воскресенье, 17 июня 2018 г.

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2




Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip, который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма. Стрип стартовал в 1961 году и концептуально сильно отличался от большинства выходящих тогда (да и сейчас, пожалуй) серий. В нем два художника, Сэм и его ассистент, переживали приключения в выдуманном ими же стрипе. Стрип при этом им полностью подчинялся. В Sam’s Strip часто заглядывали на огонек другие персонажи комиксов, такие как Желтый Малыш, Джиггс из Bringing Up Father, Дагвуд из Blondie, или Чарли Браун. Сэм с ассистентом обсуждали внутреннюю кухню создания стрипов и секреты жизни между панелями. Несмотря на высокое качество стрипа, его концепция показалась читателям слишком эзотерической, и Sam’s Strip, который и так публиковался всего в шестидесяти газетах, был отменен в 1963 году.





Sams strip.


Другим странным филером был Eek and Meek Говарда Шнайдера, впервые вышедший в 1965 году. В нем два главных героя, которые сильно смахивали на крыс, спорили о смысле жизни, прогуливаясь по абстрактному миру. Шнайдер рассматривал стрип как средство самовыражения, поэтому неудивительно, что порой Eek and Meek казался нарочито сложным. Тем не менее серия просуществовала множество лет, а в 1982 году Ик и Мик чудесным образом превратились в людей.


Eek and Meek.


В шестидесятые годы, когда вестерн вышел из моды, было создано целых два запоминающихся стрипа в этом жанре. Действие Tumbleweeds Тома Райана разворачивалось в небольшом тихом поселении, населенном ковбоями, индейцами, бандитами и законниками. Вестерн редко ассоциируется с комедией, но Райану удалось сделать Дикий Запад привлекательным и смешным, сеттингом, идеально подходящим для демонстрации бескровных и умных сцен. Не менее удачным оказался и Redeye Гордона Бесса, о котором говорили, что «этот стрип такой же современный, как и мини-юбки».




Tumbleweeds.


В 1968 году Морт Уокер придумал очередной удачный стрип, Boner's Ark. Началась серия как роскошная пародия на всем известный эпизод из Книги Бытия, в котором Ной готовится к великому потопу, строя судно и собирая разную живность. Капитан «ковчега» из Boner’s Arkже совершает монументальную ошибку и берет на судно всего лишь по одному животному каждого вида. Животные, правда, обладают запоминающимися характерами и ведут уморительные диалоги обо всем на свете, пока титульный ковчег бороздит бесконечный океан. После того, как Уокер прекратил быть вовлеченным в производство стрипа, серию продолжил Френк Джонсон, который рисовал ее до 2000 года. 




Boner's Ark.


Герои стрипа Говарда Поста The Dropouts, Альф и Сэнди, были этакими «Робинзонами», живущими на необитаемом острове, расположенном где-то посреди необъятного океана. Сеттинг серии был популярен у картунистов, работающих для юмористических журналов (и даже стал клише), и Пост без стеснения позаимствовал его для своего стрипа. После того как Пост исчерпал все свежие идеи для шуток и осознал ограниченность не богатого на события окружения, он переселил героев на другой остров, который уже был населен пестрыми и забавными персонажами.






До начала битломании в Америке оставались считанные месяцы, когда газетные страницы оккупировала другая звезда туманного Альбиона. 16 сентября 1963 года на газетных страницах появился стрип об Энди Кэппе – миниатюрном англичанине, не расстающемся со своей клетчатой кепкой. Этот антигерой был придуман Регом Смайтом в 1957 году, и до того, как покорить Америку, стрип о Кэппе публиковался в двадцати восьми странах, будучи очень популярным. И хотя Энди в жизни не работал ни дня, предпочитая сидеть в пабе и потягивать «Гиннесс», он мигом завоевал сердца работяг во всем мире. На заре существования Энди был настоящим рисованным мерзавцем, предпочитающим бить жену и проводить вечера с фигуристой официанткой паба, но Смайт быстро притушил градус семейного насилия в стрипе. В 1968 году в интервью Смайт признался, что «(Эдди) является ужасным маленьким человечком - нет, правда – и я всегда сам смущаюсь того, что он вытворяет». «О, я знаю, что по утрам его похождения поднимают настроение публике, но порой я беспокоюсь о его поведении, о примере, который он подает».


