкая атмосфера современного ада – ряды темных, сливающихся в единый массивный гребень, высоток, в которых ни в одном окне не горит свет; равнодушие, с которым совершаются мерзкие вещи; тот упадок, что просматривается во всем, начиная от морали персонажей и заканчивая исключительно «пирровыми победами» детектива Фелла – тем не менее играет роль темных кулис, на чьем фоне разворачивается реалистичный, а оттого и жуткий триллер.


С точки зрения сценария это одна из лучших работ Эллиса, и так родившего на свет массу отличных комиксов. Эллис за считанные выпуски сумел нарисовать нам довольно сложный образ детектива Фелла, не забыв при этом наделить интересными характерами всех прочих персонажей. Отличительные черты стиля Эллиса, в число которых входит умение писать отличные, естественно звучащие диалоги, не прибегая к избитым способам подачи сюжета подавать экспозицию и сочинять короткие, но захватывающие сюжеты, сделали из безбожно мрачного и пессимистичного комикса отличное чтиво. Через череду людского горя, садизма, чисто бытового сплина и убийств в противном случае было бы невозможно продраться, а так сценарист то подбрасывает нам загадки (все до одной неразрешенные), то пишет «бутылочный эпизод» со словестной дуэлью, то наводит чисто линчевской жути, смешивая повседневное и макабр. Как и в случае с, например, TRANSMETROPOLITAN, другом произведении Эллиса, в FELL почти все диалоги ощущаются как написанные человеком, кипящим от злости, и это чудесно. Когда Фелл орет на подозреваемого «ты кусок говна, отрастивший ноги» или с презрением осуждает наркомана, расчленившего женщину, этому веришь безоговорочно. А как Эллис работает с мотивами и темами! Сноутаун явно не относится к обычным городам или даже местам, существующим в нашей реальности. В комиксе кадр за кадром связь города с привычным нам миром натягивается, как эластичная резинка, и чуть ли не рвется. К сожалению, все тайны, которыми был богат Сноутаун, навсегда окажутся нераскрытыми. FELL навсегда замер на девятом выпуске, а детектив Фелл так и не пересек мост, завязнув в рутине города смерти навсегда.
Если за что и можно критиковать Эллиса, так это за некую поспешность, с которой сюжет выпуска развивается во второй половине отдельных выпусков. Увлекшись, Эллис часто долго выстраивает сюжет в одном темпе, а затем за пару страниц спешно продвигает его вперед, отчего целостность повествования страдает. Это не бог весь какой недостаток, особенно когда все остальные составляющие сценария так хороши.


За то, каким тоскливым выглядит Сноутаун и какими экзотическим – его обитатели, стоит поблагодарить поклонника мистики Бена Темплсмита. Здесь каждая панель выглядит как нечто, лежащее на дне пруда, скрытое тремя метрами мутной воды и черного ила. Каждый персонаж комикса, включая Фелла и его подругу, кажутся диковинными представителями неизвестного подвида человека. Только очень хороший художник может рисовать уродливое так, что в нем начинает виднеться красота и только Темплсмит умеет дарить скудную надежду в финале, бомбардируя нас темными, давящими образами. Темплсимт рисует сюр-нуар – предельно реалистичное изображение стилизованной реальности, виднеющееся сквозь пелену сюрреализма. Мне очень понравилось, как Темплсмит сработался с Эллисом, хотя оба автора исповедуют чуть ли не полностью противоположные принципы создания комиксов.



Даже неоконченные произведения, порой, несут на себе отпечаток гения их создателей. FELL как раз принадлежит к их числу. Мы можем только спекулировать на тему каким бы он мог стать, если бы Эллис и Темплсмит его завершили, но даже в неоконченном виде это отличный комикс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...