среда, 27 сентября 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #84 - THE KAT WHO WALKED IN BEAUTY



Самое точное определение самовыражения - поступать так как хочешь, не смотря ни на что. Даже зная, что твое творчество не вызовет отклика (или даже не задумываясь о таких вещах в принципе) у критиков или поклонников, если таковые имеются; несмотря на пудовую гирю экзистенциального груза, что уничтожает креатив медленно, но верно, день за днем; несмотря на страхи, что тебя высмеют, или же полностью игнорируя какие-то корыстные порывы. Часто то, что было сделано не ради чего-то, а просто так, оказывается бесценным. Выпустив THE KAT WHO WALKED IN BEAUTY, издательство Fantagraphics явно не обзавелось новыми поклонниками, не завоевало наград или повысило свой статус. Этому способствовал выпуск тринадцатитомника KRAZY & IGNATZ, но не этого издания. И тем не менее издательство прислушалось к просьбам Дерьи Этакера, выступившего редактором отдельных томов KK, и издало сборник ежедневных комиксов Джорджа Херримана в формате, более подходящем для чего-то коммерчески выгодного и массового. Этот сборник, в названии которого не просто так прокралось слово "красота", сам по себе является произведением искусства. Видно, что Fantagraphics оттянулись по полной, не скупясь ни на оформление, ни на презентацию материала, ни на качество полиграфии. По габаритам сборник копирует огромные тома CAPTAIN EASY Роя Крейна, а дизайн хоть и не был разработан Крисом Уэром, но ничуть не уступает тому, что был стандартом при издании KK (одна обложка с серебряным тиснением делает эту книгу одной из красивейших в портфолио издательства). В общем, этой книги не должно было существовать. На стадии планирования или даже питча кто-то из людей, ответственных в Fantagraphics за принятие решений, связанных с деньгами, должен был понурить голову и, разведя руками, сказать: "Идея, конечно, отличная, но мы не благотворительностью занимаемся. Никто это не купит". В ретроспективе, этот кто-то оказался прав: сейчас сборник можно купить за полцены на любых торговых площадках. Но как же приятно, когда издательство иногда делает то, что хочется, то, что всегда хотело сделать, а не то, что выгодно. В итоге Этакер дали отмашку и сказали: "Ни в чем себе не отказывай". Видимо, редакторы просто знали, что выпускают не обскурный мусор, нарочито маргинальную шнягу из семидесятых или комикс, о котором все вскоре забудут, а искусство обертке из комикс-стрипа. Если в истории комиксов и есть кто-то, кого не стыдно назвать гением в истинном значении этого слова, и если есть в медиуме одна вещь, которая возвышается над всеми жанрами, устоями, трендами, инновациями и прочим, то это, соответственно, Джордж Херриман и KRAZY KAT. И издают не просто сборник очерков, каких-то набросков или материалов, публикация которых заставит покойного автора вращаться в гробу, нет. Издают один из самых примечательных периодов в истории KK - и без того комикса великого, - сотни неопубликованных ежедневных стрипов, чье появление на свет окутано едва ли не мистическим флером, за тем лишь исключением, что "мистика" здесь заключается всего лишь в попытке осознать как именно Херриману удалось в течение девяти месяцев рисовать стрип столь необычный.


Предложение выше может озадачить тех, кто никогда ничего о KRAZY KAT не слышал, или слышал, но пока не поймет в чем тут дело и почему создание ежедневных стрипов, требующих меньшего внимания и усилий по сравнению с воскресными собратьями, мной описывается как подвиг. Все очень просто: получив полную свободу и возможность рисовать и писать что-угодно, Джордж Херриман решил не сбавлять обороты, а набрать их, выдав ежедневные стрипы, ни в чем не уступающие революционным воскресным в плане графики, дизайна, инноваций и юмора. Вам бы в голову не пришло сказать себе: "А давай-ка я начну рисовать в шесть раз больше, чем сейчас", будь вы успешным и независимым художником с нормальной личной жизнью и стабильным доходом. Но Херриман пожелал увидеть то, что находится за гранью возможного, узреть неизведанное, очистить разум и ступить на творческую территорию, не измаранную следами тех, кто обнаружил ее ранее. Результат его усилий собран в этой книге и это, поверьте, лучше видеть своими глазами. 


(На самом деле процесс создания ежедневных стрипов Херримана вообще кажется мне, как интроверту, чем-то напоминающим магию, а не труд. В двадцатых годах Херриман работал в студии с самыми умными, талантливыми и успешными картунистами своего времени. Все то время, что мужчины обитались в офисе, они либо шутили, либо болтали, либо рисовали стрипы, но обстановка даже в самые спокойные минуты была далека от "идиллической творческой". И каждый день, полный шуток, сплетен, подколов и попыток сломить редакторскую волю, Джордж Херриман в конце рабочего дня вставал из-за стола, на котором лежал законченный стрип (или даже два), оценке, критике и анализу которого я могу посвятить десять тысяч слов или вообще промежуток времени проходящий от пробуждения до коллапса на мягкие клавиатурные клавиши от изнеможения.)


