пятница, 8 июня 2018 г.

PARADISE LOST - CHAPTER 6, PART 1



ГЛАВА ШЕСТАЯ

1950-1960

 К 1950 году жилищный кризис в США был разрешен. В этом же году было построено полтора миллиона новых домов. Доступное жилье в пригороде сделало мечту ветеранов Второй Мировой о браке, воспитании детей и владении частной собственностью явью. Строители и подрядчики откровенно не успевали возводить новые дома, поскольку чем активнее росла рождаемость (а между 1950 и 1959 годами в Штатах родилось тридцать миллионов детей), тем быстрее заселялись пригороды.


 Однако бэби-бум не привел к появлению новых серий комиксов, героями которых были бы дети. Юмористические стрипы для «детей всех возрастов» были основой индустрии еще со времен зарождения The Yellow Kid и The Katzenjammer Kids в 1890-х годах. Разве что теперь Dennis the Menace и Peanuts боролись за читательское внимание с Nancy и Henry.


 Наибольшее влияние на комиксы в пятидесятых годах оказало телевидение – еще один стремительно растущий медиум. В 1950 году только у трех миллионов американских семей в гостиной стоял телевизор – маленький, черно-белый и пузатый. За пять лет эта цифра выросла в десять раз. К 1959 году каждая семья в среднем проводила по шесть часов перед ставшими чуть крупнее и чуть цветнее отупляющими ящиками.


 Издатели газет нервничали. «Битва между газетой и телевидением, в отличие от битвы между радио и газетами, больше не ведется за деньги рекламных спонсоров», сообщал в 1951 году журнал Editor and Publisher. «Это схватка за читательское время, в которой все средства хороши». 


 Художников и  иллюстраторов, работающих на синдикаты, попросили не рекламировать новый медиум в стрипах. Один из издателей в Нью-Джерси даже выставил счет синдикату United Features, когда в стрипе Эла Кэппа Li’l Abner по нарисованному телевизору «показывали» шоу Мильтона Берия


 И все же, несмотря на запреты, комиксы, основанные на популярных тв-шоу, вскоре сами стали популярными. Скрипы Hopalong Cassidy и Howdy Doody дебютировали в 1950 году, а Dragnet и I love Lucy стартовали в 1952. Однако, как заметил Тони Мендез, создание стрипов на основе других медиумов было делом тонким: да, поначалу стрип гарантированно привлекал внимание читателей, знающих о героях и сеттинге, юморе и драме телевизионных сериалов, но как только серия стартовала, ей просто необходимо было поддерживать высокий уровень качества и не быть «калькой» тв-шоу.


Комикс даптация Hopalong Cassidy.

Комикс адаптация Howdy Doody.

Dragnet.
Обложка сборника I Love Lucy.


 Большинство из таких стрипов длились всего несколько лет – пустяк по меркам индустрии. Самыми же успешными были серии стрипов, отличающиеся оригинальными идеями, стрипы, предлагающие альтернативу телевидению. И все же телевидение значительно повлияло на комиксы и медиум в целом. В пятидесятых родилось как минимум два жанра, ставших основой стрипов – жанр «мыльной оперы» и gag-a-day– и оба они были обязаны телевиденью как мнимом частью своей привлекательности и популярности. 


 Успех Mary Worth в сороковых годах убедил редакторов синдикатов, что они могут переманить аудиторию радио-шоу в жанре «мыльная опера» - прекрасных дам, - предоставив им все те же интриги и любовные приключения, только красиво нарисованные и живо написанные. Так родились легендарные стрипы The Heart of Juliet Jones и On Stage




The Heart of Juliet Jones.



On Stage. Один из самых красивых стрипов в истории.

