среда, 6 июня 2018 г.

PARADISE LOST - CHAPTER 5, PART 1



ГЛАВА ПЯТАЯ

1940-1950


Америка выжидала, наблюдая за тем, как в Европе бушует пламя войны. 10 мая 1940 года немецкая армия осуществила «План Гельб» и захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, а уже в июне оккупировала Францию. В июле месяце немецкие воздушные войска начали бомбить приморские города вдоль английского канала. 13 августа люфтваффе начали атаковать с воздуха крупные британские города. Перед натиском Оси пали Румыния, Югославия и Греция. 22 июня 1941 года началось крупнейшее в истории вторжение, когда три миллиона немецких солдат начали наступление на Советский Союз.

В Америке мнения граждан о войне менялись. Согласно опросу, проведенному в декабре 1939 года, 67опрошенных американских граждан были против вовлечения страны в кровавый конфликт, однако полгода спустя уже 67,5опрошенных сочли, что европейскому союзу необходима поддержка сил Соединенных Штатов. 17 декабря 1940 года президент Рузвельт представил свой план «Лендлиз», согласно которому Америка поставляла необходимые товары в обмен на будущую компенсацию. 4 февраля 1941 года конгрессмен из Огайо Джон Ворис выступил с критикой плана президента в Палате Представителей США, заметив: «Наша позиция теперь напоминает ту, которой придерживался друг моряка Папая – «вы с ним подеритесь». «Лендлиз» тем не менее был одобрен в марте – за него проголосовали 260 против 165 голосов, – после чего Америка доставила в Британию товаров на семь миллиардов долларов: пищу, танки, грузовики, оружие, амуницию и прочее. Был подготовлен так называемый «арсенал демократии» - товары, которые помогли бы Америке успешно вступить в войну.

7 декабря 1941 года японские войска нанесли внезапную атаку на военную базу в Перл Харборе, а уже три дня спустя Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. 

В 1939 году всего два процента промышленной продукции Штатов составляли товары, имеющее отношение к военно-оборонному комплексу. Спустя год после атаки на Перл Харбор эта цифра выросла в четыре раза. К 1944 году оборонный бюджет составлял 45% от валового национального продукта. В 1939 году в армию записались сто восемьдесят тысяч добровольцев. В течение года после подписания актов о «выборочной тренировке» и «военной службе», эта цифра увеличилась до одного миллиона человек. Места мужчин тем временем занимали женщины – к 1943 году шестнадцать миллионов женщин трудились на должностях, ранее занимаемых мужчинами.

Ради достижения победы сплотилась вся нация. Американцы накупили военных облигаций на сто тридцать пять миллиардов долларов, выращивали пищу самостоятельно в «садах свободы», разбитых в частных резиденциях и городских парках, записывались добровольцами на гражданскую службу. Дети собирали цветной металл и резину, которые шли на переработку. Городские жители начали получать пищевые пайки и талоны на бензин. Объединенные организации обслуживания вооруженных сил заручились поддержкой четырех сотен актеров и музыкантов (в числе которых были Боб Хоуп, Бинг Кросби и Дюк Эллингтон), которые давали представления для солдат по всему миру. Голливудские продюсеры и режиссеры поставили огромное множество пропагандистских и военных фильмов, а свыше двадцати девяти тысяч работников кино индустрии отслужили свое в вооруженных силах.

Картунисты внесли свою лепту, создавая специальные иллюстрации для правительственных агентств, лично встречаясь с ветеранами и превратив свои серии в духоподъемные памфлеты о чести и доблести. Попай, например, стал официальным (пусть и нарисованным) лицом военно-морского флота, появившись в серии рекламных постеров, призывающих записываться в добровольцы. Эл Кэпп создал отдельную воскресную серию стрипов для министерства финансов в 1942 году: Small Fry, позже переименованный в Small Change, призывал граждан покупать военные облигации и распространялся совершенно бесплатно. Движение Little Orphan Annie’s Junior Commandoes, названное в честь сюжетного арка в стрипе Гарольда Грея, летом 1942 года организовало свыше ста миллионов детей: разделенные на группы, дети собирали металлолом, газеты и старые автомобильные покрышки, сдавая этот скарб на фабрики по производству военных товаров. Группа картунистов, включающая Мильтона Каниффа, Гаса Эдсона, Эрни Бушмиллера и Руба Голдберга, давала представления в формате «chalk-talk» раненым солдатам в госпиталях. 

