воскресенье, 3 июня 2018 г.

PARADISE LOST - CHAPTER 4, PART 2



По большей части популярные стрипы обладали завидным долголетием. Editior & Publisher в 1938 году сообщил, что на тот момент в газетах публиковалась тридцать одна серия стрипов, запущенная до 1920 года. Среди любимцев публики были The Katzenjammer Kids (стартовавший в 1897 году), Little Jimmy (1904), Hairbreadth Harry (1906), Mutt and Jeff (1907), Toonerville Folks (1908), Slim Jim (1910), Polly and Her Pals (1912), Brining Up Father (1913), Krazy Kat (1913), Abie the Agent (1914), Freckles and His Friends (1915), The Gumps (1917), The Bungle Family (1918), Toots and Casper (1918), Harold Teen (1919), Barney Google (1919), Thimble Theater (1919)и Gasoline Alley (1919).





Polly and Her Pals. На пике стрип был ровней Krazy Kat.


Все эти серии были традиционными юмористическими стрипами. В тридцатых годах их царствию стал угрожать новый жанр – приключенческий стрип, быстро набирающий популярность у читателей. Достоинства и недостатки обоих стилей тут же начали обсуждать редакторы, художники и сценаристы. Порой их дебаты были цивилизованными, порой напоминали откровенные нападки. 


В мае 1936 года в статье, опубликованной в журнале Forum, Джон Раян безжалостно атаковал новый вид комиксов, изображающих «садизм, каннибализм, скотоложство. Откровенный эротизм. Пытки, убийства, похищения, монстров, безумцев, существ, бывших полу-людьми, полу-зверями. Дешевую мелодраму, истории о преступлениях и преступниках, экстравагантные путешествия по странным землям иных планет, интимные истории… Вульгарщину, дешевый юмор и еще более дешевую смекалку. Сентиментальные истории, созданные для слабого ума. Мерзость в мыслях и поступках. Все это день за днем, неделю за неделей поглощают американские дети». 


Критика приключенческого жанра, как и критика ранних стрипов, существующих в начале века, как видите, была схожей. Традиционалисты вопили, что комиксы развращают детей и когда сами стрипы были невинны чисты, и когда они стали реалистичными и правдоподобными, и сейчас, когда проще обвинить в чем-то вымысел, чем столкнуться с осознанием, что из тебя вышел плохой родитель. И будем честны, львиная доля протестующих против сатанинской музыки/жестоких фильмов/выставок эротических фотографий/комиксов и прочего, якобы калечащего юные умы детей, состоит из людей, понятия не имеющих о развитии своего ребенка, но прикрывающихся ложью ради извлечения максимальной выгоды из ситуации (или просто людей недалеких). 


Но вернемся же к журналу Forumи его читателям. В апрельском номере журнала за 1937 год был опубликован опрос взрослых читателей, проголосовавших за свои любимые комиксы. В порядке убывания это были: Little Orphan Annie, Popeye, Dick Tracy, Brining Up Father, The Gumps, Blondie, Moon Mullins, Joe Palooka, Li’l Abner, Tillie the Toiler, Dan Dunn, Gasoline Alley, Henry и Out Our Way. Только три стрипа из этого списка являются приключенческими – Dick Tracy, Joe Palooka и Dan Dunn


Создатель Joe Palooka, Хэм Фишер, встал на защиту своих коллег: «Многие из современных комиксов настолько прекрасно написаны и нарисованы, что они привлекают внимание взрослых читателей куда сильнее, чем в прошлом. Многие стрипы сейчас занимают в сердцах старшего поколения то место, что было отведено для их любимых писателей».