Как только стало очевидно, что жанры стрипов начали наслаиваться друг на друга и переплетаться, образуя нечто новое и доселе неисследованное, среди художников начали возникать споры относительно различий приключенческих и романтических стрипов. Аллен Сандерс, сценарист одновременно Mary Worth и Steve Roper, отметил, что сюжет романтических стрипов выстраивается вокруг эмоционального конфликта, в то время как приключенческие стрипы особо подчеркивали важность физической конфронтации. Редакторы верили, что читательниц интересуют дела амурные, а читателей – погони и пушки. King Features в рекламной брошюре даже разделил стрипы на категории: «комикс-стрипы» (Blondie), «приключенческие стрипы» (Rip Kirbyи «романтические и приключенческие стрипы» (The Heart of Juliet Jones).




The Heart of Juliet Jones.


 Вдохновением для художников новых сюжетных стрипов стали работы двух ветеранов приключенческого жанра, Мильтона Каниффа (Terry and the Pirates и Steve Canyon)и Алекса Рэймонда Flash Gordon и (Rip Kirby). Новые авторы заимствовали у классиков самое лучшее, смешивая кинематографичные композиции Каниффа с элегантным рисунком Рэймонда, создавая новый современный гибрид жанра. 


 В 1950-х годах индустрия комиксов переживала не лучшие времена, и множество художников, рисующих только комиксы, пополнило ранги авторов сюжетных стрипов. Газетные стрипы стали рисовать такие легенды, как Джек Кирби, Уолли Вуд и Лу Файн.


 Вынужденно стали художникам стрипов и многие авторы, занимающиеся коммерческой иллюстрацией. Выходцы одного рекламного агентства, Johnstone and Cushing, стали успешными создателями стрипов, оставив свой след в истории медиума. Бывшими иллюстраторами J&C были Стен Дрейк (The Heart of Juliet Jones), Леонард Старр (On Stage), Алекс Кошки (Appartment 3-Gи Нил Адамс (Ben Casey).




Apartment 3-G.


Ben Casey.


 Новые сюжетные стрипы как правило не чурались демонстрации насилия и секса, но все самые откровенные моменты в них были приглушены ради соблюдения приличий. Термин «мыльная опера» вскоре устарел – арт и сюжет новых стрипов стали куда сложнее и утонченнее, а художники стали использовать такие термины как «чистый», «серьезный» и «иллюстративный», описывая как свои творения, так и новый тренд – реалистичные арт и сюжет в стрипах.


 Вслед за сюжетными стрипами менялись и стрипы юмористические. Формула gag-a-day существовала на протяжение десятилетий, оставаясь незаменимой и не требующей внесения в нее изменений. Чик Янг превратил Blondie в блокбастер, просто рисуя новую шутку каждый день. Однако постепенно юмористические стрипы начали вытеснять с газетных страниц стрипы сюжетные, став доминантным жанром.


 В 1950 году журнал Time назвал пять великих газетных стрипов: Little Orphan Annie, Dick Tracy, Joe Palooka, Li’l Abner и Blondie. Только Blondie был стрипом в формате gag-a day.


 В 1962 году Бостонский Университет опубликовал исследование, согласно которому среди пятнадцати самых популярных стрипов – Blondie, Dick Tracy, Little Orphan Annie, Peanuts, Rex Morgan M.D., Dennis the Menace, Li’l Abner, Mary Worth, Nancy, Snuffy Smith, Beetle Bailey, Brenda Starr, Brining Up Father, Steve Canyon, Prince Valiant – семь относились к жанру «сюжетный», а восемь были «юмористическими». 


 Редакторы были убеждены, что продолжительность концентрации внимания у газетных читателей снизилась. Что публика теперь отказывается следить за длинными сюжетными арками, развитие которых могло занимать месяцы, когда по телевизору можно было глянуть полноценный эпизод телесериала за полчаса или час. Редакторы утверждали, что самодостаточные и короткие юмористические стрипы устраивают новое поколение читателей, взращенное на цветной рекламе и сериалах, больше, чем сюжетные. 