«Рыцари чертежной доски вносят свою лепту, приближая день победы Дяди Сэма над фашистской Осью», провозгласил Editor & Publisher 19 сентября 1942 года. «Картунисты, чьи стрипы публикуются в газетах по всей стране, записались добровольцами, помогая не пасть духом как нашим храбрецам на фронте, так и оставшимся дома гражданским». 

Те авторы, которые не могли служить самостоятельно, заставляли нести службу героев своих стрипов. Джо Палука записался в армию в конце ноября 1940 года, то есть почти сразу же после того, как был объявлен национальный призыв. Создатель Joe Palooka, Хэм Фишер, последил Форт Дикс в Нью-Джерси с целью собрать необходимые данные для ключевого эпизода стрипа, в котором Палука отправляется в на фронт. В течение последующих шести лет простоватый чемпион по боксу будет служить своей стране верой и правдой, но так никогда и не дослужится до чина выше рядового.

Терри Ли, герой Мильтона Каниффа, стал военным летчиком, а его напарник Пэт Райан дослужился до лейтенанта на флоте. Капитан Изи Роя Крейна был капитаном разведки. Тилли, героиня Tillie the Toiler Расса Вестовера, вступила в женский корпус вспомогательных войск. Скизикс из Gasoline Alley Фрэнка Кинга был капралом в артиллерийских войсках. Герои Билли ДеБека Снаффи Смит и Барни Гугл записались в армию в 1940 и 1941 годах соответственно. 

Другие герои стрипов нашли себе работу в тылу. Секретный агент Корриган, тогда еще именуемый Икс-9, помогал ФБР ловить шпионов.  Дик Трейси работал под прикрытием, помогая военно-морской разведке. Фреклс и его друзья активно сотрудничали с Красным Крестом. Блонди и Дагвуд, Мэгги и Джиггс, Энди и Мин и многие другие знаменитые комиксные пары продолжали жить своей жизнью, тем самым давая читателям почувствовать хоть какую-то стабильность. Война войной, но семейные дрязги и быт никуда не деваются, и МакМанус, Янг и Смит делали все возможное, чтобы и развлечь и отвлечь читателей от горестных мыслей. 

Многие художники, оставив работу, записывались в армию. Так, например, Алекс Рэймонд сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до чина майора, повидав активные боевые действия в июне 1945 года и попутно создав десятки памятных военных постеров, ныне считающихся культовыми. Создатель Smilin’ Jack, Зак Мосли, служил в рядах гражданского Воздушного патруля, выслеживая подлодки. Гас Ариола запустил свой стрип Gordo 24 ноября 1941 года, за две недели до атаки на Перл Харбор. Он прекратил производство серии в октябре 1942, записавшись в армию. Ариола в итоге продолжил создание воскресных выпусков Gordo в мае 1943, но ежедневный стрип уже был передан другому художнику, и только в 1946 году Ариола вновь стал единственным автором серии. Берт Крайсман, сменивший на посту художника Scorchy Smith Ноэля Сиклса в 1936 году, записался в военно-воздушные войска. 23 января 1942 года Крайстман был убит пулеметным огнем в небе над Бурмой, не успев спуститься на парашюте к земле.




Gordo.


Были среди художников и те, кто стал профессионалом уже на фронте. Билл Молдин, которому в 1940 году исполнилось всего восемнадцать лет, начал рисовать стрипы для военной газеты 45th Division News. Молдин участвовал в боях в Италии и Франции, был ранен в битве под Салермо в 1943 году. Его самой знаменитой военной серией стрипов стала Up Front, героями которой были два усталых небритых солдата Вилли и Джо. Комикс публиковался в Army Times, Stars and Stripes и был собран в два толстых сборника, а начиная с 17 апреля 1944 года его стал публиковать синдикат United Features. В 1945 году за свой бескомпромиссный стрип Модлин был награжден Пулитцеровской премией.




