суббота, 2 июня 2018 г.

PARADISE LOST - CHAPTER 3, PART 2



В течение 1920-х годов не было в индустрии человека, понимающего вкусы читателей лучше, чем Джозеф Медилл Маттерсон. Будучи главой синдиката Chicago Tribune-New York News, он запустил несколько серий стрипов, пользующихся невероятной, бешеной популярностью. И хотя все эти серии были уникальными, их объединяло одно очень важное качество: читателям этих стрипов раз за разом, день за днем давался веский повод купить новый выпуск газеты и прочитать о новых похождениях любимых героев. Читатели заглатывали не только наживку и крючок, но и блесну; их день не мог считаться полноценным, если они не навещали своих рисованных друзей на газетных страницах.


Паттерсон и его брат, Роберт МакКормик, стали редакторами и издателями газеты Chicago Tribune в 1914 году. Их взгляды сильно отличались – МакКормик был консерватором, а Паттерсон, скорее, социалистом, - но это не помешало им выстроить крепкую дружбу, основывающуюся на уважении, и не менее крепкий бизнес. МакКормик по большей части занимался всеми финансовыми и деловыми вопросами, а Паттерсон направил свой талант в редакторское русло, активно экспериментируя с содержимым газеты. Во время Первой мировой войны Паттерсон записался рядовым в армию, дослужившись за несколько лет до чина капитана артиллерии.



После возвращения с европейских полей битв, Паттерсон в 1919 году запустил Illustrated Daily News в Нью-Йорке (но продолжал жить в Чикаго вплоть до 1926 года). Стрип The Gumps был напечатан на пятнадцатой странице первого выпуска газеты, и с тех пор оставался важнейшим элементом таблоида. Когда Паттерсон в 1923 году добавил к изданию восьмистраничную секцию с цветными стрипами, тираж газеты вырос на 65000 копий.



Паттерсон играл активную роль в производстве стрипов. Он регулярно проводил встречи с работающими на него картунистами и вносил изменения в стрипы, особенно если те были на ранней стадии производства. Его меткие советы обрели легендарный статус.



The Gumps был стрипом, которому синдикат Паттерсона был обязан своей славой, и в течение 1920-х годов The Chicago Tribune так и называли – «газетой Гампа». Сидни Смит утверждал, что идея серии принадлежит ему, но, кое-кто из историков утверждает, что стрип был детищем Паттерсона с самого начала публикации. После своего дебюта в 1917 году, The Gumps быстро эволюционировал, став прототипом мыльной оперы в комиксах, хроникой жизни обычной семьи, ничем, по мнению Паттерсона, не отличавшейся от семей читателей газеты.



Стрипы – не только The Gumps Смита, но, и например, Krazy Kat, который обожал читать на совещаниях президент страны, – кстати, оказывали невероятное влияние на нацию. В 1923 году в Миннеаполисе была приостановлена работа Торговой Палаты, чтобы брокеры могли быстро сбегать к газетному киоску и узнать, не удалось ли наконец Вдове Зандер захомутать богатого дядю Энди Гампа, Бима. Когда другой персонаж The Gumps, Мэри Голд, «умерла» 30 апреля 1929 года, вся страна погрузилась в траур. Когда у принца Вэлианта, героя стрипа Хэла Фостера, родился первенец, об этом было упомянуто в сотнях изданий.



В мае 1919 был запущен второй стрип, который помог спродюсировать Паттерсон – The Love life of Harold Teen Карла Эда. Главный герой стрипа был олицетворением «ревущих двадцатых», модником и пижоном, стильно одевающимся и обладающим хорошо подвешенным языком. Стрип был таким причесанным видением молодого человека той эпохи, за чьими старательно редактируемыми приключениями было интересно следить всей семье. Winnie Winkle не был первым стрипом, героем которого была работающая девушка (этот титул принадлежит жутковато выглядящему творению А. Хэйварда Somebody's Stenog о девушке-стенографистке). Стрип Мартина Браннера дебютировал 20 сентября 1920 года, незадолго до национальных выборов, в которых впервые в истории могли принять участие женщины. Эра эмансипации набирала обороты, что отражалось в десятках стрипов, чьими героями были девушки, часто занимающие различные должности и выступающие в непривычных тогда образах, далеких от традиционных «матери», «хранительницы семейного очага» или «матриарха». Новые персонажи стрипов были созданиями бойкими и уверенными в себе, обворожительно прекрасными, независимыми и умными. Винни Винкль, например, работала стенографисткой и помогала семье – старику Рипу, мудрой Ма и брату Перри. Винни всегда одевалась модно, меняя наряды каждый день, но была девушкой экономной  поэтому все платья шила самостоятельно. Стрип Браннера был настолько успешным, что Daily News вскоре стали именовать «газетой стенографистки».