Приключенческий стрип и правда сильно отличался от стрипа юмористического, который считался традиционным. Главными отличительными чертами приключенческого стрипа были реалистично нарисованные герои и локации, рисунок, выполненный в масштабе, высочайшее техническое мастерство художников-создателей. Первым поколением художников-реалистов были авторы, работающие в рекламном бизнесе, иллюстраторы и художники. Профессионалы, годами рисующие коммерческие заказы, просто обязанные выглядеть безупречно. Рисующие с натуры творцы, часами корпящие над композицией и эстетикой кадра. Поклонники Рембрандта, Караваджо и Мухи. Почитатели Лейендекера. Ученики Джозефа Клемента Колла, Артура Рэкхема, Ньюэлла Конверса Уаейта. Среди самых влиятельных авторов приключенческих стрипов часто называют триумвират Хэла Фостера, Мильтона Каниффа и Алекса Рэймонда. Каждый из них оказал на американские комиксы огромное влияние и каждый нарисовал как минимум по одной серии, считающейся общепризнанной классикой.


Основоположником реалистичных стрипов называют Хэла Фостера. Фостер взялся за создание Tarzan of the Apes уже будучи успешным иллюстратором, имеющим  за плечами опыт в рекламном бизнесе, обучение в престижной академии искусств и довольно суровую школу жизни. Адаптацию бестселлера Эдгара Райса Берроуза художник провел сам, руководствуясь только чутьем. Фостер создал около семидесяти иллюстраций в книжном стиле, то есть лишенных captions и пузырей с текстом. Все слова были вынесены за пределы кадра, чтобы не отвлекать читателя от очень пристойного арта. После выполнения заказа Фостер вернулся к ремеслу создателя рекламных постеров, а Tarzan был опубликовал с 7 января по 16 марта 1929 года в ряде изданий.

Фрагмент воскресного выпуска Prince Valiant.


Стрип был успешным, поэтому Metropolitan Newspaper Service нанял Рекса Марстона на замену Фостеру, приказав тому продолжить производство Tarzan. Воскресный стрип был запущен 15 марта 1931 года, и скоро Фостера убедили вернуться и продолжить создание серии. В течение шести лет с 1931 по 1937 годы Хэл Фостер рисовал первый реалистичный стрип в истории, сделав тот сказочно красивым, эпическим и детальным.


После одного года работы в формате «full-page», Фостер быстро начал превращаться в того мастера-иллюстратора, которого мы знаем сейчас. Он экспериментировал с размером панелей, длинными панорамами и крупными планами. Фигуры его героев начали двигаться с неестественной плавностью и грацией. Он рисовал в реалистичном ключе, активно прорабатывая задники панелей, корпел над воссозданием нарядов той эпохи, достоверно воспроизводил архитектуру. Фостер был первым, кто привнес в комиксы технику «кьяроскуро», прежде используемую только в традиционной живописи. Техника эта характеризуется использованием черного цвета для придания рисунку глубины и реалистичности, и более светлых оттенков, создающих необходимый контраст. 


Фостеру в итоге надоело иллюстрировать откровенно слабые сценарии. Он был недоволен, что ему недоплачивают (а получал он 125в неделю), и, после безуспешной попытки воззвать к совести редакторов, решил сменить синдикат и начать производство собственного стрипа. В 1934 году он сделал несколько набросков серии, но порвал их, не будучи уверенным в соблюдении исторической достоверности. В 1936 году он сразу нарисовал свыше двух дюжин воскресных стрипов серии Derek, Son of Thane, и предложил серию своему редактору. Отказ синдиката United Features публиковать стрип Фостера считается одним из крупнейших провалов в истории индустрии. Уильям Херст же был большим поклонником Фостера, и быстро предложил художнику сотрудничество. Переименованный стрип Prince Valiant in the Days of King Arthur дебютировал в восьми газетах 13 февраля 1937 года. 








Эпик Фостера ознаменовал собой зарождение новой эпохи в комиксах. Обладая неограниченной свободой, Фостер начал создавать оригинальные сюжеты и запоминающихся, проработанных героев, превратив Камелот в фантастическое царство рыцарей и прекрасных дев, оплот доблести и чести, мир, напоенный приключениями и романтикой. Фостер создал, возможно, самый правдоподобный комикс, в котором все умопомрачительные локации были срисованы с фотографий, сделанных самим художником, а исторические детали неукоснительно соблюдались. В течение шестидесяти лет Prince Valiantявлялся вершиной графической литературы, еженедельно публикуемой в газетных приложениях.