Up Front.


В одной из своих книг, The Brass Ring, Молдин заявил, что однажды с ним встретился сам генерал Джордж Паттон. Разозленный честным описанием будней пехоты, Паттон накричал на картуниста: «Вам так же хорошо, как и мне, известно, что армия не может существовать без уважения, которое солдаты должны испытывать к офицерам. Чего вы хотите добиться, чертового бунта?». Модлин ответил Паттону, что он всего лишь рисовал то, что видел и отказался менять свой подход к творчеству.

Демобилизовавшись 15 июня 1945 года, Молдин вернулся домой и адаптировал свою серию под формат газетного однопанельного стрипа, изначально названного Sweatin’ It Out. Стрип критиковали как слишком политизированный и серьезный, плохо сочетающийся с остальными сериями на газетной странице. Как только контракт Молдина с United Features истек, серию тут же закрыли.

Перед тем, как быть призванным на службу в июне 1941 года, Джордж Бейкер работал на студию Диснея. Престижный журнал Life в ту пору проводил конкурсы, и Бейкер умудрился выиграть один из них, тем самым завладев вниманием редакторов нового военного журнала Yank. Редакторы попросили картуниста придумать для издания новую серию стрипов. «Мне нужно было описать обычного солдата», вспоминал Бейкер, «моральное состояние солдата меня интересовало больше, чем его внешний вид. Поэтому мой герой всегда выглядел усталым, беспомощным и подавленным». Бейкер назвал свой новый фичей Sad Sack, и да, это действительно была часть фразы «sad sack of shit».



Sad Sack.


Sad Sack стартовал 17 июня 1942 года и мигом завоевал читательскую любовь солдат. Simon and Schuster издало сборник стрипов Молдина в 1944 и 1946 годах, а Consolidated News Features получил право распространять серию, продав ее в тридцать газет. В 1945 году Bell Syndicate занялся дистрибуцией Sad Sack, а годом позже главный герой серии стал гражданским. Воскресные выпуски стрипа публиковались вплоть до середины пятидесятых годов. Комикс-адаптацию ждал куда больший успех: Harvey Comics публиковали его с 1949 по 1982 годы. Художником комикса выступал автор Gizmo & EightBall Фред Родс.

В течение первой половины сороковых годов для военного персонала издавалось множество газет и журналов, разнившихся по формату, объему и тематике. Помимо новостей, фотографий, писем и пин-ап-постеров в них часто публиковались и стрипы. В таблоиде Star and Stripes, выходящем каждый день тиражом в миллион копий, печатались Up Front Билла Молина, Sad Sack Джорджа Бейкера, Male Call Мильтона Каниффа, G.I. Joe Дейва Бергера, Hubert Дика Вингерта и The Wolf Леонарда Сенсона. Другой журнал с тиражом в два с половиной миллиона копий, Yank, также печатал стрипы Молдина, Бейкера и Бергера. В Leatherneck, ежемесячном журнале, издаваемом при поддержке военно-морских сил, печатали Hashmark Фреда Ласвелла и Gizmo & Eightball Фреда Рода.





Летом 1942 года армия США учредила Camp Newspaper Service – организацию, ставшую распространять газетные фичеры и стрипы в три тысячи газет для военнослужащих. CNS еженедельно отправляло материалы в военные базы по всему миру. Среди серий, которые газетные синдикаты разрешали публиковать бесплатно, были Gasoline Alley, Smilin’ Jack, Blondie, Nancy, Li’l Abnerи Joe Palooka

Мильтон Канифф, будучи больным флебитом, для военной службы был не пригоден, что не помешало ему активно сотрудничать с армией и государственными учреждениями. Канифф создавал специальные иллюстрации для множества организаций, лично навещал ветеранов в госпиталях и создал отдельный стрип Terry and the Pirates, распространяемый эксклюзивно Camp Newspaper Service. После того, как один из редакторов во Флориде пожаловался на нарушение территориальной эксклюзивности (на соседней военной базе бесплатно раздавали газету с Terry and the Pirates), Канифф решил создать другую серию для публикации в военных газетах. Male Call дебютировал 24 января 1943 года. Героями его были не персонажи из Terry and the Pirates - вместо этого газетные страницы оккупировала темноволосая femme fatale, неровно дышащая к мужчинам в форме. 



