суббота, 9 декабря 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #88 HAL FOSTER'S PRINCE VALIANT STUDIO EDITION




Стрип Хэла Фостера PRINCE VALIANT - веха в истории комиксов. Стартовав в 1937 году, стрип выходит и по сей день. Секрет популярности стрипа прост: взяв очень высокую планку, художник стрипа Хэл Фостер - а затем и его последователи - отказывался идти на любые компромиссы. Автор PEANUTS Чарльз Шульц как-то сказал, что комиксы - медиум для относительно неплохих авторов. Мол, комиксы нужно рисовать и писать относительно хорошо, ведь тем, кто стремиться к творческим высотам, лучше попытать счастья в написании романов и живописи. Интересно, что бы на это ответил Фостер? Автор PRINCE VALIANT тратил по 50 с лишним часов в неделю, рисуя сказочно красивый стрип, который к тому же был отлично написан. Во многом стрип был аномалией от мира комиксов, ведь такого сплава эстетики, стиля и реализма в медиуме не встречалось ни до того, как Фостер решил оставить прибыльный TARZAN и придумать новую серию, ни после. FLASH GORDON Алекса Рэймонда не уступал "Вэлианту" по части красот, но был гораздо хуже написан. TERRY AND THE PIRATES Мильтона Каниффа блистал отличным сценарием, но был нарисован не в реалистичной манере. Помпезный флаг иллюстратора, покорившего комиксы, нес один только Фостер. Нес тридцать четыре года, создав по пути один из величайших эпиков всех времен, по масштабу превосходящий многие эпопеи. 

О Prince Valiant рассказывает любая книга о комиксах.

О жизни Хэла Фостера я рассказывал на сайте Comicsourсe. Об изданиях стрипа рассуждал в одном из выпусков шелфпорна

А сегодня мы взглянем на необычный том от Fantagraphics - их дебют на рынке премиум изданий формата artist edition. 

Эту книгу анонсировали то ли в феврале 2015, то ли в сентябре того же года. Фанаты PRINCE VALIANT, понятное дело, посходили с ума, увидев, что нам предлагает издатель, славящийся своей любовью к старым газетным стрипам. А обещалось следующее: книга должна была выйти в каком-то несусветном формате, быть полностью цветной, достаточно объемной (200 страниц) и качественной. Время шло. Релиз отодвигали на полгода каждый раз, когда казалось, что еще неделя - и нас ждет заветное свидание с книгой года. В 2017 книга неожиданно вышла, получила свою порцию критики от невнимательных покупателей (доля вины за это лежит на издателе, кстати), но все равно оправдала большинство моих ожиданий и, как следует из комментариев на профильных сайтов, где собираются поклонники изданий со сканами оригинального арта, ожидания людей, трезво смотрящих на ситуацию. Для меня этот том является книгой года наравне с другим многострадальным проектом, находящемся в производственном аду лет шесть - биографией Fantagraphics WE TOLD YOU SO Тома Сперджена. 

Чем же издание, которое получили покупатели в 2017 году, отличается от обещанного мифического монстра, анонсированного в 2015? Во-первых формат. Было обещано, что книга выйдет в формате 24x17". Я на своем веку повидал всякого: и разные малоизвестные, но огромные издания стрипов, вроде TARZAN Берна Хогарта; и artist edition всех мастей; и самиздат от авторов, страдающих гигантоманией; и даже лимитированное издание ROMEO AND JULIET Стэна Ли, неофициально считающееся самым большим по формату изданием в твердом переплете. Однако опыт показывает, что логика и предел творческой свободы диктуют некоторые условности, а заучит самыми большими изданиями, выходящими тиражом в несколько тысяч копий, являются книги формата 16х22". У меня таких книг аж четыре штуки, и, глядя на них, я понимаю, что это предел. Поскольку габариты еще не вышедших изданий на том же Amazon часто указывают произвольно, я все время ждал уточнения от Fantagraphics, в котором бы говорилось нечто вроде: "Ну конечно же вы и сами понимаете, что 17х24" - это слишком. Мы выпустим книгу в формате Х" (где икс означал бы нечто вменяемое, вроде 14Х16" или пусть даже 16Х20", как STARSTRUCK). Ничего подобного! PRINCE VALIANT STUDIO EDITION действительно вышел в заявленном формате, и это великолепно. Только такой формат дает представление о таланте Фостера.

Во-вторых, цвет. STUDIO EDITION должно было выйти в цвете и тем самым выгодно отличаться от большинства конкурентов. На деле оно вышло с черно-белыми иллюстрациями. Неразбериха с тем, что нам предлагал издатель, возникла во многом потому, что в описании издания год или даже больше значилось "full color illustrations through". Только в 2016 эта надпись сменилась на другую: "full color illustrations throughout". Конечно, собственными глазами увидеть арт Фостера, покрытый акварелью, мечтают многие, но, самого цветного арта за период 1937-1971 гг. может и не существовать, поскольку художник, как помнится мне, раскрашивал не оригинальный арт, а копию его в уменьшенном формате, предназначенную для работников типографии. Раскрашенные вручную Фостером страницы стрипа существуют и даже включены в это издание, но они редкость, а не правило. И все же на примере одной из страниц ниже видно, что PRINCE VALIANT в ч/б выглядит куда внушительнее, чем щеголяющий достаточно скромной палитрой, которая еще и скрывала многие детали рисунка.