Как и Фостер, Алекс Рэймонд был иллюстратором, чьи навыки преобразили жанр приключенческого стрипа. В течение тридцатых годов Рэймонд, влияние на которого оказали такие художники как Джон ЛаГатта, Франклин Бут и Мэтт Кларк, работал на King Features, подменяя основных авторов стрипов Tim Tyler’s Luck и Blondie. В какой-то момент Рэймонду поручили иллюстрировать три серии стрипов, которые должны были составить конкуренцию мега-популярным Tarzan, Buck Rogers и Dick Tracy. В январе 1934 года King Features запустил сразу Flash Gordon, Jungle Jim и Secret Agent X-9. Первому суждено будет стать классикой и – в исполнении Рэймонда – наиболее близким аналогом произведений Шекспира в стрипах. 






Легендарный Flash Gordon Алекса Рэймонда.


Jungle Jim постигла иная судьба и стрип незаслуженно был забыт, хотя в ходе публикации сумел заинтересовать множество поклонников приключенческого жанра. 




Jungle Jim.


Третий стрип, который писал сам Дэшиелл Хэммет, автор «Кровавой жатвы», успешно публиковался в течение многих лет, став, например, пиком творчества Эла Уильямсона. В конце 1935 года Рэймонд прекратил производство Secret Agent X-9 чтобы сосредоточить все силы на создании Flash Gordon (и Jungle Jim, публиковавшийся в виде топпера). Рэймонд много экспериментировал с дизайном стрипа и техниками изображения, в итоге остановившись на рисовании сухой кистью, что позволило превратить Flash Fordonв произведение искусства. В сороковых годах Рэймонд еще раз сменил стиль рисования, и его Rip Kirby от того же Flash Gordon отличается точностью, экономностью, более сбалансированной композицией. И хотя поклонники творчества Рэймонда спорят между собой о том, какой именно период его творчества был наиболее успешным, все сходятся во мнении, что он был невероятно одаренный художник, технически превосходящий практически всех своих коллег.




Secret Agent X-9.


И, наконец, Мильтон Канифф – художник, чьи инновации в плане графики оказали влияние на весь жанр комиксов. Канифф был суперзвездой. Его портреты печатал на обложке Time, а за подробностями его жизни следила вся нация. И он не просто был знаменит – Канифф создал величайший приключенческий стрип Terry and the Pirates. Первый успешный стрип, Dickie DareКанифф нарисовал уже в 1933 году. Издаваемый Associated Press, стрип рассказывал о фантастических приключениях двенадцатилетнего мальчика, встречающегося с классическими историческими фигурами, вроде Робина Гуда или генерала Кастера. В конце концов Дики прекратил мечтать о славе героя, пожелав стать им. Он решил стать пиратом, заручившись поддержкой своего друга Дэна Флинна, и вместе они отправились бороздить моря и океаны в поисках приключений и сокровищ. Стрип Каниффа, сильно смахивающий внешне на Tim Tyler’s Luck Лаймана Янга, привлек внимание синдиката Chicago Tribune-New York Newsи его главы Джозефа Паттерсон.



Dickie Dare.


Паттерсон дал молодому Каниффу неделю на создание нового стрипа, и предложил сюжет первого крупного арка: юный Терри и его друг, опытный искатель приключений Пэт Раян, бороздят Китай и сталкиваются с опасной и обворожительной предводительницей пиратов. Канифф учел пожелания, и через неделю представил множество набросков сценария, скетчей и зарисовок. Паттерсон был впечатлен и решил сменить название стрипа с Tommy Tucker на Terry and the Pirates. Ежедневный стрип начал публиковаться 22 октября 2934 года, а воскресные выпуски стартовали в декабре того же года. 