Harold Teen.
Winnie Winkle.
Somebody's Stenog.


Впервые каст героев легендарного Gasoline Alley – Уолт Уоллет, Билл, Док и Эвери – был представлен публике кучкующимся в тесной панели в самом низу воскресного стрипа Фрэнка Кинга The Rectangle. Спустя полгода Gasoline Alley стал ежедневным стрипом, стартовавшим 24 августа 1919 года. Полтора года Кинг работал над серией самостоятельно, а затем Паттерсон решил, что стрипу чего-то недостает. Решив, что этим «чем-то» является внимание со стороны читательниц, Паттерсон приказал Кингу «быстро вписать в сюжет ребенка». В 1921 году, в день святого Валентина холостяк Уолт обнаружил у себя на пороге кричащий сверток; позже он назвал сына Скизиксом. Творение Кинга приобрело славу первого стрипа, в котором герои стареют в реальном времени. В течение почти целого века (стрип выходит до сих пор) Gasoline Alley был хроникой тихой семейной жизни, и заслужил признание за свой мягкий юмор, удивительную атмосферу воскресных выпусков, непревзойденный арт и гуманизм.












Gasoline Alley. Бессмертная классика.

Следующим картунистом, которому Паттерсон помог встать на ноги, был Уолтер Берндт, работавший в New York Journal. Следуя приказу Паттерсона, Берндт изменил название своего стрипа Bill the Office Boy на Smitty (название было выбрано случайно – художник просто открыл телефонный справочник и ткнул пальцем в первую попавшуюся фамилию). Год Берндт писал стрип как считал нужным, но затем Паттерсон попросил «добавить в стрип драмы» и заставить начальника Смитти ошибочно уволить его за мелкую кражу. Сюжетный ход сработал, и стрип, набрав популярность, продолжал выходить в течение последующих пятидесяти лет. Берндт стал неофициальным «скаутом» Паттрсона, выискивая новые таланты и вербуя неопытных художников.

Smitty.

В 1923 году Паттерсон нуждался в стрипе, способном конкурировать с сенсационным Barney Google Билли ДеБека. После недолгих раздумий выбор его пал на ассистента ДеБека, Фрэнка Уилларда. 



Barney Google.

Moon Mullins дебютировал 19 июня 1923 года, и со временем стал если не ровней выдающемуся стрипу ДеБека, то как минимум успешным и уважаемым творением. Действие его разворачивалось в пансионе, населенном сплошь эксцентричными героями, а главным героем был бывший заключенный Самогонщик Маллинс - хитрый и ловкий тип, жадный до наживы. Имя герою подарил сам Паттерсон, адаптировав термин, которым во времена сухого закона обозначали контрафактное спиртное.

Moon Mullins.

Самым же лучшим стрипом синдиката Паттерсон стал выдающийся Little Orhan Annie Гарольда Грея, стартовавший 5 августа 1924 года. Грей, в течение пяти лет помогавший Сидни Смиту рисовать The Gumps, постепенно копил идеи для собственного стрипа, экспериментируя с ними и периодически показывая наброски начальству. Согласно легенде, когда Паттерсон увидел героя стрипа Грея Little Orphan Otto, он воскликнул: «Он выглядит как девчонка! Наряди его в юбку и мы назовем стрип Little Orphan Annie». Под покровительством Паттеросна Грей создал уникальный стрип, в котором в равных пропорциях мешались пафос и юмор, социальные комментарии и приключения. Творение Грея выдержало восемьдесят шесть лет публикации и ныне считается классикой.



Little Orphan Annie.

Стрипы синдиката Chicago Tribune-New York News во многом были олицетворением тематических жанров, доминировавших в комиксах в течение 1920-х годов. В основу некоторых серий были положены осовремененные тренды уходящей эпохи, другие были парадом свежих идей. Их успех породил сотни имитаций, быстро расползшихся по газетным страницам.
Семейные стрипы вроде The Nebbs или The Bungle Family копировали проверенную формулу The Gumps. Smitty напоминал комикс King Features Jerry on the Job, стартовавший в 1913 году. Tillie the Toiler стал преемником Winnie Winkle и уже сам породил массу второразрядных подражаний. Moon Mullins был ответом Barney Google Билли Дерека. Etta Kett читали те же подростки, что любили Harold Teen. Ella Cinders и Little Annie Rooney напрямую заимствовали элементы сюжета у стрипа Гарольда Грея. Только Gasolie Alley никто не имитировал, что, в общем то, неудивительно, учитывая тот факт, что стрип Кинга невозможно было разобрать на части, не угробив, а тягаться с художником в мастерстве изображения природы (в том числи и людской) в двадцатые годы не мог никто.