В-третьих, Fantagraphics обещали 200 страниц арта, но издание вышло 160-страничным. Причина этого решения мне не ясна, но, подозреваю, все дело кроется в колоссальном объеме труда, вложенного в книгу, и подводных камнях, расставленных на пути любого, кто пытается создать сборник, по сути, оригинального арта, датируемого тридцатыми годами прошлого века. STUDIO EDITION подготовил Брайан Кейн, биограф Фостера и создатель большинства путеводителей по миру стрипа, автор множества статей, опубликованных в профильной прессе и изданиях PV от Fantagraphics. Кейн, например, не включил в издание оглавление, решив, что неопубликованное интервью с художником будет интереснее читателям. Множество ключевых страниц (а это издание позиционировалось как коллекция самых важных выпусков стрипа за всю его историю) в STUDIO EDITION не вошло. Плюс университет Огайо, которому Фостер завещал весь свой арт, отказалось сканировать страницы стрипа в разрешении, необходимом Кейну для публикации. В общем, я не считаю "усыхание" издания такой уж трагедией. Мы вообще могли увидеть совершенно иное издание, чем то, что добралось таки до прилавков. 200-страничный том было бы невозможно поднять - у издания очень, очень толстая бумага, аналогов которой я не встречал, да и вес его составляет около 7-8 кг, так что лишние страницы и килограммы превратили бы книгу в неподъемный артефакт, а его переплет - в труху.

И последнее, но самое важное - качество. За свои 200$ - а именно столько вам обойдется издание с доставкой в наши края - вы получите феноменального качества книгу. Fantagraphics невероятно бережно подошли к публикации "первенца" в новой линейке и откровенно работали локтями, расчищая себе путь среди конкурентов в лице изданий от IDW. О бумаге я уже сказал - она здесь невероятная. Полиграфия тоже на уровне. Оригинальный арт отсканирован в большом разрешении и напечатан так, что видны все мельчайшие детали, включая на первый взгляд неочевидные. Отдельные покупатели жаловались на брак печати, но мое издание его избежало. У SE отличные переплет, издание сшито и завернуто в толстенную die-cut обложку, которые никто, почему-то, кроме Fantagraphics не жалует, а зря. 

На фото ниже - сравнение издания с целым выводком различных редких форматом. 




Сравнение габаритов с другого ракурса. 



Издание поставляется в картонной коробке. Выглядит она хлипкой, но на деле выдержала путешествие по территории аж трех стран.



Внутри коробки находится такой вот картонный кейс со специальным дизайном. Даже Sunday Press так не относятся к упаковке. 



Флайер, вложенный в коробку, информирует нас о том, что нам предстоит увидеть нечто потрясающее.


На дне бокса, под самой книгой, запаянной в пластик, лежит постер. На нем изображена самая знаменитая сцена из стрипа - оборона моста. Заодно оцените дизайн кейса с двумя слоями картона, предохраняющими книгу, и замками, надежно фиксирующими ее на месте и предотвращающими повреждения углов обложки.



Постер, конечно, феноменальный. Свой я уже заказал обрамить и повесить на стену. 



Детали постера. Арт Хэла Фостера оценить можно только тогда, когда, упершись носом в страницу стрипа, исследуешь его вплотную. На этой странице видны даже мелкие мазки и неровно высохшая тушь, следы от чего-то острого (возможно, чтобы создать дополнительные эффекты белых полос на черном фоне Фостер скреб тушь ножом, как делали все его коллеги в то время).



Что интересно, следов карандаша на странице почти нет. Фостер по большей части делал очень легкие наброски, а затем рисовал набело. (Впрочем, по очень детальному предварительному скетчу.) Карандашные штрихи можно рассмотреть только на плечах у викингов. 

Кстати, все фото в этой статье кликабельны. Кликайте по ним и наслаждайтесь артом Фостера в большом разрешении.



Хороший пример того, как выглядит оригинальная страница до печати. Здесь видна ошибка леттерера.



Первые пять лет Фостер рисовал самый детальный стрип в истории. Посмотрите на количество мазков и штрихов. Фостеру, правда, не приходилось выискивать особо тонкую кисточку и работать с увеличительным стеклом. В этом издании стрип напечатан в масштабе 2/3, а оригинальные панели из PRINCE VALIANT  как правило по размеру копируют обычное делюкс-издание современных комиксов. Одна же страница оригинального арта по формату чуть превосходит лист бумаги А-0, то есть ватман (я как строитель, потративший множество ночей на чертежи, прилагаемые к дипломной работе, могу оценить масштаб усилий художника). 

Снова мелкие детали: посмотрите на едва заметные следы "крови", нарисованные синим карандашом на ране и запястье Вэла. Да и блещущая на солнце кольчуга, состоящая из мириады чешуек, не может не вызывать уважение.