Смайт был не первым картунистом, пытавшимся взять штурмом Америку. После того, как стрип Гарри Ханана о приключениях жалкого бродяги Louie начал публиковаться в американских газетах в 1947 году, художник и сам переехал в Нью-Джерси. В 1964 году дебютировал в американских изданиях и Fred Bassett Алекса Грэма, за которым в 1966 году последовал роскошнейший шпионский детектив Modesty Blaise Питера О’Доннелла.


В течение шестидесятых годов самым популярным жанром стрипов оставался юмористически, предназначенный для семейной аудитории. Blondie по-прежнему оставался негласным королем, печатаясь в тысяче с лишним газет, а Peanuts, Dennis the Menace, и Hi and Lois все еще возглавляли читательские топы. Одним из самых успешных новых стрипов того времени был Family Circus Билла Кина, стартовавший 29 февраля 1960 года. Кин еще с 1954 года работал картунистом, рисуя и сочиняя Channel Chuckles – стрип, посвященный телевидению и телепередачам – для синдиката Register and Tribune. «Самые смешные вещи всегда происходят дома», заметил Кин в интервью перед запуском своей новой серии. «Последний год я оттягивался в своем доме в Скоттсдейле, Аризона, просто рисуя все, что происходило вокруг. И да простят меня моя жена и пятеро малышей, семейная жизнь и так похожа на бесконечный юмористический стрип».






Family Circus.


Герои стрипа, малыши Билли, Долли и Джеффри, были списаны с детей самого художника. The Family Circus в 1961 году уже печатался в 125 газетах, но популярность серии подстегнул конкурс, устроенный Кином и редакторами. Читателей призывали угадать имя, пол и дату рождения нового героя стрипа, малыша, который должен был родится у основных героев стрипа, семейной пары, наделенной какой-то неиссякаемой энергией. Малыша в итоге назвали Питер Джон, а маленькие братья и сестры величали его не иначе как Пи Джей. 


Стрип Кина был автобиографичным и очень красивым. Художник умел запечатлеть яркие бытовые моменты, драму и радости, связанные с воспитанием детей. Опрос, проведенный газетой Des Moines Register в 1966 году, показал, что стрип Кина является любимым по мнению всех без исключения возрастных категорий читателей, опережая Blondie, Peanuts и Pogo. Кин номинировался в 1967 году на премию Национального Общества Картунистов, а Family Circus продолжил набирать популярность. 


В 1965 году взвод юмористических стрипов пополнил рядовой Tiger – стрип Бада Блейка. Tiger был нарисован в узнаваемом и в то же время характерном стиле, а талант и мастерство Блейка высоко ценили все его коллеги. Стрип был отмечен двумя наградами Национального Общества Картунистов в семидесятых годах и еще одной, полученной в 2000 году, и на пике славы публиковался в 400 газетах.

Tiger.


Художников стрипов интересовало не только идиллическое изображение семьи. Вскоре стрипы вроде Family Circus или Tiger, стали соседствовать на газетной странице с сериями о дисфункциональной семье. В 1965 году дебютировал Born Loser Арта Сенсома – гомерически смешной стрип о неудачнике, который подвергался насмешкам как в офисе, так и в кругу семьи. Ответом King Features Энди Кэппу был фичер Боба Вебера под названием Moose, рассказывающий о лентяе, едва обеспечивающем семью из пяти человек. В 1968 году в стрипе Билла Хеста The Lockhorns в битве полов сходились Лоретта и Лерой Локхорны – бездетная пара супругов, бесконечно упражняющаяся в остроумии и язвительности. 