 Художники сюжетных стрипов всячески старались это опротестовать. «Самый лучший стрип в мире в плане популярности и привлекательности, это Blondie и вы можете пропустить его эпизод в любой день, ничего не потеряв», говорил Мильтон Канифф. «Но предположим, что стрип вас заинтересовал. Вы не можете пропустить очередной эпизод Rex Morgan потому что каждый день сюжет в нем движется вперед. Если вы его пропустите, вы будете наказанывы не узнаете какой-то важный фрагмент информации о сюжете».



Rex Morgan, M.D.


 И хотя Канифф был прав, редакторы с ним не соглашались. Они продолжали отбирать для публикации новые юмористические стрипы, жертвуя при этом сюжетными, а опросы, проводимые в газетах, кажется, только подпитывали их уверенность в собственной правоте. Как результат, синдикаты запускали все меньше и меньше стрипов с внятным, хорошо прописанным сюжетом.


 Между сентябрем 1950 и мартом 1951 года были запущены три серии стрипов, которые не только стали классикой, но и помогли в значительной степени преобразить ландшафт всей индустрии. Эти три стрипа повлияли на новую аудиторию комиксов и, начавшись довольно невинно, в итоге затмили Steve Canyon, Li’l Abner и Pogo в плане популярности.


 Создатели этих трех стрипов выбрали, кажется, единый путь к славе. Морт Уокер (Beetle Bailey), Чарльз Шульц (Peanuts) и Хэнк Кетчам (Dennis the Menace) выросли в годы Великой депрессии, запоем читали комиксы и мечтали о славе и деньгах великих картунистов. Все трое служили в армии во время Второй Мировой. Все трое начли свои карьеры, рассылая стрипы в формате gag-a-day в издания, вроде Saturday Evening Post и Collier’s. Серии всех троих в итоге печатались в более чем тысяче газет по всему миру и продлились свыше пятидесяти лет. 


Beetle Bailey стартовал всего в двенадцати газетах 4 сентября 1950 года. За первые полгода публикации лишь несколько газет захотели печатать забавный, но лишенный индивидуальности комикс. Синдикат King Features планировал закрыть серию после того, как истечет годичный контракт с Мортом Уокером. Как раз в то время на другом конце планеты начиналась очередная война, в которую вновь будут втянуты Штаты. Морт Уокер, не долго думая, заставил героя своего стрипа, студента Битла, записаться в армию. Фактически заново стартовавший стрип купили около ста газет, а Уокер быстро придумывал новых героев и в 1952 году стал рисовать отдельные воскресные выпуски серии в цвете.






Beetle Bailey.


 После окончания Корейской войны военное начальство пожелало усилить дисциплину среди солдат, и в тщетной попытке это сделать запретило публикацию Beetle Bailey, якобы исповедующего неподчинение офицерам. Стрип перестал печататься в Stars and Stripes, но на волне народной любви набрал еще сто газет, чьи страницы стали домом для Битла. Когда в 1953 году Морт Уокер заработал свой «Рубен» как «выдающийся картунист года», Beetle Bailey уже считался успешным и респектабельным стрипом, чей список клиентов рос на глазах.



Beetle Bailey.


 В начале пятидесятых Уокер был обеспокоен тем, что военная тематика его стрипа может быстро приесться читателям. Тогда он придумал двух героев, сестру и зятя Битла, Лоис и Хая Флэгстоунов, и отправил вояку погостить у них. Спустя две недели читатели стали требовать, чтобы Битл вернулся в армию, но Уокеру так понравилось описывать семейный быт, что он запустил второй стрип. И, что самое главное, нашел своего коллегу по ремеслу и соавтора, Дика Брауна.


 Hi and Lois, стартовавший 18 октября 1954 года, развивался понемногу, и разогнался только к началу шестидесятых, когда самая младшая дочка Флэгстоунов, малышка Трикси, стала первым в истории жанра «думающим ребенком» - персонажем, обладающим особым взглядом на мир, чьи мысли может видеть только читатель. Дик Браун заработал свой «Рубен» как «выдающийся картунист года» в 1962 году, и в течение восьми лет стрип набрал солидную аудиторию в четыреста газет.