Поначалу стрип Каниффа сильно смахивал на Dickie Dare, но в течение первого года публикации Terry and the Pirates преобразился до неузнаваемости, став заметно взрослее, динамичнее и красивее. В то время Канифф делил свою манхэттенскую студию с коллегой, художником Ноэлем Сикелсом, который рисовал безупречный Scorchy Smith для Associated Press. Сикелс экспериментировал с техникой рисунка тушью, нанося крупные мазки, создавая  их помощью драматические тени и фигуры. Канифф (как и, например, Алекс Тот, боготворивший Сикелса) адаптировал эту технику под свои нужды, смешивая выверенную и зрелищную композицию, атмосферные эффекты и реалистичный стиль изображения с мощнейшим экшеном, драмой и саспенсом, которому бы позавидовали лучше триллеры. Канифф очень быстро становился не просто хорошим, но великим сочинителем. Все герои в Terry and the Pirates обладали сложными характерами, заставляющими читателей стрипа гадать, как они поведут себя в той или иной ситуации. В этом плане стрип Каниффа сильно отличался от предсказуемых приключенческих серий, где сюжет фокусировался на внешних спецэффектах, а не драматическом повествовании. Сюжеты Каниффа были быстрыми и захватывающими, а диалоги - правдоподобными и выверенными, бойкими и ироничными. 







В течение тридцатых годов Мильтон Канифф стал самым влиятельным художником в индустрии. Его стиль рисования превозносили и имитировали многие художники. Вот так силами Фостера, Рэймонда и Каниффа приключенческий жанр стал доминантным, пройдя в течение шести лет путь от смелого эксперимента на ниве повествования к вершине коммерческого Олимпа. Приключенческие стрипы теперь печатались в сотнях газет по всей стране, а их авторы зарабатывали огромные деньги.








Terry and the Pirates.


Дебаты между сторонниками и противниками приключенческих стрипов по сути были не важны. Газетные приложения в тридцатых годах были эклектическими миксом из уникальных серий, большая часть из которых не относилась ни к приключенческим стрипам, ни к юмористическим. Картунисты экспериментировали с бесконечными вариациями уже готовых формул.

Dick Tracy можно было назвать приключенческим стрипом, ведь основой его было насилие и ураганное действо, разворачивающееся в урбанистическом сеттинге, напоминающем криминальный Чикаго. Но классический стрип Честера Гульда, дебютировавший 4 октября 1931 года, был нарисован одновременно в реалистичной и очень экспрессивной манере. Эпическую битва добра и зла символизировал контраст между горбоносой, но гладкой физиономией детектива Трейси и невероятно гротескными, деформированными лицами злодеев преступного мира. Здания, транспортные средства и гаджеты Гульдом были нарисованы с вниманием к деталям, очень аккуратно и, кажется, едва ли не с одержимостью, которая порой овладевает людьми с обсессивно-компульсивными расстройствами психики. 



Успех стрипа Гульда породил на свет массу криминальных серий, включая Dan Dare, Radio Patrol, Secret Agent X-9, Red Barry и Charlie Chan.





Еще одним стрипом, отрицающим свою принадлежность к какому-то одному жанру, был Thimble Theatre. Серия Элзи Сигара в начале была лишь пародией на кинокартины. В течение двадцатых годов стрип был хроникой приключений клана Ойл – Наны, Кола, Олив и Кастора (ах, как бы мне хотелось, чтобы у меня была возможность сходу передать прелесть каламбуров Сигара!), а также жениха Олив – Хэма Грейви. 17 января 1929 года в стрипе появился очередной герой, бывший удалым моряком с невероятной физиономией и острым, как бритва языком. Трубка, с которой моряк не расставался, его непропорциональные предплечья и вечно перекошенная физиономия быстро полюбились читателям. Так моряк Папай быстро захватил контроль над стрипом, став его главной звездой. Сигар намешал в стрипе многое - сюрреализм, юмор философию, насилие – сделав отличительной особенностью серии длинные сюжетные арки, которые могли длиться месяцами. Стрип населяли сплошь гениальные персонажи с не менее гениальными именами: Джей Уэллингтон Хлюпик, Морская Карга, Алиса Громила, Папа Ют, Сладкаямлышка и Юждин Джип.