В шестидесятые жанр gag-a-day (и без того обширный) пополнился новыми сериями, концентрирующимися на изображении какого-то одного члена семьи. Героями Ponytail Ли Холли и SeventeenБернарда Лански были подростки с их типичными проблемами и переживаниями. Trudy Джерри Маркуса были хрониками одной домохозяйки. Marmaduke Бреда Андерсона рассказывал о домашнем питомце. Amy, стрип, который унаследовал у Гарри Мейса художник Джек Типпет, фактически был калькой с Dennis the Menace с девочкой в главной роли. 


 Расовая интеграция в комиксах произошла достаточно поздно. В течение десятилетий основой медиума были расовые карикатуры и стереотипы, но ситуация изменилась в поствоенные годы, пусть и незначительно. Только в шестидесятые годы, после успехов борцов за гражданские права и их инициатив, чернокожие картунисты наконец стали публиковаться в газетах, а в стрипах появились реалистичные афроамериканские персонажи.


После Второй Мировой войны чернокожие художники могли рассчитывать только на работу в так называемой «черной прессе» - изданиях, пишущих для афроамериканцев. The Chicago Defender, Pittsburgh Courier и Baltimore Afro-American были в числе основных газет, публикующих работы чернокожих художников. Одним из самых долгоиграющих стрипов был Bungleton Green, который дебютировал в 1920 году и публиковался поочередно аж в шести изданиях до 1968 года. Среди картунистов, которые могли серьезно повлиять на жанр в случае, если бы их работы публиковались национально, были Олли Харрингтон (Bootsie) и Джеки Ормс (Torchy Brown)


Первым картунистом, преодолевшим расовый барьер, был Элмер Симмс Кэмпбелл. Его рисунки роскошных дам, публикуемые в Esquire, привлекли внимание синдиката King Features. Синдикат начал публикацию воскресного стрипа Кэмпбелла Hoiman в 1937 году, и ежедневного стрипа Cuties в 1943. Cuties, кстати, публиковался до самой смерти художника в 1971 году. Впрочем, очень немногие из читателей знали, что Кэмпбелл был чернокожим.


Морри Тернер начал высылать свои питчи синдикатам еще в пятидесятых годах, но только в 1965 году у него купили первую серию стрипов. Wee Pals был первым стрипом, нарисованным чернокожим художником, который печатался в крупных газетах. Поначалу его публиковали только пять газет, но после убийства Мартина Лютера Кинга в 1968 году список клиентов Тернера начал расти.  За стрипом Тернера последовали и другие. Luther Брумсика Брендона стартовал в 1968 году, а в 1970 начал выходить Quincy Тэда Ширера.


 Героями всех этих стрипов были дети. «Темнокожие дети (в глазах редакторов и читателей) выглядят значительно менее угрожающими, чем темнокожие взрослые», заметил Брендон. «Жаль, что так происходит».


Однако процесс, начало которому положили чернокожие художники, уже был запущен. Теперь и создатели мега-популярных серий начали экспериментировать, «подселяя» чернокожих персонажей в стрипы. Поначалу обжегся Хэнк Кетчам, неудачно нарисовавший одного из героев, Джексона. После протестов со стороны редакторов газет, Джексон навсегда исчез из Dennis the Menace. Зато удача сопутствовала Чарльзу Шульцу: его темнокожий Франклин, присоединившийся к касту Peanuts в 1969 году, читателями был воспринят хорошо, но так никогда и не стал постоянным героем серии. Поначалу читатели в штыки восприняли появление чернокожего лейтенанта Флэпа в Beetle Bailey, но Морт Уокер смог утихомирить любых критиков, сделав Флэпа уверенным офицером, гордящимся своими этническими корнями. 


