четверг, 18 мая 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #79 - THE WORLD ON SUNDAY



SUNDAY'S SHELFPORN #79 - THE WORLD ON SUNDAY 

Для меня отсутствие рецензий на определенные книги в сети всегда является поводом к приобретению. Если я не нахожу фотографий приглянувшегося мне издания, то, будучи хозяином собственного блога о комиксах, тихо радуюсь, потираю руки и готовлюсь познакомить мою аудиторию с чем-то новым. За последние год-полтора формат моих шелфпорн-рецензий претерпел изменения, хорошо отражающие трансформацию мои читательских вкусов и эволюцию "философии коллекционирования". Я прекрасно понимаю, что ценность обзоров  популярных форматов - artist edition, марвеловские омнибусы - стремится к нулю, ведь даже за тот короткий срок что у нас существует культура коллекционирования комиксов, все уже успели увидеть как выглядят самые популярные у коллекционеров книги и посмотреть на множество "белых китов" - Стас Куприянов и Максим Гранько написали обзоры на редчайшие издания, вроде AKIRA от Graphitty Designs. Я с самого начала существования рубрики верил в то, что нет смысла писать о том, что уже было написано до тебя, а обзор на издание писать стоит только первым, убедившись предварительно что коллеги меня не опередили. Такой вот подход несколько ограничивает круг доступных для рецензирования изданий, но тем веселее их писать. Я ни в коем случае не утверждаю, что всем следует придерживаться такой философии, лишь даю понять по каким критериям отбираются книги для SUNDAY'S SHELFPORN. За последний год я накупил массу книг, которые явно были обделены вниманием как у нас, так и за рубежом, а вот времени на написание обзоров у меня не оставалось. Свыше сорока черновиков было создано только в ноябре прошлого года, когда я хотел было одним махом выдать как можно больше рецензий. Планы мои, стоило только их оформить в виде словесного обещания, тут же пошли прахом. Черновики же никуда не делись. Теперь, глядя на них, я жалею, что не нашел времени их дописать и запостить. Впрочем, наверстать упущенное никогда не поздно. Уйдя от коллекционирования общеизвестных изданий и продав часть коллекции своих комиксов, я переключился на покупку редкой профессиональной литературы - справочников, книг по истории комиксов, биографий авторов, книг по критическому анализу и так далее. С другой стороны я открыл для себя стрипы и стал скупать репринты наиболее мне понравившихся серий. Все эти книги как раз опадают под категорию "вы такого еще не видели", а значит годятся для обзоров, последующих за этим. 

Сегодня мы взглянем на WORLD ON SUNDAY - увлекательную книгу, посвященную газете The New York World, принадлежавшей магнату Джозефу Пулитцеру, и воскресному приложению к ней - тому самому, которое положило начало истории комиксов. 

Пулитцер был бизнесменом с тонким чутьем, поэтому когда в его газете начали публиковаться первые иллюстрации Ричарда Аутколта из цикла о Желтом Малыше, а народ ответил на их появление искренним и неподдельным вниманием, он сделал все возможное чтобы их прорекламировать. Позже, когда он понял, что читателей интересуют не только экспорт-карикатуры британских художников, публикующиеся в большинстве американских газет, а и работы местных авторов, он нанял множество художников, ставших классиками жанра. Пулитцер реорганизовал все свои газеты, снабдив их воскресными приложениями с комиксами, и установив в подвалах редакций новейшие прессы для высококачественной печати. До того момента как из ниоткуда возник король журналистики Уильям Рэндольф Херст, переманивший к себе всех крупных авторов стрипов, Пулитцер был монополистом на рынке комиксов. Его роль в истории арт-формы невозможно преувеличить.

Заказывая WORLD ON SUNDAY, я хотел получить нечто вроде исторического труда, снабженного иллюстрациями и рассказывающего о влиянии газеты, ее роли в американской культуре и всем таком прочем. К сожалению, ожидания мои мои не оправдались, но взамен я получил удивительную книгу, о приобретении которой теперь не жалею. Кстати, труд о газетной индустрии и ее влиянии на комиксы таки существует и называется When Giants Ruled, так что я просто не там искал.

На фото ниже - сравнение габаритов издания с делюксом и обычным хардом. 


Сравнение габаритов с другого ракурса. Как видите, издание это действительно огромное и по размеру превышает абсолюты DC по высоте и ширине.




Так о чем же WORLD ON SUNDAY? Это своеобразная энциклопедия ранней газетной иллюстрации, изданная на высочайшем уровне фирмой Bulfinch, периодически радующей фанатов комиксов энциклопедиями очень высокого качества. WORLD ON SUNDAY напечатан на очень плотной и белой глянцевой бумаге, и это является единственным замеченным мной минусом. Возможно, газетные сканы лучше был смотрелись на качественной немелованной бумаге?




В качестве предисловия здесь опубликована небольшая статья, рассказывающая об истории создания книги и, конечно, о New York World и ее владельце.



В статье напрямую упоминается источник, который потом использовался для оцифровки и сканирования старых газетных листов. Им послужила довольно внушительная коллекция переплетенных томов издания, хранящаяся в одной из библиотек. 



На странице справа как раз показан один из таким томов, раскрытый на произвольной странице. Ее скан приведен в самом WORLD ON SUNDAY ниже.



Сотрудничество с музеем очень помогло Bulfinch и Николсону Бейкеру и Маргарет Бертрандт - авторам WORLD ON SUNDAY. Многие коллекционеры проводят полжизни в погоне за экземплярами ранних газет, которых с каждым годом остается всего меньше. Здесь же у дуэта авторов был доступ к внушительной коллекции, которая вдобавок еще и отлично сохранилась. Если отбросить желтизну страниц и их истрепавшиеся края, то экземпляры выпусков New York World, с которых делали сканы, сохранились великолепно.