Male Call.


«Мисс Лейс была, возможно, самым желанным рисованным творением всех времен, мечтой любого сражающегося мужчины», вспоминал Билл Молдин. «Мильтон Канифф рисовал ее настолько женственной, что она затмевала все пин-апы, и при этом он ни цента не заработал на ней». Приблизительно пятнадцать миллионов военнослужащих каждую неделю с нетерпением ждали новых выпусков стрипа, длящегося с 1943 по 1946 годы.

В то время как издания для военных процветали, газетные синдикаты затягивали пояса потуже – зарубежные рынки были закрыты. Особенно сильно пострадал крупнейший из синдикатов - King Features, у которого было двадцать шесть зарубежных представительств. После того, как нацисты вторглись в Бельгию, Голландию и Францию, в этих странах была запрещена публикация американских стрипов. Издатели в Англии были вынуждены существенно сократить тиражи газет ввиду недостатка бумаги. Ограничения на обмен валюты, закрытие морских путей, потеря выручки с рекламы – все это существенно сказалось на газетном бизнесе. Синдикаты старались компенсировать потерю прибыли, открывая новые рынки. В частности множество материалов предлагалось изданиям, публикующимся в Южной Африке.

Недостаток чернил и бумаги сказался и на всех изданиях, работающих для внутреннего рынка США. 16 февраля 1942 года Atlanta Constitution и Atlanta Journal объявили, что сокращают объемы публикуемых комиксов вдвое с целью экономии бумаги. Среди отмененных стрипов были Jane Arden и Mary Worth’s Family.

Синдикаты быстро отреагировали на тревожные новости, став предлагать все стрипы в уменьшенном формате. 20 апреля 1942 года United Features начал распространять ежедневно публикующиеся стрипы, группируя те по четыре столбца, каждый из которых был приблизительно пять сантиментов в ширину. Специальный комитет Американского Общества Газетных Редакторов 16 февраля 1943 года сообщил, что 70национальных газет публикуют комиксы в ставшим новым стандартом формате. Комитет также предложил сократить размер пузырей с текстом и уменьшить детализацию комиксов, чтобы читателю проще было разобрать, что происходит в стрипах, совсем уж плохо поддающихся «сжатию».

Сами газеты требовали от синдикатов уменьшения цветной комикс-секции до формата «полстраницы» и «1/3 страницы» с целью экономии чернил и бумаги. АОГР предложил существенно урезать ширину страницы выходящих по воскресениям газет. В марте 1943 года King Features анонсировал, что множество его стрипов, включая Blondie, Thimble Theatre, Mikey Mouse, Brining Up Father, Barney Google and Snuffy Smith, будут отныне предлагаться изданиям в уменьшенном формате «1/3 страницы». 

В начале 1944 года президент Newspaper Enterprise Association Фред Фергюсон выразил надежду на скорейшее окончание войны, но заметил, что «даже при увеличении числа необходимых для публикации газет товаров я не вижу причин, по которым газеты захотят вернуться к прежнему формату публикации стрипов. Художники уже приспособили свои серии и добились успеха, пытаясь втиснуться в жесткие рамки. На деле я считаю, что с увеличением плотности текста в пузырях выросло качество самих стрипов». Под «прежним форматом» Фергюсон подразумевал довоенный – ежедневные стрипы для расположения на странице группировались в шесть столбцов, воскресные выпуски стрипов выходили огромными, занимающими целую страницу или половину страницы. К сожалению, Фергюсон оказался прав. Стрипы навсегда оказались пленниками нового формата. Никогда больше газеты не печатали огромные воскресные выпуски, позволяющие полюбоваться мастерством картунистов.