Двадцатые годы во многом сформировали индустрию стрипов. Раньше это был колосс на глиняных ногах – диковинка, внезапно приобретшая популярность, но готовая кануть в лету в любой миг. Теперь это был бизнес, сложный и комплексный, но неизменно процветающий.



Если меня попросят назвать самый важный тренд двадцатых годов в комиксах, я, пожалуй, укажу на зарождение приключенческих стрипов. Жанр, который будет доминировать в течение последующих тридцати лет, действительно сформировался в середине 1920-х. Рваное континьюити было частью стрипов с самого начала их существования. Желтый Малыш еще в 1897 году в течение восемнадцати недель путешествовал по миру, а Фредерик Оппер использовал в стрипе Aphonse and Gaston фразу “продолжение следует” уже в 1903 году. Клиффхэнгер как сюжетный элемент довели до совершенства Чарльз Калес, автор Hairbreadth Harry, и Бад Фишер. Midget Movies Эда Уилана, стартовавший в 1918 году, был первым комиксом, в котором герои – цирковая труппа – разыгрывали представления в жанре вестерна, детектива и приключенческой комедии – в тех самых жанрах, что станут безумно популярными в тридцатых годах. К концу двадцатых почти все юмористические стрипы отбросили формат «gag-a-day». Теперь все авторы писали истории с продолжением, способные длиться недели и даже месяцы.


В середине двадцатых вышли несколько комиксов, принципиально отличающихся от обычных приключенческих серий наличием в них смертельной угрозы герою или героине – такой метод создания сюжетов, опять же, вскоре станет стандартом. Малышка Энни, к примеру, часто попадала в опасные ситуации, но только в тридцатых годах угрожающее жизни насилие – неотъемлемая часть классики приключенческих стрипов – станет частью стрипа Гарольда Грея.



Насилие в стрипах не возникло из вакуума. С одной стороны оно было отражением действительности (в двадцатые Америка пережила сухой закон с его бутлеггерами, гангстерами и дележом территорий, и Великую Депрессию, мигом превратившую миллионы граждан в безработных нищих, идущих на все, ради возможности накормить семью), с другой – активно развивающимся в искусстве трендом. В 1920 году был запущен журнал «Черная Маска», для которого писали все отцы основатели жанра «крутой детектив» (Кейн, Хэммет и Чандлер), и палп литература, обладающая жуткой притягательностью, стала набирать все большую популярность. Все это не могло не сказаться на комиксах, впитывавших в себя все то, чем живет простой народ.


А в комиксах меж тем произошло событие едва ли не библейского значения. В 1925 году Честер Гамп, семилетний сын Энди и Минервы Гамп, отправился в путешествие по южным морям. Этот сюжет был написан Брендоном Уолшем, нарисован Стенли Линком и публиковался только в воскресных выпусках стрипа. В одном из эпизодов Честер, которому помогал верный слуга Чин Чонг, выстрелил в одного из местных вождей из пистолета и по всей видимости убил его (нам намекали, что за кадром пуля таки поразила цель). Согласно Биллу Блэкбирду это было «первым кровопролитием в бою в истории комиксов».
Перестрелки активно изображались и в стрипе Phil Hardy, созданном Джеем Уильямсом и Джорджем Стормом в 1925 году. Так в одном из выпусков стрипа Фил оказался в центре перестрелки, устроенной командой моряков, и был изображен палящим из револьвера.



Родоначальником приключенческого стрипа считают Роя Крейна, чей стрип Wash Tubbs стартовал 21 апреля 1924 года. Начинался стрип как довольно беззубая пародия, но Крейн быстро устал от написания коротких шуточных эпизодов, описывающих любовную жизнь Уошингтона Таббса III, и быстро отправил своего героя на поиски сокровищ, спрятанных где-то в Австралии. В течение последующих пяти лет герой Крейна путешествовал по миру, богатея и разоряясь, гоняясь за прекрасными девушками и выпутываясь из передряг. В 1927 году сюжеты стрипа стали куда более интенсивными, а Крейн не стеснялся изображать насилие и угрозу. Трансформация серии была практически завершена.