На фото ниже сравнение габаритов издания с делюксом и обычным хардом. 



Сравнение габаритов с другого ракурса.





Этот сборник, даром что у него на обложке значится KRAZY & IGNATZ, не является частью полного собрания воскресных стрипов KRAZY KAT Джорджа Херримана, а является самостоятельным. 



Конечно же, для публикации столь крутого сборника было выбрано и самое одиозное фото художника. 



Скрипы предваряет вступительная статья Этакер, не особо информативная, но и не лишняя. О том, почему формат стрипов был выбран именно такой (сперва вертикальный, а потом - ландшафтный), не знал, наверное, даже сам Херриман, а упоминания относительно этой аномалии я не нашел даже в отличной биографии художника, написанной Майклом Тиссераном (а в ней были собраны все факты о жизни художника и развенчаны все мифы, которыми окружила его академическая элита от мира комиксов). 



Первые несколько десятков страниц посвящены ранним ежедневным стрипам.




Затем в секции "Liberated Kat" показаны поздние стрипы Херримана, уже владеющего всеми техническими приемами, сделавшими его одним из самых влиятельных карутнистов в истории.

Эти стрипы, кстати, тоже включены в сборник не просто так. В этот период творчества Херриман вдруг решил, что хочет рисовать только вертикальные ежедневные стрипы, что он и делал на протяжение целого года. И, опять же, никто не знает почему так было или почему никто этому не воспротивился. 





А это уже секция, посвященная тем самым панорамным стрипам.



Как и воскресные большие стрипы, ежедневные стрипы Херримана этого периода являются сущим концептуальным ураганом. Херриман испытывал на прочность все: функцию панелей, их форму, их значение как часть цельной картины, негативное пространство, задники панелей, геометрию, нарратив и его вариации, подтекст, диалоги, функцию пузырей с текстом, ритм и прочее. 






Только Херриман умел рисовать стрип в неуловимом ритме, который невозможно увидеть, но можно почувствовать. Его KRAZY KAT не просто так часто сравнивают с джазом. Это и импровизация, и строгий набор минималистических правил, служащих, впрочем, не более чем отправной точкой для создания фантастически изобретательных стрипов.






А ведь помимо арта в стрипе присутствовали и диалоги, да еще какие! Будучи поэтом, имеющим приличное образование (Херриман обожал Шекспира, к примеру), художник обладал на удивление глубокими познаниями в языке, составляя длинные аллитерационные предложения, заставляя героев обнажать душу всякий раз, когда они открывали пасть, умел рассказывать шутки и равнозначно хорошо умел нагнетать драму, а больше всего любил смешивать серьезное и несерьезное.





В воскресных стрипах это возможно проследить чуть лучше, но и глядя на эти ежедневные эпизоды KRAZY KAT, можно увидеть, как Херриман радовался тому, что он умеет делать, изобретая на ходу новые способы подачи информации, и, порой, боролся со скукой также, как и мы, рисующие завитки на бумаге для заметок во время не особо интересного телефонного разговора. Он следовал туда, куда его приведет собственное воображение и не боролся с ним, когда оно подчас рождало чудовищ. Посмотрите на окантовку отдельных панелей и бэкграунды. В комиксе, выходящем в 1920 году Херриман даже пытался нарисовать то, что ныне зовется пиксельартом. Он обрамлял панели какими-то узорами, иногда вылезающими на первый план. Он рисовал необычные растения, обладающие неизъяснимой притягательностью экспонатов авангард-выставок, и в каждой панели менял место действия. Он был способен нарисовать мир, живущий по своим условиям и убедительную сюрреалистическую реальность. Все это было продуктом творчества человека, работавшего много и каждый день, и, благодаря своим усилиям и таланту, однажды покинувшего границы жанра и угашавшего много миль по направлению в неизвестность. Херриман был пионером и революционером. И эти стрипы тому доказательство.




Вы можете выбрать один из этих стрипов и, если вы увлекаетесь комиксами и интересуетесь тем, как они создаются, провести с ним день, как проводят день с другом. Они не являются примером сухого искусства, чистой практики, помноженной на годы и в итоге лишившегося собственной индивидуальности, собственного ущербного великолепия, скорее наоборот - редко когда удается увидеть что-то настолько же живое, насколько и прекрасное. 




В этом издании также опубликовано либретто джазового балета/пантомимы KRAZY KAT, поставленной в 1922 году. С выходом постановки Херримана, если не ошибаюсь, поздравил большой поклонник стрипа писатель П.Г. Вудхаус. Реставрация арта либретто выполнена на том же высоком уровне, что и во всем издании: можно различить индивидуальные штрихи, нет просачивания текста/рисунка сквозь газетную бумагу и сопутствующих дефектов, все отсканировано в высоком разрешении с коллекционных ныне экземпляров программы. 




Еще один великолепный том самого лучшего комикса на земле. Салютую Fantagraphics!


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...