После прекращения боевых действий зарубежные рынки вновь открылись, а международная дистрибуция комиксов стала одной из самых быстрорастущих индустрий. «Мы никогда не занимались рекламой наших изданий в Южной Америке и Европе», подчеркнула Молли Слот, менеджер синдиката Chicago Tribune-New York News, «но война и энтузиазм солдат по отношению к комиксам открыли для нас новые возможности по их сбыту».

Тем временем картунисты создавали все новые и новые серии. В 1943 году Рой Крейн подписал контракт с синдикатом King Features, согласившись создать совершенно новый приключенческий стрип. Wash Tubbs и Captain Easy отныне рисовала ассистент художника, Лесли Тернер, а распространением серий продолжал заниматься Newspaper Enterprise Associations. Новым стрипом Клейна стал Buz Sawyer. Серия дебютировала 1 ноября 1943 года, а героями ее стали храбрый пилот Баз и его друзья. Серия Крйна, подобно Superman, Jungle Jim и Tim Tyler’s Luck, в 1945 году случайным образом ненадолго сменила жанр, став альтернативно-исторической. Когда война закончилась, Крейн не успел завершить крупный сюжетный арк, а поэтому Баз какое-то время по инерции бомбил японцев, хотя художник честно приписывал внизу всех эпизодов «the current story sequence began before the Jap surrender». 





Buzz Sawyer.


В середине сороковых годов и Мильтон Канифф решил запустить новый стрип для другого синдиката. В начале 1945 года художник подписал контракт с издателем Chicago Sun Маршаллом Филдом. На тот момент Канифф все еще работал на Chicago Tribune-New York News, и обязан был рисовать и писать Terry and the Pirates аж до октября 1946 года. Сам Канифф понимал серьезность ситуации, поэтому с удвоенной самоотдачей стремился закончить свой иконический стрип на высокой ноте. Контракт с Филдом гарантировал ему не только 525000$, но и делал его единственным полноправным владельцем стрипа, что тогда было редкостью. Обычно синдикаты соглашались на столь радикальные требования неохотно и только в том случае, когда художник, их выдвигающий, считался знаменитостью. До Каниффа только Хэл Фостер и еще горстка художников сумели убедить начальство, что все вложения в потенциальную серию окупятся сторицей. King Features – синдикат, купивший права на распространение нового стрипа – в рекламной брошюре, выпущенной в мае 1945 года, заявил, что 63 газеты согласились публиковать стрип «вслепую». Когда же Steve Canyon дебютировал 13 января 1947 года, уже 234 издания были уверены, что новый стрип великого картуниста будет успешным.






Steve Canyon.


В течение тридцатых и сороковых годов комиксы безостановочно набирали популярность, а газетные синдикаты искали способы конкурировать с ними. В апреле 1940 года синдикат Chicago Tribune-New York News издал шестнадцатистраничный цветной буклет, габаритами копирующий комикс, который поставлялся с комикс-секцией Chicago Tribune. Трюк сработал и тираж газеты моментально вырос на сто тысяч копий. В ранних выпусках нового приложения Sunday Comics Magazine выходили как старые стрипы, вроде Texas Slim Фреда Джонсона или Bobby Make-Believe Френка Кинга, так и новые серии, включая Streamer Kelly Джека Райана,  Mr. Ex Берта Уитмена и Brenda Starr, Reporter Дейла Мексика.

Streamer Kelly.

Brenda Starr.


Виктор Фокс, бывший бухгалтер, работавший на Detective Comics, заявил, что синдикаты могут пытаться имитировать формат комикса, только толку от этого не будет, пока юным читателям будет предложен не только «формат», но и «сюжет» комикса. Фокс основал свое издательство и позже утверждал, что суммарный тираж выпускаемых его компанией изданий превышал пять миллионов копий. Синдикат The Fox Feature также предлагал газетам стрипы – в воскресном и ежедневном формате, - являющиеся адаптациями популярных комиксов, таких как The Blue Beetle, The Green Mask, Spark Stevens и Red Dexter. В мае 1940 года Фокс анонсировал новое издание, бывшее по совместительству новым форматом, неким переходным звеном между стрипами и комиксами. Фокс предложил изданиям шестнадцатистраничное комикс-приложение, не уступающее по формату самим газетам, в котором печатались бы не стрипы, но комиксы. Однако никаких доказательств того, что Фокс воплотил обещание в жизнь, не существует.

