пятница, 17 февраля 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #75: KRAZY KAT - A CELEBRATION OF SUNDAYS


SUNDAY'S SHELFPORN #75: KRAZY KAT - A CELEBRATION OF SUNDAYS

Издательство Sunday Press исповедует довольно занятные принципы ведения бизнеса. Редакторы издательства считают, что выпуск премиум-изданий, которые стоят очень дорого, рассказывают о комиксах практически неизвестных современному читателю, и габаритами не уступающих штату Техас, каким-то непостижимым образом является делом прибыльным. Даже в Штатах коллекционеры не часто могут позволить себе потратить 150$ на покупку одной книги, поэтому Sunday Press просто обязано привлекать покупателей уникальными особенностями своих товаров, что издательство и делает с большим успехом. Первый том приключений малыша Немо, выпущенный Sunday Press, хвалили Нил Гейман и Арт Шпигельман, и он был номинирован на премию Айснера в категории "лучший репринт". На счету Sunday Press всего 11 книг, но только две из них не были номинированы на самые престижные премии или не получили их. Чем обусловлено столь удивительное постоянство? Почему каждый том Sunday Press - чудо, которое всегда занимает место во главе коллекции и поражает своим качеством всех критиков?

Все дело в подходе издательства. Sunday Press издает только классику (пусть и порядком подзабытую) в оригинальном формате, старательно придерживаясь довольно строгих принципов печати подобных комиксов. Во-первых, все стрипы всегда напечатаны в том формате, в котором публиковались в газетах в момент их оригинальной синдикации. Во-вторых Sunday Press печатает их на очень качественной газетной бумаге, соблюдая все мыслимые нормы для того, чтобы читатель мог ощутить всю гамму чувств, охватывающих любого покупателя газеты в, скажем, году 1915 и открывшего секцию с комиксами. Все стрипы тщательно реставрируют, но не перекрашивают, не делают ярче или контрастнее, часто скандируют с оригиналов, предоставленных поклонниками старых комиксов или коллекционерами, в числе которых есть, например, знаменитые художники, вроде Криса Уэра или Патрика МакДоннелла. В-третьих - и это, пожалуй, самое главное - Sunday Press публикует редчайшие шедевры от мира комиксов, так что каждое издание является еще и уникальным артефактом. Именно поэтому все комикс-журналисты и историки в один голос их превозносят: не пожелай Sunday Press издать два своих самых знаменитых сборника (Forgotten Fantasy и Society is Nix - оба куплены и будут рассмотрены в рамках рубрики чуть позже), никто из нас не увидел бы какими завораживающе прекрасными были старые стрипы. 

Сегодня же мы посмотрим на книгу Sunday Press, посвященную стрипу Джорджа Херриманна KRAZY KAT. Этот стрип многие называют лучшим в истории, с чем я лично полностью согласен. Это наш комиксный ответ "Улиссу" Джойса, только куда смешнее и, порой, глубже. Патрик МакДоннелл, автор культового THE MUTTS и большой поклонник Херримана, выбрал сто с лишним лучших по его мнению воскресных стрипов серии, Арт Шпигельман и автор биографии великого картуниста Майкл Тиссеранд написали интересные статьи на тему творчества их кумира, Пит Мареска, редактор Sunday Press, накопал кучу раритетных и до этого нигде не опубликованных бонусов, после чего все это было опубликовано в здоровенном 14х16" томе, являющемся зенитом полиграфической промышленности. На рынке сейчас нет ни одного издательства, печатающего комиксы так круто. Даже IDW, даже Taschen пасуют перед Sunday Press. 

Чтобы понять насколько большущим получился том, взгляните на сравнение книги с другими популярными форматами. JLA/AVENGERS - это абсолют, если что. 

 Сравнение габаритов с другого ракурса. 

К изданию у меня имеется ровно одна претензия, которая, судя по проведенному мной опросу среди моих знакомых и друзей (да, у меня есть друзья и порой даже не вымышленные), является универсальной: я бы отобрал для этого сборника другие стрипы. Это не значит, что МакДоннелл плохо постарался. Просто KRAZY KAT настолько хорош, что у каждого читателя будут свои любимые истории. Я бы выбрал стрипы, подчеркивающие сложность языка Херримана (KRAZY невозможно перевести на русский и я запишу в личные враги любого, кто попытается издать комикс у нас, изуродовав его плохим переводом), качество рассказываемых художником историй (местные притчи о сотворении мира или истории в духе JUNGLE IMPS Маккея о зверях - микро-шедевры, сотворенные гением), или демонстрирующие как радикально комикс отличался от своих современников (то, что творил Херриман с панельной сеткой плохо поддается анализу и пересказу, поэтому аналогов у KRAZY нет в принципе). Впрочем, МакДоннелл и Мареска выбрали отличные сюжеты и выпуски, замечательно выглядящие в большом формате и хорошо передающие "магию Херримана" - атмосферу стрипов, сотканную из поэтического языка, визуальной эквилибристики и игривости, присущей как местному арту, так и подтексту.


Sunday Press с каждым изданием поставляет самые разные бонусы. В Forgotten Fantasy была реплика газеты столетней давности, в KRAZY KAT есть 11 почтовых карточек с рисунками величайших картунистов той эпохи. Также в комплекте идет рекламный постер.