Thimble Theater.


Стартовавший 8 сентября 1930 года Blondie Чика Янга поначалу выглядел несколько старомодно. Он был прощальным любовным посланием эре джаза, а заодно и практически исчерпавшей себя теме красивых девушек в комиксах. Да, когда-то в комиксах стрипы, чьими героинями были красивые девушки, относились к отдельной категории, так много их было. К концу десятилетия, впрочем, Blondie был самым успешным семейным стрипом в мире, чья популярность обеспечила ему невероятное долголетие – стрип выходит по сей день. Поначалу дела у стрипа шли неплохо, но особых дивидендов он распространяющему его синдикату не приносил. Затем Янг решил встряхнуть серию, и заставил главную героиню стрипа, Блонди Бупадуп, влюбиться в Дагвуда Бамстеда, сына миллионера, решившего жениться против воли своих родителей. Чтобы опротестовать решение родителей, Дагвуд объявил двадцативосьмидневную голодовку, которая тянулась весь январь 1933 года, и за которой следили все больше и больше читателей. Бамстеды в итоге сдались, и одно из самых известных в истории комиксов бракосочетаний произошло 17 февраля 1933 года. Дагвуд отказался от родительских миллионов, и зажил жизнью обычного работяги, воспитывая детей и ругаясь с начальником. Его инстинкты оказались верны, а из Блонди вышла прекрасная жена. Сам Дагвуд породил как минимум один комиксный мем – «сэндвич дагвуда», названный так в честь самого героя и готовящийся по специальному рецепту: смешайте какао, спагетти, фрикадельки, помидоры, сосиски, мороженное, виноград и вообще что-угодно, прокрутите адскую смесь через мясорубку и положите меду двух ломтей хлеба. Ассистентом Чика Янга в тридцатые был Алекс Рэймонд, подаривший Блонди ее стройную фигуру и страсть наряжаться в модные платья. Остальные герои серии были нарисованы в мультяшном стиле, и какое-то время стрип выглядел несколько сюрреалистично, будучи смесью карикатуры и тщательно спланированного дизайна.





Blondie Чика Янга.


Дебютировавший 13 августа 1934 года Li'l Abner Эла Кэппа также изначально был не более чем сочетанием разных техник рисования, меняющихся по мере развития стрипа. В первых эпизодах Абнер был нарисован реалистично, но со временем его голова и ноги значительно увеличились в размерах, а фигура стала напоминать абрис персонажа мультфильма. Дэйзи Мэй, влюбленная в непрошибаемо глупого Абнера, быстро обрела пропорции фигуры, о которых мечтает любая девушка, а Мама и Папа Йокам, ее родители, стали ниже, шире и больше походили на карикатуры. У других героев также порой черты лица были непропорционально большими, а вот тела абсолютно нормальными. Общий эффект, которого добился Кэпп, назывался искаженный натурализм, что подчеркивалось темой самого самого стрипа, являющегося безжалостной сатирой.





С самого начала существования в стрипе Кэппа все герои были прописаны безупречно. Мама Йокам была деловитой, Папа был честным, Абнер был глупцом, а Дйэзи была романтичной. Кэпп создал уникальный стрип, чья комбинация комедии, драмы, приключений и юмора помогала удерживать внимание читателей на протяжение сорока трех лет публикации. Стрип Кэппа читали девяносто миллионов людей ежедневно, а Джон Стейнбек назвал картуниста «лучшим современным писателем Америки». 