Впрочем, сама идея «мини-комикса» была удачной и люди, поверившие в ее успех, нашлись достаточно быстро. Уже в июне 1940 года небольшой синдикат The Register and Tribune издал свое газетное приложение, которое изначально купили всего пять газет. Приложение состояло всего из трех комиксов, каждый из которых насчитывал от четырех до семи страниц. Главной серией был детектив о Денни Кольте – борце с преступностью, скрывающегося под стильной черной маской и носящего псевдоним Spirit. Рисовал фичер молодой художник Уилл Айснер. Два других комикса, Lady Luck и Mr. Mystic, также были написаны Айснером, но нарисованы другими людьми.

Самым успешным комиксом из предложенных читателям был The Spirit. Ежедневный стрип о Дэнни Кольте выходил с 13 октября 1941 года по 11 марта 1944 года. Комикс-версия же публиковалась двенадцать лет, продаваясь тиражом в пять миллионов экземпляров еженедельно. Стрип Айснера сейчас считается классическим, очень сильно повлиявшим на комиксы шестидесятых годов. Так, например, концепцию splash-page – кадра на всю страницу – популяризировал и вознес на невиданные высоты именно Айснер. The Spirit, на мой взгляд, является лучшим комиксов сороковых годов, на световые годы опережающим все, что тогда выходило на рынке. 




The Spirit.


Синдикаты же, следуя примеру Айснера, продолжали публиковать стрипы о самых разных борцах с криминалитетом, но те отказывались приживаться на газетных страницах. 

В ноябре 1945 года Editor & Publisher организовал прием в отеле Астор, в Нью-Йорке, с целью написать большой материал о женщинах-картунистах. По этому поводу были приглашены самые известные художницы комикс-стрипов. Среди прочих прием посетили Эдвина Дам (Cap Stubbs and Tippy), Хильда Терри (Teena), Тара Миллс (Miss Fury), Один Во (Dickie Dare), Дейл Месси (Brenda Starrи Вирджиния Кларк (Oh, Diana). «Это собрание было исторически важным. Оно не только впервые свело воедино множество женщин карутнистов, оно ознаменовало собой возвращение женщинами важных позиций в медиуме, тех, которые занимала много лет назад Кейт Кару, создавая The Angel Child», заявил Editor & Publisher.  

Tippie.

Teena.
Miss Fury.


Первые сорок лет в комиксах и правда доминировали авторы-мужчины, но талантливые художницы, рисующие стрипы и иллюстрации, порой добивались в выбранной ими профессии успехов, которые и не снились представителям сильного пола. Среди первых женщин-авторов стрипов были Роз ОНилл (The Kewpies), Грейс Дрейтон (Dimples), Нелл Бринкли (The Adventures of Prudence Primm) и Этель Рейс (Flapper Fanny)

Dimples.

Flapper Fanny.



Бринкли была одним из самых успешных авторов двадцатых годов, рисуя феноменальные иллюстрации в стиле ар-деко, которые и стрипами-то назвать язык не поворачивается. Успех Apple Mary Марты Орр и других серий был куда скромнее, а в тридцатых годах количество авторов-женщин в индустрии так и вовсе сократилось в связи с популярностью приключенческого жанра. 








Стрипы Нелл Бринкли.


«Ни одна женщина-картунист не прорвалась в первые ряды комикс-стрипов», сказал в 1930 году Амрам Шоенфельд. «Газетные стрипы – форма искусства, в которой женщины чувствуют себя скованными. По всей видимости комикс-стрипы требуют от автора наличия юмора и техники, присущих исключительно мужчинам», продолжил он. 

