вторник, 17 октября 2017 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #87 - THE BEST OF PS MAGAZINE



Крупнейшей работой Уилла Айснера принято считать стрип THE SPIRIT, выходящий на протяжение двенадцати лет и собранный в двадцати пяти томах. SPIRIT создавался в сороковые годы (был закончен в пятьдесят втором), а в семидесятые, как известно, Айснер изобрел "графический роман", то есть крупное произведение, в качестве нарратива использующее текст и иллюстрации в равном объеме. А чем занимался художник в течение двадцати лет в перерыве между дебютной прорывной работой и созданием великих шедевров от мира комиксов мало кто знает. Меж тем Айснер как раз создавал свое самое крупное произведение - серию стрипов и иллюстраций, печатавшихся в журнале PS или Preventive Maintnance Monthly. Журнал под редакцией Айснера выходил двадцать лет, и для него художник нарисовал невероятное количество самых разных иллюстраций, варьирующихся в диапазоне от схем до постеров. Почему тогда о PS Magazine почти никто не знает? Дело в том, что журнал этот выходил только для солдат армии США, не переиздавался в сборниках с момента выхода, а весь оригинальный арт Айснера за двадцатилетний период на посту куратора издания был уничтожен. К счастью, все двести с лишним номеров теперь можно бесплатно скачать в самых разных цифровых библиотеках, а издательство Abrams даже выпустило сборник лучших иллюстраций Айснера для PS Magazine отдельным томом размером с молескин. 

Чем же был журнал и почему Айснер посвятил работе над ним двадцать лет? Сперва отвечу на второй вопрос. Айснера часто критиковали за то, что он работал на правительство - в самом Пентагоне, кстати - вместо того, чтобы сочинять стрипы и жить жизнью голодного, но независимого художника. Предприимчивый и в высшей степени рациональный Айснер на такие идиотские заявления плевал, говоря, что ему нужно содержать семью, но дело было не только в деньгах. В 1948 году Айснер сочинил свой самый знаменитый эпизод SPIRIT, а через год уже понял, что стрип исчерпал себя. Творческий кризис разрешился сам по себе: Айснера стал рисовать стрип JOE DOPE для армии США, который позже переехал в PS Magazine. Работа над журналом кардинально отличалась от создания стрипа, поэтому Айснер каждый месяц учился чему-то для себя новому и, похоже, был этому рад (как был рад он и службе и всему, что ей сопутствовало - все двадцать лет на посту художника журнала Айснер числился на военной должности и таким образом поучаствовал аж в двух войнах, Корейской и Вьетнамской). К тому же Айснер на примере стрипов, сочиненных для журнала, успешно доказывал всем, что формат комиксов является идеальным для создания обучающих материалов. 


PS Magazine был журналом, выпускаемым специально для армейского состава армии США. Он был посвящен исключительно вещам, которые нужно было знать каждому солдату, плюс содержал солидную порцию сатиры и кучу полезной информации. Айснер рисовал для журнала выпуски JOE DOPE, являющиеся одновременно самостоятельными историями, сатирой (за которую начальство постоянно отчитывало художника) и очень круто нарисованными инструкциями; иллюстрации к обучающим материалам; схемы и прочее. Айснер в жизни очень плохо разбирался в технике и, как и подобает художнику, гвоздя в стену забить не мог, но со временем поднаторел в технических вопросах, много поездил по миру именно с целью достоверного описания того, с чем ему приходилось работать, и вскоре уже сам указывал начальству на промахи в проектировании, например, танков. Он месил грязь в военных лагерях в Южной Корее, наблюдал солдатский был, разбирал оружие и впитывал знания о тактике. Все это непосредственно нашло отражение в иллюстрациях для PS Magazine. Его рисунки были настолько точны, что они неоднократно спасали жизнь обычным солдатам: Айснер сам говорил, что однажды во время командировки к нему подошел огромный мужчина и признался, что комикс из PS Magazine спас ему жизнь (мужчина был водителем армейского автомобиля, заглохшего посреди сражения; под огнем солдату удалось починить автомобиль, вспомнив инструкции из журнала, и благополучно скрыться). В JOE DOPE Айснер же тащил все то, что сделало его королем графической прозы. Он глубоко понимал обычных людей, любил сочинять сложных героев и конфликты, и все это изображал на страницах комиксов о пользе чистки ружей или посвященных методам промывки карбюраторов. В общем, стрипы и иллюстрации Айснера для журнала безусловно являются вещами крайне любопытными, не говоря уже о том, что профессионально нарисованными - художник покинул SPIRIT на пике творческих способностей, поэтому все двухстраничные развороты и постеры из PS Magazine выполнены высочайшем уровне. 


Сборник выпустило издательство Abrams, специализирующееся на необычных изданиях. Сама книга вышла именно в том формате, в котором выходил сам журнал - 5х7". По сравнению с обычными изданиями, рассматриваемыми в рамках этой рубрики, она выглядит крошечной, но издана она на славу. 


На фото ниже - сравнение габаритов издания с делюксом и обычным хардом.

 

Сравнение с другого ракурса.





Abrams с пиететом подходят к изданию своих книг, так что не удивляйтесь глянцевой бумаге и иллюстрации на внутренней стороне обложки, на которой изображены комиксы Айснера. Архив PS Magazine в переплетах принадлежал лично Айснеру. 





Краткое предисловие к изданию написал Эдди Кэмпбелл, грамотно и интересно рассказавший об истории PS Magazine и работе Айснера. Он же отобрал все иллюстрации для издания, перелопатив 227 номеров журнала.



Издание поделено на три части. Это первая, рассказывающая о непростых первых годах журнала. Тогда издание могли закрыть, а промежутки между выпусками могли составлять два года. 




Это иллюстрации из самого первого выпуска журнала. Учимся правильно распределять вес в грузовой машине.



Айснер регулярно рисовал вот такие развороты, чаще всего несущие как развлекательную функцию, так и предупреждающие солдат о последствиях несоблюдения устава и предписаний. 


Весь PS Magazine - это кладезь знаний, о которых тебе рассказывают - тут с Айснером и не поспоришь - очень доступно, поскольку почти вся информация подается так, как на фото внизу.





Если помните, за внимание Дэнни Кольта в SPIRIT боролись множество красивых женщин, которых Айснер умел и любил рисовать. В JOE DOPE ради привлечения внимания солдат были добавлены героини Кенни и Бонни. Тут Айснер опять попал точно в цель. Солдаты любовались красивыми нарисованными девушками, но начальство постоянно отчитывало Айснера за пин-ап постеры. Особенно художнику досталось за картинку, опубликованную на фото ниже.





Айснеру не чужд был юмор. Не то чтобы я этого не знал - в SPIRIT было полно комедийных эпизодов, а в поздних работах Айснера юмор шел рука об руку с драмой, но в PS Magazine полно именно гэгов. 




А это Айснер "играет мышцами". Очень жаль, что никто не планирует издать хотя бы пару томов иллюстраций из PS Magazine. 












Кстати, над PS Magazine работал не только Айснер. Над журналом трудились множество именитых авторов комиксов, подменяющих Айснера или же рисующих самостоятельные иллюстрации.







Совершенно очаровательная маленькая книга. Пожалуй, она входит в число обязательных книг Айснера, которые нужно купить и прочесть (наряду со Spirit Archives и "нортоновской" трилогией). 




Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...