WORLD ON SUNDAY состоит не столько из примеров ранних стрипов, хотя их здесь предостаточно и созданы они самыми именитыми из ранних художников, сколько из страниц, отображающих наглядно состояние газетной индустрии начала двадцатого века. Газета тогда обладала особым статусом, и - здесь я, пожалуй, процитирую себя самого же (оригинальная цитата содержится  пока еще не опубликованной третьей главе PARADISE LOST) -  "это сейчас мы не можем предоставить себе печатное издание, не подрисовывая мысленно стервятников, кружащих над практически бездыханным телом оного, а в то время газеты была чем-то средним между гостией как религиозным символом и прото-интернетом, лишенным троллей". 

 Газете поклонялись тогда все, кто жаждал информации, ставшей внезапно очень доступной. Чтение любимого издания стало всенародным любимым хобби, имеющим едва различимый налет респектабельности. Неудивительно что газеты превратились из сложенных пополам листков, в которых шрифт был набран вечно плывущими чернилами дикого цвета, в мастодонтов. 



В ранних газетах, кажется, печатали абсолютно все. Иллюстрации, рисунки, объявления, статьи, какие-то схемы, или вот уроки рисования. Не только New York World баловала читателей разнообразием, но это была одна из самых уважаемых и популярных газет в стране. 




Старые выпуски издания выглядят теперь артефактами давней эпохи. Больше всего здесь поражают объявления, написанные слегка устаревшим языком, дающие понять о пристрастиях и быте жителей Нью-Йорка. Это само по себе уникальное чтиво, полностью оправдывающее покупку издания.




New York World, судя по всему, имела тогда необычайную развлекательную ценность. Яркие, отлично пропечатанные стрипы и иллюстрации были выполнены с таким мастерством, что намертво врезались в память. Даже обычные репортажи сопровождались рисунками невероятной сложности и изобретательности. В то время кстати, художники часто подрабатывали репортерами, поэтому им иногда приходилось не только писать статью о, например  прошедшем параде, но и предоставлять к ней иллюстрации. 




Портрет Марка Твена в статье, извещающей о начале сотрудничества между New York World и самым популярным писателем Америки. Да, тогда даже самые узнаваемые художники и писатели считали за честь публиковаться в газетах.





Уильям Рэндольф Херст в итоге переманил к себе всех или почти всех перспективных авторов Пулитцера, но до того, как это случилось, для World создавали иллюстрации Джордж МакМанус, Джордж Херриман, Ричард Аутколт, Фредерик Берр Опер, Рудольф Диркс, Джимми Свиннертон и десятки других классиков комикс-стрипов. В WORLD ON SUNDAY приведены по одной иллюстрации всех этих авторов. 



Все сканы, как вы можете заметить, сопровождении комментариями Бейкера/Бертрандт, часто отлично дополняющие увиденное и прочитанное непосредственно в статьях. Качество сканов здесь высоко, поэтому даже мелкий шрифт в старых газетах можно разобрать в большинстве случаев без труда. 





WORLD ON SUNDAY - самая интересная версия исторического труда. Лишенная всего ненужного и, что немаловажно, визуальная. Ни одно описание содержимого газет того времени не заменит вам просмотра этих страниц. 









Вот как раз пример того, о чем я говорил выше. На странице справа изображен район мегаполиса. Изображен в масштабе, с соблюдением пропорций и с  маниакальной тщательностью. Такие рисунки заставляют жалеть о том, что сейчас в качестве иллюстраций к статьям отбирают только фотографии. 



Статья о Никола Тесле, в которой журналист и художник теоретизируют на тему "секретного изобретения", способного положить конец всем войнам. 



Радует и старая реклама. Такие вот объявления послужили основой для книги Терри Пратчетта "Compleat Ankh-Morpork", только если я, читая ее, не знал как выглядят аутентичные объявления той эры, теперь могу заверить, что их стиль, легкая наивность, архаичный слог, прямота и искренность делают их идеальным объектом пародии. Что рекламировалось в начале прошлого столетия в крупнейшей газете Нью-Йорка/ Фарфоровые супницы, стоящие целый доллар, женские весенние костюмы (14.75$), распродажи в торговых магазинах, алкоголь по семьдесят девять центов за литр, дорогие наборы мебели и прочее. От рекламы в современных каталогах старые объявления отличаются полным отсутствием "текстового мусора" и попыток навязать вам определенный образ мышления. Никто не заявляет вам, что новый корсет поможет изменить вашу жизнь кардинально, сделав вас неотразимой для сильного пола. Никто не заявляет, что его "костюм серый, мужской" является потрясающим, элегантным, восхитительным, носким, влагоустойчивым и модным. Прилагательные вообще тогда не жаловали, что, опять же, вызывает уважение. Людям предлагалось купить товар, таким, какой он есть. Купить вещь, а не образ жизни. 




Винтажные иллюстрации купальных костюмов.



А это не "гибсоновская девушка", а арт Дэна Смита, тоже отлично умеющего работать с пером и тушью и запечатлевать образы, становящиеся модными. В WORLD ON SUNDAY полно примеров арта незнакомых мне художников, которые не работали в индустрии стрипов, но создавали коммерческие иллюстрации. 




Такая книга заинтересует не только поклонников комиксов. Любой, кто интересуется культурой и историей, получит от ее чтения и созерцания массу удовольствия. 


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...