Столь откровенный сексизм в те годы не казался чем-то из ряда вон выходящим. Однако с началом Второй Мировой, когда женщины стали занимать должности, ранее закрепленные только за мужчинами, изменилось и положение вещей в индустрии стрипов. Самым влиятельным начальником того времени тоже была женщина, кстати, - Молли Слотт, ассистент-менеджер синдиката Chicago Tribune-New York News

Синдикат Tribune нанял Слотт в 1914 году в качестве секретарши. В течение 1920-х годов она успешно штурмовала карьерную лестницу: первые семь лет она работала под начальством шести разных менеджеров, у каждого из которых Слотт училась аспектам бизнеса. Слотт выполняла обязанности начальника, пока синдикат подыскивал на эту должность других кандидатов, и в итоге стала незаменимым сотрудником. 

В 1933 году Паттерсон позвал Слотт в Нью-Йорк. Под ее влиянием формировалась секция стрипов, и она оказала значительное влияние на новые серии, такие как Smilin’ Jack, Terry and the Pirates и Smokey Stover. Она также убедила Паттеросна дать шанс стрипу Brenda Starr.

Brenda Starr придумала Далия Мессик – художница, долго высылавшая синдикатам свои стрипы по почте, но получавшая отказ до тех пор, пока она не взяла мужской псевдоним «Дейл». Изначально Brenda Starr должен был стать стрипом о женщине, грабившей банки. Паттерсон, однажды заявивший, что он больше не повторит ошибки, допущенной им ранее – принятия на работу женщины-картуниста, - сразу отказался публиковать стрип Мессик. Но когда Слотт увидела наброски сценария и скетчи, присланные художницей, она увидела потенциал стрипа. По совету редактора Мессик превратила героиню в рыжеволосую обаятельную репортершу, названную в честь киноактрисы Бренды Фрейзер. Паттерсон неохотно принялся распространять Brenda Starr, Reporter, но отказывался печатать стрип в крупнейшей своей газете New York Daily News. Серия дебютировала 30 июня 1940 года в воскресном приложении к Tribune и поначалу выходила только по воскресениям. Ежедневный стрип был запущен позже, в конце 1945 года. Мессик была одной из первых женщин, создавших успешный сюжетный стрип, и продолжала рисовать серию вплоть до 1980 года.



Brenda Starr.


27 марта 1942 года в Нью-Йорке в Американском Национальном Институте Графических Искусств прошла выставка под названием «Комикс-стрип, его древнее и благородное наследие и современная значимость». Национальный Клуб Искусств устроил банкет в честь авторов стрипов, чьи работы были выставлены в музее. На банкете с речью выступил доктор Эммануэль Винтерниц, представитель Метрополитан-музея, заявивший, что по его мнению стрипы являются частью современного искусства. Среди картунистов, посетивших прием, были Алекс Рэймонд, Мильтон Канифф, Руб Голдберг, Гарри Хершфильд, Билли ДеБек, Гарольд Нерр.  

«После всех этих лет стрипы наконец приравняли к искусству», говорилось в статье Editor & Publisher, посвященной освещению мероприятия. «Выставка и ее тур по крупнейшим городам Америки определенно являются данью уважения рыцарям чертежной доски, которые в течение многих лет и поныне продолжают нести счастье в дома многих читателей». 

Широко освещались в прессе не только реальные события, связанные с комиксами и стрипами, но и, так сказать, вымышленные. 16 октября 1941 года Рейвен Шерман, одна из героинь стрипа Terry and the Pirates, погибла. Эмоциональный отклик читателей удивил даже самых скептически настроенных по отношению к комиксам глав синдикатов. Тысячи писем и телеграмм с соболезнованиями и, порой, угрозами начали приходить в офисы газет и синдикатов. Студенты колледжей по всей стране начали устраивать «похороны» благородной Рейвен, бывшей олицетворением альтруизма на комиксных страницах.

В 1979 году Канифф вспоминал: «Я не совсем отчетливо помню о том, как жуткая идея убить Рейвен сформировалась в моем сознании. Возможно, ее катализатором послужило письмо читателя, сказавшего «В ваших стрипах все часто сражаются, но никто никогда не умирает». А может это был рекламный трюк, при помощи которого я хотел разрекламировать Terry…».