А вот и сама книга. 



Первое же изображение в ней повергает фанатов в ностальгию. Это последняя панель, нарисованная Фостером в 1971 году перед тем, как он официально стал лишь сценаристом стрипа, доверив роль соавтора Джону Каллен Мерфи.




Книга предваряется интервью с Фостером.




А вот и первые страницы с артом. 



Как видите, Фостеру мало кто из художников годится в подметки. На этой странице, кстати, Вэл маскируется под демона, натянув на лицо гусиную кожу. Позже Джек Кирби использует именно этот образ морщинистого существа как основу для своего персонажа.  



PRINCE VALIANT был реалистичным стрипом и уже году так к пятому своего существования полностью отказался от элементов мистики. Зато буквально на втором году жизни в нем все еще публиковались вот такие панели с кошмарными монстрами.



Страница с битвой на мосту опубликована дважды. Скорее всего потому, что это была первая настоящая битва после того, как Вэл обзавелся своим поющим мечом Фламбергом.




Как видите, страница слева не является сканом с оригинального арта. В издании таких страниц около пяти. К сожалению, именно эта является одной из важнейших. На ней Вэл сражается с самим Временем и на ней же (или следующей, уже не вспомню) выслушивает пророчество, оказывающееся ключевым сюжетом элементом.



Иконические страницы. На левой проявивший недюжинные стратегические способности Вэл возвращается с рыбалки, чтобы узнать о появлении делегатов от других армий. На правой - беседа с великаном.



Когда в пятидесятые годы множество молодых художников комиксов ринулось создавать самые смелые работы в медиуме под маркой EC Comics, выяснилось, что все они изучали арт в том числе и по работам Фостера, что заметно в технике feathering, используемой тем же Уолли Вудом и Элом Уильямсоном. Фостер не был ее изобретателем, но, как видно по этому рисунку, отлично ею владел. Посмотрите, как изображена тень, ложащаяся на руки и ноги говорящих. И заодно оцените естественность поз. Умением рисовать такие эмоциональные позы Фостер особенно гордился.



Без страниц с упоминанием жены Вэла, Алеты, и осьминога, ставшего украшением первых лет путешествий принца, это издание было бы неполным.



Вот так выглядит довольно жуткое головоногое, едва не сожравшее принца.



А это очень детальный рисунок Атлеты. Прототипом принцессы Туманных островов послужила жена Фостера, Хелен.



Жена Фостера вычитывала все то, что написал ее муж перед публикацией стрипа, но даже от ее взора не укрывались ошибки. Вот здесь Фостер на полях просит заменить одно слово другим.




Единственная страница из длящегося два года периода, когда стрип публиковали в уменьшенном формате из за недостатка бумаги в стране.



Венчание Хэла и Атлеты. Панель подарена одному из родственников художника. А на странице справа можно видеть, как отклеившаяся плашка с текстом оставила на бумаге желтый след.



PRINCE VALIANT во многом был революционным, но особо стоит отметить то, как Фостер изображал лица главных героев и эмоции вцелом. Диапазон эмоций у персонажей стрипа был необычайно широк и варьировался от очень тонких до гротескных. Нарисованные в реалистичном ключе стрипы, в которых гамма эмоций повторяла PRINCE VALIANT, появились только в пятидесятых годах и только потому, что художники Стан Дрейк и Леонард Старр обожали Фостера и Рэймонда.




Сцена рождения первенца Вэла и Алеты. Была опубликована в меньшем масштабе в шестом томе изданий от Fantagraphics. 



Без покраски стрип смотрится здорово, позволяя лучше понять работу художника с контрастом, создаваемым тенями и источниками освещения.




Еще один памятный эпизод. Его фрагмент публиковался в биографии Фостера. Книга меньшего формата - биография Фостера Prince of Illustrators. 




Я неоднократно говорил, что панелям Фостера присуща самостоятельность постеров для кинофильмов.








На странице справа, на панели внизу вы можете видеть работу ассистентов Фостера. Сам художник долгое время полностью писал и рисовал стрип, но артрит и нагрузки медленно, но верно делали свое дело. Фостер в работе над стрипом помогали сыновья, использующие для рисования не кисти, а перьевую ручку. 







На сравнении черно-белой и цветной версий одной и той же страницы хорошо видно как много скрадывает цвет и насколько более атмосферными выходят черно-белые страницы. Смотрите и сравнивайте.








Даже спустя десятилетия работы арт Фостера, претерпев изменения, все еще оставался очень мощным. Художник больше не мог агонизировать над каждой деталью, но отдельные панели рисовал с тщанием, присущим лишь молодым авторам.











Безусловно, это книга не для каждого. Цена, вес, тематика и формат могут отпугнуть даже состоятельных любителей комиксов. Зато для любого фаната стрипов эта покупка практически обязательна. Коллекционеров же прельстит маленький тираж издания - 1500 копий - и показательное качество, с которым издан STUDIO EDITION. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...