В качестве предисловия нам рассказывают о художнике и пути, который прошел KRAZY KAT, стартовавший как "стрип под стрипом" и печатающийся внизу другого творения Херримана. Все статьи снабжены редкими иллюстрациями, сканами старых стрипов и архивными фото.



Репродукция стрипов тут вызывает лишь тихий восторг. KRAZY публиковался с 1916 года и каким образом Биллу Блэкбирду и компании удалось сохранить оригинальные газеты и сделать с них сканы такого качества, остается загадкой.



Вот сравнение формата, в котором стрип публиковался в период оригинальной синдикации, с изданиями, выпущенными Fantagraphics. 



Собственно, сами стрипы. Редакторы вполне ожидаемо выбрали для публикации много выпусков из начального периода серии. На фото ниже - самый первый выпуск KRAZY KAT.



И хотя эти ранние стрипы являются шедеврами - с этим никто не спорит, - мне кажется, что Херриман по-настоящему начал трансформировать KRAZY только в 1918 году. Золотым периодом серии является 1916-1925 годы. В этот период Херриман фонтанировал идеями и концепциями, активно расширял мифологию стрипа и писал свои лучшие "болтологические" выпуски. Херриман вообще не стеснялся демонстрировать свой писательский дар, поэтому отдельные воскресные выпуски тут насчитывают по 400 и больше слов. 



Ранний KRAZY - вещь потрясающая. Херриман стремился сделать каждый выпуск уникальным, поэтому стрип становился все более и более непредсказуемым. Обратите внимание на типично "херримановскую" нумерацию панелей на странице слева. Это еще что, панели стрипа, порой, были подписаны на слух ("первая", "втарая", "третья", "читвертая"), римскими нумерологическими символами, испанскими, немецкими и даже вымышленными числительными. Впрочем, все составляющие стрипа рано или поздно Херриманом основательно перетряхивались, отчего даже повторяющийся мотив серии - мышь швыряет в голову кота кирпич - не теряла свежести в течение тридцати с лишним лет публикации. 



Неподготовленному читателю будет очень сложно понять в какой последовательности стоит читать панели. Запомните, какой бы визуальный хаос не творился на странице KRAZY KAT, панели всегда идут в классической последовательности - всегда слева направо и всегда рядами. 




Херриман был не первым, кто считал всю страницу стрипа единым полотном. В начале прошлого века это считалось стандартом, которого придерживались все популярнее авторы стрипов. Но мало кому удавалось так легко показать это на странице.




В какой-то момент KRAZY KAT в течение двенадцати недель выходил в цвете. В этом издании представлены всего три стрипа из того периода, но зато в их число вошел классический. На фото внизу справа - рассказ о мышке, несущей дверь. Это абсолютная классика серии и лучший пример того, как виртуозно Херриман владел языком.





Ага, вот мы и подошли к периоду 1925-1929 годов. К превеликому сожалению KRAZY KAT в этот период печатался в таблоидах (зато на двух страницах), поэтому Херриману было приказано основательно переработать панельную сетку таким образом, чтобы у редакторов была возможность публиковать стрип как вертикально, так и горизонтально. Херриман придумал восьмипанельный грид, который сильно ограничивал творческие порывы художника, но который нравился редакторам. Пять лет стрип выходил в таком формате, после чего Херриман с радостью вернулся к естественному для себя способу рассказа истории при помощи множества панелей. МакДоннелл и Мареска справедливо включили в это издание всего три самых лучших выпуска за этот период.



А вот и первый цветной эпизод! В 1935 году KRAZY KAT начал выходить в цвете, а Херриман начал активно экспериментировать с покраской. Среди цветных эпизодов серии было немало великолепных, поэтому МакДоннелл и Мареска включили в издание нескольких десяткой таких стрипов. 







Один из самых знаменитых выпусков (на фото внизу слева) в издание тоже включен. Это поздний Херриман, мастер сюрреализма и инстинктивного изображения дьявольски сложных концепций. 






А вот и последний стрип. Его оригинал нашли на столе, за которым и умер Джордж Херриман. В последние годы публикации KRAZY KAT несколько утратил свое очарование, но не перестал быть практически совершенным комиксом. Херриман пережил в тридцатые годы множество потерь, но не утратил чувства юмора и оптимизма, не перестал быть гуманистом и все также рисовал по семь замечательных стрипов в неделю.



В Celebration of Sundays есть огромная бонус-скция с редкими ранними стрипами Джорджа Херримана, напечатанными здесь в оригинальном формате. По одному примеру есть из всех его крупных серий, плюс редакторы раздобыли убер-редкие иллюстрации Херримана для World Джозефа Пулитцера и множество других работ. 










Два последних незавершенных стрипа. 



Издание Sunday Press - любовь с первого взгляда. Это действительно праздник. Грандиозное событие, цель которого - показать миру все аспекты величия самого лучшего стрипа в истории комиксов. С этой задачей издательство и все контрибьюторы справились на отлично. Стоит такой том 90$ без учета доставки, но как и все книги Sunday Press он был выпущен небольшим тиражом, поэтому не стоит откладывать его приобретение на потом. 


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...