среда, 13 декабря 2017 г.

HELLBLAZER by Warren Ellis




HELLBLAZER by Warren Ellis

Ран Уоррена Эллиса на HELLBLAZER получился коротким и не особо запоминающимся, зажатым между арком ненадолго вернувшегося на пост сценариста серии Гарта Энниса и громоподобным HARD TIMES Аззарелло/Корбена. Эллис быстро нащупал темп, выдав сперва традиционный арк из шести номеров HAUNTED, а затем начав писать приключения Джона Константайна в формате антологии.

Самодостаточные выпуски серии под надзором Эллиса превратились в концептуальные страшилки, хотя рисовали их художники со стажем и воображением.

HAUNTED же… Давайте поговорим о HAUNTED. Каким бы работоспособным не был Эллис, а, надо признать, что он уже в девяностых годах писал фактически безостановочно, его внимание в 1999 году, когда ему доверили писать комиксы о Константайне, было занять совсем другими проблемами. Лишь избранные сценаристы могут вести две-три серии комиксов высочайшего уровня. Мне на ум приходят золотые годы Алана Мура (середина восьмидесятых и начало двухтысячных) и, кстати, те пять лет (с 1997 по 2002 годы), за которые Уоррен Эллис превратился из еще одного сценариста в одного из лучших. Каждый месяц на протяжение этих пяти лет на прилавки магазинов ложились выпуски TRANSMETROPOLITAN, ставшего хранилищем всех идей, всех концепций и тем, что были дороги Эллису, выпуски PLANETARY – вехе в истории научно-фантастических комиксов, и выпуски AUTHORITY – феноменального блокбастера, сильно повлиявшего на современную супергероику. На фоне этого необходимость писать еще и приключения лондонского мага могла показать сценаристу изматывающей.

HAUNTED действительно похож на «объедки» с рабочего стола очень крутого сценариста. Местами это шикарный комикс, местами – скучное и предсказуемое месиво. Критиковать здесь есть что, но и памятных моментов в арке предостаточно.


История начинается с того, что Константайн узнает об убийстве бывшей девушки. Как он позже узнает, убийство было ритуальным и необычайно жестоким. Скорее доверяя интуиции, чем идя по следу, Джон наугад забрасывает удочку в темные воды лондонского мира магов, и выуживает оттуда неожиданный визит. Джона сильно избивают, но это служит лишь подтверждением его догадки. Зная, кто убил девушку, Джон готовит эффектную месть.

Каждый сценарист, пишущий HELLBLAZER, менял атмосферу комикса и уже на основе наметок, касающихся чего-угодно, кроме, собственно, сюжета, строил повествование. Эллису отлично удалось показать не Лондон конца девяностых, но город на земле, где древняя магия не спит, взывая по ночам к избранным. Лучшая страница серии – лицо Джона, сливающееся с видом омываемого дождем города. В комиксе необычно много рефлексии и всяких описаний, чего от лаконичного Эллиса не совсем ожидаешь. Он сбивается на клише и перебарщивает с откровенными описаниями садистских убийств, хотя комикс отлично бы функционировал и без них. С жестокостью здесь вообще перебор: часть первого выпуска посвящена подробному рассказу о том, как, чем и как долго убивали девушку; сцена убийства двух отморозков в подземке вызывает натуральный ужас; развязка так и вообще похожа на пытку, где страдает не злодей, а читатель. Зато диалоги у Эллиса как всегда отличные, а героев он пишет так хорошо, что многие из второстепенных персонажей HAUNTED стали важной частью мифологии комикса.

Обидно, но арк совершенно лишен претензий на уникальность. Это прямолинейное расследование убийства, приправленное неаппетитными смертями и сценами пыток, начатое и законченное непонятно чего ради. Константайн не жалует сантименты, но здесь мы вообще не понимаем мотивом поступков героя и, как следствие этого, просто наблюдаем со стороны за чередой сцен, начисто лишенных искры.


Следующие за HAUNTED выпуски тоже гениальности не блистали, зато становились все лучше и лучше, трансформируясь из грайндхаус-мясорубок в остросоциальные  комиксы. Эллиса ушел с поста сценариста после того, как он предложил издательству рассказ об убийстве в школе. И хотя сценарий был написан заранее, выход комикса совпал бы с трагедией в школе Колумбайн. Эллис предложил комикс не публиковать и занялся другими проектами. Злополучный выпуск SHOOT, кстати, был едва ли не лучшей работой Эллиса в рамках HELLBLAZER.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...