В 1968 году стартовал новый приключенческий стрип Dateline Danger, чьим главным героем был чернокожий футболист, путешествующий по миру в поисках романтики и острых ощущений. Художник стрипа Алден МакУильямс поначалу испытывал проблемы с изображением чернокожих персонажей, но вскоре понял, что «не существует такой вещи как «типичное смуглое лицо», поскольку не существует и такого понятия как «типичное белое». 


В 1969 году Артур Ларо, президент синдиката Chicago Tribune-New York Newsсказал: «в течение многих лет «невидимые люди» Америки – чернокожие, составляющие десять процентов от нашей читательской аудитории – видели себя только в самых скромных вымышленных ролях». Чтобы уничтожить эту несправедливость, синдикатом был запущен стрип Friday Foster, чьей героиней стала чернокожая журналистка.


К 1973 году Dateline Danger и Friday Foster завершились. Оба стрипа рисовали белые художники и оба стрипа так и не смогли привлечь необходимую аудиторию среди читателей афроамериканцев. И хотя индустрия комиксов развивалась быстро, а процесс интеграции в ней был запущен, существовали в ней и многие преграды, разрушить которые могли только последующие поколения авторов.


Газетные комиксы, как и джазовая музыка, являются исконно американской формой искусства. И все же их нечасто удостаивают похвалы сами американцы. Они осознают развлекательную ценность популярных искусств, но очень редко воспринимают их всерьез. Первыми, кто приравнял джаз и комиксы к высоким искусствам, вроде рисования, скульптуры или классической музыки, были европейцы. 


В 1967 году Департамент Декоративных Искусств в Лувре провел выставку под названием The Comic Strip and Narrative Figurative Art. Основная ее часть была отведена для демонстрации американских стрипов. В книге, выпущенной в качестве сопроводительного материала к выставке, группа европейских ученых Société civile d'étude et de recherche des littératures dessinées сошлась во мнении, что «в жанре комикс-стрипов были созданы оригинальные работы, о которых уже нельзя сказать, что они не принадлежат к произведения искусства». 


Американские художники к такой похвале не привыкли. «Как мы вообще оказались в Лувре?», удивлялся Мильтон Канифф.  Национальное Общество Картунистов и Консульство Газетных Комиксов проводили выставки в музеях и галереях искусств. Обе организации задавались вопросом «а возможна ли в принципе организация музея, посвященного истории комиксов в Америке?».


«Приятно видеть, что в настоящее время комиксы испытывают настоящий ренессанс», заметил президент Н.О.К. Джерри Робинсон в 1968 году. «Мы проводили множество выставок по всему миру и многие еще только планируем провести. Но что нам действительно нужно, так это постоянный дом для картунистов и их работ. Стрипы выставлены во многих музеях по всему миру, и мы бы хотели, чтобы и в Америке существовал Национальный Музей, посвященный комиксам». Эта мечта, мечта о доме, осуществится уже в следующем десятилетии. 


(продолжение следует)

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день. Хотел сказать -что это просто шикарная серия постов и что с нетерпением жду продолжения.Вы сделали большое дело - и всерьез увлекли меня стрипами. Пока Я купил лишь Liberty Meadows, Кальвина и Хоббса и Нэми, но думаю увеличивать количество новых серий.
    С Вашей подачи - купил себе The Comic Strip Century: Celebrating 100 Years of an American Art Form.

    Думаю взять себе такие вот книги:
    1)The Smithsonian Collection of Newspaper Comics
    2)Comics Illustrated History Of Comic Strip Art HC
    3)Drawing Power Compendium Of Cartoon Advertising Sc
    4)King Of Comics HC 100 Years King Features Syndicate
    5)Heroes O/T Comics HC Portraits Pioneering Legends
    6)American Comic Book Chronicles HC
    7)Grailpages Original Comic Book Art And The Collectors Sc

    Не подскажите - что из этого списка - стоящее. И на что еще обратить внимание - если интересна история стрипов и комиксов. Заранее большое спасибо.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...