Hi and Lois.


 С 1954 по 1968 годы тиражи Beetle Bailey росли. К концу десятилетия он стал выходить в 1100 газетах, обзаведясь всенародной славой и разросшимся кастом героев. Paramount адаптировала стрип в пятьдесят коротких мультфильмов, вышедших в 1963 году, что привело к настоящей битломании – потоку сопутствующих товаров, вроде книг, игрушек и фигурок.


 «Как только я преодолел отметку в пятьсот газет», вспоминал Уокер, «я начал ощущать огромную ответственность перед моими читателями, практически боязнь сцены. Если сегодня я поработал на славу, я должен также хорошо выступить завтра, даже лучше, если это возможно. В этом бизнесе если ты не движешься вперед, то реверсируешь». Beetle Bailey в 1965 годустал вторым стрипом в истории после Blondie, преодолевшим отметку в тысячу газет.


 2 октября 1950 года в качестве запасного фичера всего в семи газетах дебютировал Peanuts. Стрип благодаря своему формату в четыре одинаковых квадратных панели мог быть преобразован и напечатан как вертикально, так и горизонтально (большинство газет публиковали его горизонтально). Он выделялся на фоне прочих простой, но эффектной графикой, и поэтому практически не пострадал, когда редакторы вскоре уменьшили размер газетных страниц.




Peanuts.


 Peanuts начался как юмористический стрип, чьими героями были стереотипичные дети, оказывающиеся в стереотипичных ситуациях. Но Чарльз Шульц быстро сменил направление серии. Герои Peanuts быстро обзавелись личностями взрослых, то есть по-настоящему взрослых людей, а юмор в серии постепенно стал все более интроспективным.  В эпоху, когда телевидение привлекало миллионы своей новизной, стрип, который был полон мудрости и остроумия и одинаково хорошо воспринимался как детьми, так и взрослыми, был именно тем самым «спасательным кругом», за который ухватились синдикаты. 


 В шестидесятые, начиная с серии телевизионных рекламных роликов, сделанных по заказу Ford Motor Company, Шульц показал как комиксы можно адаптировать под нужды других медиумов. В 1962 году книга Happiness Is a Warm Puppy стала национальным бестселлером. A Charlie Brown Christmas Special был одним из самых популярных мультфильмов в 1965 году, а стартовавший на Бродвее в 1967 году You’re a Good Man, Charlie Brown стал наиболее часто исполняемым мюзиклом в истории американского театра.  



Peanuts.


 В семидесятых годах стрип Шульца стал коммерческим левиафаном. Снупи стал международной звездой, а товаров по стрипу выходило чуть ли не несколько тысяч наименований. Выпускались и телефоны в форме Снупи, и зубные щетки с его доброй физиономией, и дизайнерские куклы и даже золотые украшения. В 1972 году Снупи даже баллотировался в президенты! Персонаж Шульца застал врасплох Японию, обладающую слабой сопротивляемостью к милым и добрым существам кавайной наружности. В восьмидесятых годах Снупи уже появлялся на стадионах в качестве маскота и взирал на спешащих по своим делам жителей мегаполисов с рекламных баннеров размером с небоскреб. 


 Творение Шульца было идеальным сплавом простой графики, тонкого юмора и коммерческого потенциала. Peanuts не только очень хорошо приспособился к тяготам газетной публикации, став отлично выглядеть даже в уменьшенном формате, он революционизировал медиум газетных стрипов. Следующее поколение картунистов - Линн Джонстон (For Better or Worse), Кэти Гайсуайт (Cathy)и Патрик МакДоннел (Mutts) - открыто признавало влияние Шульца и было обязано ему своей славой.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

THE HUNTER by Richard Stark/Ричард Старк "Охотник"

THE HUNTER by Richard Stark «Когда румянолицый парень в «Шеви» предложил подвезти его, Паркер велел ему убираться к черту».  ...