6 мая 1929 года в подземельях вымышленного европейского государства Канделабры Уош познакомился с бродячим солдатом удачи по имени Капитан Изи. Капитан удачно дополнил стрип, являясь полной противоположностью Уошу – взрослым героем с кулаками размером с арбуз и квадратной челюстью. После того, как искатели приключений проложили себе путь к свободе, дуэт не расставался никогда.



Роберт Харви заявляет: «Невозможно переоценить влияние этого героя на тех, кто писал и рисовал приключенческие стрипы в тридцатые годы». Прямыми наследниками Капитана можно считать Пэта Райана, корсара из божественного стрипа Мильтона Каниффа Terry and the Pirates, а заодно и Кларка Кента и Брюса Уэйна в комиксах. Изи был прототипом реалистичного героя: он не только побеждал, но и терпел поражения, не только был колким загрубевшим авантюристом, но и отзывчивым другом. В 1933 году Крэйн переименовал воскресный стрип в Captain Easy - Soldier of Fortune, и, ведя оба стрип параллельно, создал свои самые памятные сюжеты.


Даже спустя девяносто лет Captain Easy остается величайшим приключенческим стрипом.

Перелет через Атлантический океан Чарльза Линдберга в мае 1927 года стал международным событием, широко освещаемым в прессе. Художники стрипов быстро смекнули, что профессия авиатора в глазах публики обрела тот же мифический флер, что окутывал рыцарей, ковбоев, солдат удачи, боксеров и плейбоев. Tailspin Tommy Гленна Чаффина и Хэла Форреста, Tim Tyler's Luck Лаймана Янга и Skyroads Лестера Мэйтленда и Дика Калкинса были в числе первых стрипов, появившихся спустя всего несколько лет после совершения Линдбергом перелета. Героями всех трех стрипов были отважные молодые люди, а самолетам и воздушным судам в них было уделено внимания едва ли не больше, чем сюжету.



Tailspin Tommy.


Tim Tyler's Luck.


Skyroads.

7 января 1929 года считается точной датой рождения приключенческого стрипа. В этот день дебютировали два классических стрипа: Buck Rogers, считающийся первым научно-фантастическим стрипом, и Tarzan Хэла Фостера – один из первых, нарисованных в реалистичном ключе. По отношению к комиксам теория большого взрыва неприменима, но нельзя не отметить, что в течение короткого отрезка времени в конце 1920-х годов в жанре произошли очень важные изменения. Долгое царствие юмористических стрипов подходило к концу, а на страницах газет гэги уступали место «крови и грому».







Buck Rogers. 













Tarzan Хэла Фостера. В конце 20-х годов этот стрип, Buck Rogers и Captain Easy возвестили о начале новой, самой успешной эры стрипов. 



В под конец десятилетия произошло еще одно печальное событие, сильно повлиявшее на газетный бизнес. 24 октября 1929 года в «Черный Четверг» американская биржа рухнула. Миллионы людей лишились средств к существованию, а экономика получила удар, от которого еще долго не могла отойти. Сюита массовой истерии достигла крещендо, когда брокеры начали выпрыгивать из окон небоскребов. Хэл Фостер, который и сам вложил деньги в ценные бумаги и едва не разорился, стал свидетелем четырех самоубийств, одно из которых произошло во время делового ланча – тело брокера упало на стоящий рядом стол. Скорее всего свидетелями столь депрессивной картины стали еще многие жители крупных городов.


И хотя тиражи газет в течение Великой Депресси оставались относительно высокими, рекламный бизнес почти вымер. В 1930 году наблюдалось пятнадцатипроцентное падение прибыли с рекламы  в газетах. В 1931 году этот показатель достиг двадцати четырех процентов. Годом позже – сорока процентов. В 1933 году падение продолжилось, и рекламная прибыль снизилась почти вдвое. В течение второй половины тридцатых годов бизнес начал восстанавливаться, но множество изданий и газет закрылось навсегда.


В те жуткие времена комиксы оставались одним из немногих постоянных фичеров в газетах. Если в чем и проявлялась тогда стабильность, так это в графике публикации очередного выпуска любимого стрипа. Картунисты справились с трудностями, попутно придумав самые известные серии в истории. Комиксы помогли Америке пережить Депрессию.

(продолжение следует)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...