Вообще тридцатые годы были плодотворным периодом для создателей комиксов. Газетные приложения, как заметил Брайан Уокер, напоминали «цирк с тремя аренами, на которых одновременно давали представления акробаты, клоуны, жонглеры и дрессировщики». Синдикаты выпускали десятки серий, исследующих весь спектр тематических возможностей и графических техник. 


 Joe Palooka Хэма Фишера был стрипом о боксере и его амбициозном менеджере. 




Mickey Mouse Флойда Готтфредсона был адаптацией диснеевских мультфильмов. 



Alley Oop  Винсента Хэмлина, начавшись как стрип в доисторическом сеттинге о смышленом неандертальце, в течение нескольких лет превратился в научно-фантастическую сагу неземной красоты, заодно став первой в истории серией, представившей концепцию межвременных путешествий. 






Henry Карла Андерсона и Little King Отто Соглоу основывались на пантомиме. Mandrake the Magican и Phantom Ли Фалька стали классикой приключенческих стрипов. 



Phantom.


Mandrake the Magican.

Oaky Doaks Ральфа Фуллера был юмористической версией Prince Valiant




Smokey StoverБилла Холмана был диковинной комедией, нашпигованной смешными каламбурами и загадочным арго. Smilin’ Jack Зака Мосли был стрипом об авиации, созданным профессиональным пилотом. Red Ryder Фреда Хармона был отменным ковбойским стрипом.



Дебютировавший 16 января 1939 года стрип Superman ознаменовал собой новые пермутации приключенческого жанра – теперь в нем нашлось место супергероическим мотивам. Буклеты, в которых публиковались графические истории, существовали как минимум с середины девятнадцатого века, но только в 1933 году современные комиксы обрели свою форму. Идея буклета размером с четверть газетной страницы принадлежит работнику Eastern Color Printing Company Гарри Уайлденбергу. Он заручился поддержкой нескольких синдикатов и приобрел права на публикацию нескольких серий в меньшем формате. Затем с ним связалась компания Proctor & Gambleи попросила Уайлденберга создать некий промо-буклет, который можно было бесплатно раздавать покупателям их продукции. Миллион копий Funnies on Parade – первого комикса в истории – было напечатано и распространено весной 1933 года. В конце того же года ECPC успешно провела эксперимент уже с продажей напечатанных буклетов комикса Famous Funnies: A Carnival of Comics, и вот так была рождена индустрия комиксов.





Вскоре издатели начали нанимать художников для создания новых комикс-серий, а не перепечатывать старые стрипы. В 1936 году сами синдикаты начали публикацию сборников издаваемых ими стрипов в новом формате «комикса». Затем в июне 1938 года вышел первый номер Action Comics, героем которого был Супермен, и началась эра супергероики в комиксах. В течение нескольких лет новостные стенды наводнили комиксы о героях, носящих цветастые костюмы. Тиражи комиксов достигли пика в начале пятидесятых годов, когда в год продавалось около 1,3 миллиардов комиксов. В тридцатых и сороковых годах комиксы уже стали полноценным конкурентом стрипов, оказывая огромное влияние на газетную индустрию. 


События мирового масштаба также оказывали влияние на американскую индустрию комиксов. Когда в сентябре 1939 войска Гитлера атаковали Польшу а Великобритания и Франция объявили войну Германии, стало ясно, что вынужденное участие в глобальном конфликте Соединенных Штатов было лишь вопросом времени. Когда американская нация готовилась к войне, издатели газет, руководители синдикатов и художники готовились к непростым временам. Артур Кроуфорд, генеральный менеджер синдиката  Chicago Tribune-New York News, в сентябре 1939 года заявил: «Наш опыт показывает, что читатели продолжат читать стрипы во времена катастрофы и национального кризиса». 


Картунисты и их творения сыграют свою роль в военной пропаганде. Стрипы станут вдохновлять на подвиги солдат и предоставлять утешение гражданским. Комиксы ненадолго перестанут быть волшебными историями, предоставляющими разуму убежище от жуткой реальности. 


(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...