Канифф был не первым, кто умело манипулировал эмоциями своих читателей и далеко не последним. Но если его сценарный ход вызвал у читателей чувство сопереживания, гнева и грусти, то чисто маркетинговый трюк Чика Янга, автора Blondie, заставил всю нацию лить слезы радости и умиления. 13 апреля 1941 года Янг анонсировал, что Блонди ожидает второго ребенка, а King Features выплатит сто долларов читателю, придумавшему лучшее имя для новорожденного. Синдикат получил 431275 предложений от читателей. Стараясь перещеголять друг друга, читатели предлагали имена как необычные, так и откровенно странные: Дэгги-Ду, Бутылочное Горлышко, Зефир и т.д. Победительницей же конкурса стала Беатрис Баркен, нарекшая малышку Куки.

Забастовка работников нью-йоркской почты в июле 1945 года повлекла за собой цепь событий, наглядно доказавших насколько важную роль играли стрипы в жизнях обычных граждан. Тысячу семьсот работников профсоюза, требующих выплат пенсий, отказывались развозить газеты и журналы, вынуждая сотни граждан стоять в длинных очередях у новостных киосков.

Мэр города Фиорелло ЛаГуардия понимал, что ему нужно было ублажить собственный электорат, поэтому 8 июля 1945 года он прибыл на местную радиостанцию, где и зачитал в микрофон свежий выпуск Dick Tracy. Не верите? К счастью, запись этого представления сохранилась и теперь находится в свободном доступе, так что если у вас есть желание оценить актерские способности мэра Нью-Йорка, милости просим.

Забастовка продлилась больше двух недель, поэтому ЛаГуардия на следующее воскресенье опять позабавил слушателей прочтением свежего стрипа. На этот раз он читал воскресный выпуск Little Orphan Annie. Забастовка закончилась в следующий вторник. Семнадцать дней читатели обходились без газет, поэтому как только их поставки были налажены, все издания мигом были распроданы – нагнать любимые серии стрипов стремился каждый. 

За те пятьдесят лет, что прошли с появления Желтого Малыша, комиксы и стрипы, начавшиеся как эксперимент на почве газетной публикации, стали важным элементом жизни американцев. Герои комиксов в сороковых годах были повсюду: они покоряли кинотеатры, театральные сцены и радио-программы, смотрели с упаковок сотен продуктов и рекламных щитов. Их приключения пересказывались в книгах и песнях, мюзиклах и джаз-балетах. 

Авторы комиксов не только развлекали людей. Они внесли лепту в современный фольклор и оказали влияние на развитие английского языка. Популярные американские фразы «jeep», «hot dog», «palooka», «dingbat» впервые были произнесены нарисованными устами персонажей комиксов, как и бессмертные «Leapin’ lizards!», «I yam what I yam!» и «great balls of fire». День имени Сэди Хопкинс, героини стрипа Li’l Abner, считается национальным праздником, а Супермен ныне почитается как национальный герой.

На страницах стрипов и комиксов были задокументированы и социальные изменения, трансформировавшие Америку. Как только тиражи газет достигли пика, а комиксы начали адаптировать в другие арт-формы, «cartoon art» стал визуальным языком средств массовой информации. Картунисты изобретали символы и идеи, доступные для понимания и мгновенно узнаваемые. Их замечания на разные темы отличались свежестью взглядов и имели огромное влияние на аудиторию. Как результат этого, лучшие стрипы были «срезом истории» - манифестацией всего, что было популярно в день их выхода, всего, что заботило американских граждан, всего, что имело значение. В комиксах нашли отражение многие исторические события, технологический прогресс, социальные изменения и прочее.

В послевоенные годы газетный бизнес столкнулся со множеством проблем, но комиксы и стрипы продолжали оставаться важнейшей частью индустрии развлечений. Не будет преувеличение сказать, что невозможно постичь американскую историю, не поняв и оценив при этом американские газетные стрипы.

(продолжение следует)

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...